2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


Рыночная ориентация хозяйственного развития в стране вызвала серьезные трудности в развитии оптовой торговли. Элементы стагнации, происходившие в народном хозяйстве в конце 80-х - начале 90-х годов привели к кризисным явлениям в оптовом звене: снижение объемов оптового товарооборота, сокращение товарных запасов, замедление оборачиваемости товарной массы и, как следствие, убыточность хозяйственной деятельности предприятий оптовой торговли.

Возникшие негативные явления привели к тяжелому кризису и упадку оптовой торговли потребительской кооперации. В настоящее время лишь 10 % розничного товарооборота потребительской кооперации обеспечивается внутрисистемной оптовой торговлей, против 60% в 1990 году.

Сокращение объемов оптового товарооборота в последние годы сопровождалось значительными изменениями в его структуре, в сторону увеличения доли продовольственных товаров и сокращения доли непродовольственных товаров. Резко вырос удельный вес некооперативного оптового оборота, достигнув свыше 70%. Снижение объема товарооборота привело к сокращению товарных запасов в кооперативном опте.


Таблица 3.

Товарные запасы облпотребсоюзов Поволжского региона в 1995 - 1996 годах.


Наименование потребсоюзов

Товарные запасы в днях оборота

на 01.12.95 г.

на 01.01.96 г.

на

01.12.96 г.

Астраханский

Волгоградский

Самарский

Саратовский

Центросоюз

41

39

45

38

50

39

39

40

31

45

49

40

44

40

51

Составлено на основе данных статистической отчетности указанных облпотребсоюзов за 1995 - 1996 гг.


Важным показателем работы кооперативной торговли является оборачиваемость товаров, которая напрямую зависит от величины товарных запасов и структуры товарооборота. Как видно, из данных таблицы 3 в течение 1996 года в потребсоюзах Поволжского региона наблюдается в основном замедление оборачиваемости товаров. Только в Самарском ОПС отмечено ускорение на 1 день. Это позволяет сделать вывод о том, что закупка товаров в данных потребсоюзах ведется без учета реальных потребностей рынка.

В последние годы резко сократилась продажа отдельных групп товаров через оптовое звено. Особенно это относится к товарам сложного ассортимента: мебель, швейные и ковровые изделия, обувь, строительные материалы и др. Розничные предприятия самостоятельно вынуждены закупать товары за наличный расчет. В целом оптовый оборот в 1996 году по большинству потребсоюзов региона составил в сопоставимых ценах по отношению к 1995 году 38,5 %.

Отношение оптового оборота к розничному в среднем по региону сократилось с 46 % в 1990 году до 3,7 % в 1996 году (см. таблицу 5.).


Таблица 5.

Динамика оптового оборота в потребсоюзах Поволжского региона


Наим. потребсоюзов

В действующих ценах каждого года (млн. руб.)

1996 г. в действующих ценах (в разах) к:

1996 г. в ценах 1990 г. (%) к:

Отношение оптового оборота к розничному в действующих ценах года, (в %)

1990

1992

1995

1996

1990

1992

1995

1990

1992

1995

1990

1992

1995

1996

Астраханский

255

1621

4972

2911

11

2

0,59

0,3

1.1

38,55

39,7

27,1

2,6

1,7

Волгоградский

581

3748

12433

40256

69

11

3,24

1,7

5,8

221,83

53,2

29,9

3,7

9,9

Самарский

362

3111

5770

3210

9

1

0,56

0,2

0,5

38,11

43,6

29,5

1,3

0,7

Саратовский

499

3277

10819

7022

14

2

0,65

0,4

1,3

39,67

49,3

33,0

5,0

2,4

Центросоюз

32217

263399

2011810

2053610

64

8

1,02

2,0

5,3

71,36

55,3

40,3

8,8

7,7

Рассчитано на основе статистических сборников «Потребительская кооперация России» за соответствующие годы.


Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что характерными чертами функционирования кооперативной оптовой торговли в Поволжском регионе в последние годы являются:

- распад действовавшего ранее вертикального потока товародвижения;

- сокращение сети оптовых предприятий и складских площадей;

- резкое снижение объемов оптового оборота;

- сокращение товарных запасов и оборачиваемости товаров;

- повсеместное снижение рентабельности работы оптовых баз.

