2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


Важным направлением эффективной деятельности оптовых предприятий в рыночных условиях являются расширение перечня и повышение качества оказываемых оптовых торговых услуг. В широком смысле, оптовую продажу товаров розничным покупателям, товароснабжение магазинов также следует рассматривать как одну из форм оптовых услуг.

Субъектом спроса на рынке оптовых услуг могут выступать предприятия и организации различных форм собственности и различных структур, частные лица, в том числе и производители товаров, оптовые потребители, торговые посредники и др.

Можно выделить три комплекса оптовых торговых услуг:

1. Производственные услуги по хранению товаров, транспортировке, экспедированию грузов, фасовке, обработке, подсортировке, упаковке товаров и др. В развитых странах на первом месте из представляемых оптовыми предприятиями услуг находятся транспортные услуги, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров, которые за исключением хранения, крайне слабо развиты на отечественных оптовых предприятиях.

2. Посреднические, информационные, рекламные и другие услуги. Они составляют незначительные размеры на наших оптовых предприятиях.

3. Услуги организационного характера, такие как помощь в организации розничной продажи, консультации по правилам эксплуатации и пользования товаром, по вопросам маркетинга изучения рынка и т.д. Система данных услуг также слабо развита на кооперативных оптовых предприятиях.

Деятельность опта, помимо вышеперечисленных видов услуг, может быть связана с оказанием услуг населению. Например, оптово-розничные предприятия, торгующие строительными материалами, должны оказывать широкий комплекс услуг населению, включая комплексные торгово-производственные и потребительские услуги (от информации об устройстве современного дома до строительства и сдачи его «под ключ» покупателю на месте застройки).

Следующим этапом реформирования является решение глобальных задач по возвращению оптовым предприятиям потребительской кооперации их изначального назначения по обслуживанию низовых потребительских обществ и розничной торговой сети с целью оказания им всемерной торгово-хозяйственной и финансовой поддержки в их деятельности.

Направлением решения данной задачи является интегративное сближение оптовой и розничной торговли на различных уровнях кооперативной системы.

Анализ деятельности кооперативной оптовой торговли в Поволжском регионе показывает, что в наиболее трудном положении находятся оптовые хозрасчетные базы райпотребсоюзов и райпо. В настоящее время большинство из них практически не работает, хотя к началу перестройки на их долю приходилось одна пятая часть оптово-складского товарооборота системы и более половины общей складской площади. Особенно важную роль в товарообороте баз данного уровня играли товары хозяйственного и строительного назначения через районные склады проходило более 70% стройматериалов и других непродовольственных товаров.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что перспективным направлением оживления работы баз райпотребсоюзов является создание в крупных потребительских обществах оптово-розничных объединений. Это позволит объединить средства и усилия для решения общих для них функций по закупке, хранению и товароснабжению товарами своих магазинов, а также работу торгово-коммерческого аппарата по оказанию полного комплекса услуг своим клиентам, включая консультативную и информационную помощь в организации торговли, ценообразованием, осуществлением контроля за работой магазинов и т.д.

В достаточно сложном положении находятся сегодня межрайонные универсальные и базы облпотребоюзов, которые также являются важнейшим звеном в товародвижении. В дореформенный период это были в основном межрайонные универсальные базы, областные оптовые предприятия по продаже строительных и хозяйственных товаров, межрайонные склады по продаже лесоматериалов, товаров производственного и хозяйственного назначения, культурно-бытовых товаров, которые были оснащены необходимыми средствами механизации складских операций и укомплектованы квалифицированными кадрами коммерческих и торговых работников.

Для оживления работы данного уровня предприятий оптовой торговли, представляется целесообразным преобразование межрайонных универсальных баз в межрайонные оптово-розничные ассоциации, а областные специализированные базы по торговле строительными материалами в оптово-розничные фирмы. Это позволит объединить участникам свои финансовые и материальные ресурсы, инвестиции, транспортное хозяйство, оптимизировать коммерческую работу по изысканию товарных ресурсов, создать оптимальных механизм взаимоотношений опта и розницы.

