2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


На наш взгляд, перестройку деятельности оптовых баз необходимо проводить в два этапа. На первом этапе предусматривается система мероприятий по ликвидации убыточности оптовой торговли, второй этап предусматривает долгосрочные меры по развитию совершенствованию оптовой торговли потребительской кооперации, восстановлению ее основополагающего назначения по обслуживанию розничной торговой сети низовых кооперативов.

Предлагаемая методика перестройки деятельности кооперативных оптовых предприятий нашла своё отражение в «Программе развития потребительской кооперации Саратовской области на 1997 - 2000 годы».

Для осуществления целей и задач, стоящих перед оптовой торговлей, необходимо осуществление организационно-экономических мероприятий, где основное место отводится диверсификации деятельности оптовых баз и оказанию ими платных услуг.

Понятие диверсификации предполагает расширение видов хозяйственной деятельности, а также изменение сложившихся форм и способов осуществления функций кооперативными оптовыми предприятиями. Основными направлениями диверсификации их деятельности являются:

1) Временное увеличение некооперативного оптового товарооборота как средства выживания в новых экономических условиях, расширение и улучшение ассортимента и качества реализуемых товаров.

Доля некооперативного опта в настоящее время составляет в облпотребсоюзах Поволжского региона 40-50 %. В основном это реализация товаров коммерческим структурам по договорам поставки, а также мелкооптовая продажа непосредственно с территории баз. Анализ показывает, что для сохранения и повышения рентабельности оптовых предприятий региона необходимо расширение данного вида деятельности. В «Программе развития потребительской кооперации Саратовской области на 1997 - 2000 гг.» нами предложено создание предприятия типа «Региональный оптовый рынок» и разработано соответствующее положение. На наш взгляд, это будет способствовать оживлению кооперативной оптовой торговли, расширению ассортимента и улучшению качества реализуемых товаров.

Подобный оптовый рынок создан в Волгоградской области при активном участии облпотребсоюза и уже имеется положительный опыт его работы.

2) Организация оптовыми базами собственной розничной торговли.

Эффективность такой деятельности прошла проверку в странах с развитой рыночной экономикой. К примеру, опросы общественного мнения в США показывают, что многие покупатели предпочитают приобретать товары непосредственно у оптовых предприятий, так как более низкий уровень издержек в опте позволяет реализовывать товары по более низким ценам.

Практика работы передовых кооперативных оптовых предприятий в нашей стране также подтверждает целесообразность организации ими собственной розничной торговой сети, переоборудования и приспособления к розничной продаже освободившихся складских помещений, осуществления по отдельным товарам розничной продажи непосредственно со складов базы, использования развозной торговли и др.

Например, Рязанская оптовая база имеет 6 магазинов, причём численность работников оптовой базы составляют 40 человек, а численность работников в розничной торговой сети 120 человек. Товарооборот на 1 работника магазина составляет не менее 10 млн. руб. в месяц, что обеспечивает уровень рентабельности их работы до 2-4 % и покрывает издержки обращения.

По товарам непродовольственной группы (строительные материалы, культурно-бытовые товары и др.) необходимо развивать специализированную розничную торговую сеть, посылочную торговлю по заказам сельского населения, торговлю по каталогам, выпускать торговые видео каталоги товаров для работников розничной сети, а также для продажи (проката) населению.

Положительный опыт работы по продаже строительных материалов имеется на базе материально-технического снабжения Волгоградского ОПС. Порядка 40 % строительных материалов, доля которых составляет в общем товарообороте базы 45 %, реализуется через собственный магазин-склад «Строительные материалы».

Сочетание оптовых и розничных функций в рамках одного торгового предприятия потребительской кооперации создает необходимые условия для интеграции оптовой и розничной продажи в форме различных оптово-розничных объединений или оптово-розничных цепей.

3) Организация оптовыми базами собственного производства товаров.

Создание производств на освободившихся складских площадях является важным резервом повышения доходности кооперативных оптовых предприятий. Это подтверждают исследования на Энгельсской торгово-закупочной базе Саратовского ОПС в рамках разработки программы выхода из кризиса данного оптового предприятия. Анализ состояния материально-технической базы и сложившихся хозяйственных связей показал возможность организации производственной цепи по переработке зерна в муку и отходы мукомольного производства с последующим производством макаронных изделий из собственного сырья. Предпосылками для развития производства явились:

- наличие мукомольного оборудования;

- наличие складских площадей, уже приспособленных для хранения зерна и готовой продукции;

- наличие оборудования для макаронной линии;

- возможности к формированию прямых хозяйственных связей с производителями зерна и конечными потребителями продукции.

Нами было предложено несколько схем реализации муки, отходов мукомольного производства и макаронных изделий, включающие внутрисистемную реализацию, собственную розничную продажу, а также поставки внесистемным оптовым покупателям, таким как учреждения системы МВД, народного образования, здравоохранения и др.

В настоящее время вся производственно-сбытовая цепочка успешно работает и приносит немалые доходы базе.