Кризис в оптовой торговле потребительской кооперации обусловил необходимость осуществления текущих мер по ее «выживанию», которые в отдельных случаях нельзя назвать положительными. В частности это относится к расширению некооперативного оптового оборота, составляющего на отдельных базах 70-80 %.

Определенную часть дополнительных доходов оптовые базы получают от лизинговых операций, осуществляемых пока в небольших объемах, а также от сдачи в аренду свободных складских площадей. Наряду с этим все оптовые базы региона развивают собственную розничную торговую сеть, где реализуют товар по более низким розничным ценам за счет сокращения торговых надбавок. В настоящее время объем розничного товарооборота в Поволжском регионе составляет от 8 до 12 % от общего товарооборота оптовых баз.

С целью увеличения доходов и повышения рентабельности на исследуемых оптовых предприятиях почти повсеместно организовывается собственное производство товаров и оказываются платные бытовые услуги. Особенно это имеет место на лесостроительных базах, где создаются мастерские по выполнению заказов покупателей на оконные рамы, дверные блоки и другие виды столярных работ. Однако основное место пока занимает производство продовольственных товаров. К примеру, на Энгельсской торгово-закупочной базе Саратовского ОПС в 1996 году было налажено мукомольное и макаронное производства, в 1997-1998 годах планируется организация производства по засолке и копчению рыбы. С каждым годом все больше практикуется оказание различных видов платных услуг технологического, коммерческого и организационного характера.

Структурная перестройка оптового звена должна предусматривать разнообразие типов и видов оптовых организаций как на федеральном, так и на региональном уровне.

Главная задача оптовых структур в рыночных условиях - это организация товародвижения продукции отечественных и местных товаропроизводителей с учетом исторически сложившихся производств в отдельных регионах страны, а также обеспечение условий выхода на российский и региональный рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что, следуя требованиям товаропроизводителей, структуры оптового звена развиваются на основе выделения в его составе:

- специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним прав собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.д.);

- организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, товарные биржи, аукционеры, оптовые рынки).

Первый вид оптовых предприятий наиболее распространенный и занимает в пределах 60-65 процентов оптового оборота товаров. Эти предприятия, выполняя широкий комплекс операций по торговой массе, замыкают на себе большой круг предприятий розничной торговли. Для их дальнейшей деятельности и специализации необходима стабильная правовая база, финансово-кредитная поддержка и упорядочение налогообложений. Оптовые предприятия второй группы, как правило, выполняют сбытовые операции товаропроизводителей, за исключением предприятий - брокеров, которые одновременно выступают агентами как продавца, так и покупателя. Их доля согласно мировой практики может достигать 15-20 процентов оптового оборота товаров.

Важным звеном оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - это проведение ярмарок областного и регионального значения, проведение аукционов стимулирующих отдельных производителей товаров. Особая роль в организации оптовой торговли отводится организации оптовых рынков с развитой инфраструктурой. Оптовый рынок -это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурными элементами, включающими в себя комплекс помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами (железнодорожными путами, автостоянками и т.д.) имеющих гостиницы, почту, медпункты, банки, службы контроля качества, а также другие службы, способствующие четкой бесперебойной деятельности оптового рынка.

Кризис, происходящий в деятельности большинства кооперативных оптовых предприятий в последние годы, обусловливает необходимость разработки и осуществления концепции по ее реформированию в соответствии с мировым опытом. Конечная цель данной концепции - становление и развитие данной отрасли, эффективное развитие всей системы потребительской кооперации и наиболее полное удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах. Реализация концепции предполагает:

- разработку рекомендаций по изменению организационной формы и структуры оптовой торговли;

- изменение роли, функций и содержания работы оптовой базы;

- диверсификацию деятельности оптовых предприятий;

- внедрение на оптовых базах системы платных услуг.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Бизнес-планирование как форма экономического управления
Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Концепция управления автотранспортным предприятием в условиях нестабильной экономической среды
Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия
Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений
Вернуться к списку публикаций