Создание оптово-розничных фирм по торговле строительными материалами обусловлено устойчивым спросом сельского населения на данный вид товаров, так как они образуют по своему ассортиментному содержанию важные с точки зрения покупательского спроса потребительские комплексы товаров, требующие специализации и концентрации торгового обслуживания населения, поскольку подавляющее число сельских магазинов реализует товары повседневного спроса и не приспособлены для торговли указанными потребительскими комплексами.

Кооперативная торговля в исследуемом регионе обладает богатым опытом организации оптовой и розничной торговли, имеет хорошую материально-техническую базу по торговле строительными материалами и располагает всеми условиями и предпосылками обеспечить рентабельную работу кооперативных торговых предприятий.

Согласно рекомендаций, изложенных в отчете по НИР на тему: «Разработка основных направлений развития оптовой торговли потребительской кооперации в условиях рынка», проведенной коллективом ученых Московского университета потребительской кооперации под руководством доктора экономических наук, профессора Панкратова Ф.Г. и одобренной на международном семинаре Фонда ТАСИСА, оптово - розничная фирма по торговле строительным комплексом товаров может иметь организационно-правовой статус хозяйственного товарищества, общества или закрытого акционерного общества внутри системы потребительской кооперации, учредителями которого являются облпотребсоюз, райпотребсоюзы, райпо, сельские потребительские общества.

Учредители оптово-розничной фирмы заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию фирмы, размер уставного капитала общества, порядок выпуска и размещения акций и др. условия.

Уставной капитал оптово-розничной фирмы формируется за счет имущественных вкладов учредителей в форме стоимости принадлежащих им складов, складов-магазинов, магазинов по продаже строительных материалов, а также денег, ценных бумаг и др.

Организационно-управленческая и хозяйственная деятельность фирмы осуществляется в соответствии с ее правовым статусом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, (часть 1).

В деятельности оптово-розничной фирмы важная роль должна отводиться сервисному обслуживанию населения, предоставления широкого набора услуг в связи с приобретением и использованием товаров, включая комплексные торгово-производственные и потребительские услуги (например, информация об устройстве современного дома, изготовление по заказам населения изделий для ремонта и строительства жилья, строительство домов на месте застройки и др.)

Не менее важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит розничной торговле. Занимаясь непосредственным обслуживанием покупателей при продаже товаров и оказанием всевозможных услуг, розничная торговля тем самым завершает процесс товародвижения и товарообмена. В этой связи важно определить направления развития розничной торговли, адаптации ее к новым экономическим условиям, которые способствовали бы оптимальному сочетанию интересов всех участников товаропроводящей цепи и конечных потребителей товаров. Розничной торговлей потребительской кооперации накоплен определенный положительный опыт в обслуживании сельского населения. В частности имеется система организации торговли строительными материалами, учитывающая территориальную разбросанность сельского населения, а также сложившиеся традиции решения данного вопроса. В основу этой системы положена модель организации торговли строительными материалами, состоящая из нескольких уровней обслуживания населения: комплексное обслуживание на предприятиях торговли межрайонного значения; обслуживание через специализированные магазины-склады районного значения; организация торговли строительными материалами через существующую сеть специализированных магазинов типа «Хозяйственные товары», «Товары для дома»; организация торговли строительными товарами через магазины «Промышленные товары» непосредственно в селах; организация передвижной торговли в местах массовых застроек. Для рационального формирования ассортимента строительных материалов в розничной торговой сети предлагается их группировка по потребительским комплексам, в основу разработки которых положены особенности образа жизни и проведения досуга сельского населения, сфера применения товаров и другие признаки.

Изложенная система организации розничной торговли строительными материалами, на наш взгляд, является наиболее оптимальной и обеспечивает комплексное обслуживание сельского населения данным видом товаров. Необходимым условием ее успешного функционирования служит четкое взаимодействие всех звеньев товаропроводящей цепи.

Кризисное положение промышленности строительных материалов, оптовой торговли, вызванное экономическими преобразованиями в стране, привело к определенным негативным изменениям в сложившейся системе обеспечения сельского населения строительными товарами. В последние годы в кооперативной торговле значительно сократилось число специализированных магазинов по торговле данным видом товаров, сокращается доля строительных материалов в оптовом и розничном товарообороте.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Бизнес-планирование как форма экономического управления
Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия
Делегирование в системе управленческих действий
Вернуться к списку публикаций