Исследование позволило выявить потенциальные возможности к восстановлению рыбопроизводства. Для этого база располагает необходимыми площадями для хранения засоленной продукции, имеются низкотемпературные холодильники для хранения свежемороженой рыбы и площади для засолки, ведутся переговоры по установлению партнерских связей с поставщиками и потребителями продукции. При наращивании объемов производства имеются возможности по формированию фирменной розничной сети.

Весьма перспективной является организация на базах, торгующих строительными материалами, цехов, изготавливающих по заказам населения изделия для строительства и ремонта жилья, вплоть до строительства для застройщиков домов и сдачи их «под ключ» на месте застройки.

4) Сдача в аренду свободных складских помещений и лизинг оборудования.

Высвобождение части складских площадей, произошедшее в результате сокращения складского товарооборота, привело к неэффективному их использованию. В Поволжском регионе площадь областных межрайонных баз используется эффективно менее чем наполовину. В этой связи актуальной становится необходимость сдачи в аренду излишних складских помещений коммерческим и некоммерческим структурам по выгодным для оптовых баз ставкам арендной платы, что позволяет получить дополнительные средства для рентабельной работы.

Так, например, Самарской оптовой базой материально-технического снабжения Центросоюза РФ в аренду сдана складская площадь 800 м2 и доходы составляют порядка 40 млн. руб. в год. На Энгельсской торгово-закупочной базе в аренду сданы 5 низкотемпературных холодильных камер (из 8), что также приносит определенный доход. Такая практика характерна для большинства баз исследуемого региона.

Весьма выгодными для высокомеханизированных оптовых баз являются прямые лизинговые операции, т.е. сдача в аренду машин, торговотехнологического и подъемно-транспортного оборудования, транспортных средств. Это освобождает оптовые предприятия от расходов на их содержание и дает при этом определенную прибыль. По истечении срока соглашения по лизингу арендатор имеет право выкупить оборудование по его остаточной стоимости.

Оптовые базы, реализующие товары хозяйственного и строительного назначения, могут применять прокат механизмов, оборудования, сельхозтехники для крестьянских и фермерских хозяйств, индивидуальной трудовой деятельности. По своему содержанию данный вид деятельности близок лизингу и способен принести немалую прибыль.

5) Создание акционерных обществ и договоров по совместной деятельности на долгосрочной основе с коммерческими структурами и правительством областей.

На этой основе, предполагается создание регионального оптового рынка в Саратовской области с правом участия облпотребсоюза в управлении этим предприятием. Имеется также проект участия (в сумме 2 млрд. руб.) на долгосрочной договорной основе деревообрабатывающего комбината Саратовского ОПС в Программе Правительства области «Свой дом».

6) Сохранение кадрового состава оптовых баз.

С этой целью выведенные за штат в процессе сокращения работники могут привлекаться на контрактной основе к мелкорозничной и мелкооптовой торговле с фиксированным доходом от таких операций. При этом им предоставляются всевозможные льготы по арендной плате за использование складских площадей, пользование транспортом и др.

7) Организация в районах сети филиалов областных баз.

Данное направление предполагает аренду областными базами складских площадей у районных потребительских обществ с целью продвижения областного опта в удаленные районы. Это дает возможность РПС и райпо экономить издержки по доставке товаров, а базам экономически стимулировать их деятельность в зависимости от объема товаров, реализуемых через торговую сеть района, тем самым увеличивая свой оптовый товарооборот.

В качестве примера можно привести организацию Энгельсской ТЗБ Саратовского ОПС своего филиала на рознично - торговой базе Ершовского Райпо. Доля кооперативного опта в розничном товарообороте района составляет порядка 7,5 %. Одной из групп товаров данного филиала являются строительные материалы, которых реализуется в среднем на 130 млн. руб. в год.

8) Совершенствование финансовой и коммерческой деятельности.

Недостаток собственных оборотных средств вынуждает оптовые предприятия прибегать к пользованию банковскими кредитами. В этой связи необходим постоянный контроль за их использованием, поскольку необеспеченность кредитов банка приводит к уплате повышенных процентов. Повысить эффективность финансовой деятельности оптовых предприятий можно также за счет:

- максимального использования основных фондов;

- снижения непроизводительных затрат;

- совершенствования отношений с деловыми партнерами и государственными органами;

- повышения квалификации кадров.

На наш взгляд повышению эффективности деятельности оптового предприятия должны способствовать:

- создание акционерных обществ на базе нескольких учредителей с правом управления ее хозяйственной деятельностью и фиксированными платежами для оптовой базы;

- организация закупок по прямым договорам;

- организация залов товарных образцов для оптовых поставщиков и оптовых покупателей;

- организация мелкооптовой торговли.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Корпоративный имидж - стратегический аспект
Некоторые особенности современной конкуренции
Активный и пассивный портфельный менеджмент
Начальная подготовка предпринимателей
Вернуться к списку публикаций