2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


В качестве подтверждения важности применения прогрессивных технологических решений при организации товародвижения можно привести результаты проведённых в Великобритании исследований, которые показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70 % составляют расходы на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Графически это представлено на рисунке 1.

Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя

Рис. 1. Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя.


Указанные выше расходы, входящие в стоимость товара, для строительных материалов и применительно к уровню технической оснащённости торговли в нашей стране, на наш взгляд, будут ещё выше.

Следовательно, в данной области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек, улучшения качества поставок и повышения конкурентоспособности. В соответствии с приведённым графиком, наибольший разрыв между полной стоимостью и логической составляющей полной стоимости товара наблюдается на этапе розничной реализации, поэтому при проведении исследования основное внимание уделено организации технологического процесса товародвижения стройматериалов на его конечном этапе - в розничном торговом предприятии.

Технологические процессы товародвижения рассматривались как совокупность логистических операций во взаимной увязке с организацией торговли, её экономической эффективностью и уровнем торгового обслуживания населения. Объектом исследования была выбрана наиболее трудоёмкая для переработки группа пиломатериалов, где внедрение прогрессивных технологических решений обеспечит существенное снижение затрат на продвижение товара. Исследование проводилось на основе данных о продаже строительных материалов по рознично торговой базе Ершовского райпотребсоюза Саратовского ОПС за 1996 год.

В структуре товарооборота базы пиломатериалы занимают ведущее положение. В 1996 году их было продано 110 кубических метров на сумму 88,2 млн. рублей, что составляет 42,7 % в розничном товарообороте данного торгового предприятия. В процессе исследования ставилась цель определить пути снижения затрат на переработку пиломатериалов в предприятиях торговли.

Анализ указанных процессов потребовал детального исследования способов их выполнения, используемых технических средств, затрат времени и труда на работы, связанные с движением товаров.

В результате исследования была составлена транспортно-технологическая схема товародвижения пиломатериалов, где описаны все операции, указаны средства технического оснащения, рассчитаны материальные и трудовые затраты. Помимо этих показателей был произведён расчёт степени механизации производимых работ, который определяется как отношение объёма работ выполненных механизированным и немеханизированным способом и умноженное на 100 %. В нашем случае данный показатель составил 26,4 %.

Произведённые расчёты показывают достаточно низкую степень механизации работ на всём протяжении технологической цепи товародвижения пиломатериалов, то есть практически их переработка более чем на одну треть производится в ручную. Соответственно операции по переработке пиломатериалов являются и наиболее трудоёмкими, о чём свидетельствует соответствующий показатель удельной трудоёмкости переработки (2,2 чел. час/т) равный сумме значений удельной трудоёмкости каждой операции в процессе. Последнее рассчитывается как отношение суммарной трудоёмкости этой операции (рассчитанной на основании данных обследования) к объёму переработанного груза в партии товара.

Основными причинами низкой механизации и больших трудозатрат при выполнении работ связанных с товародвижением длинномерных материалов, к которым относятся и пиломатериалы, являются: поступление их в основном в непакетированном виде, что требует выполнения многочисленных операций на стадии их выгрузки укладки на хранение, разбраковки; необеспеченность кооперативных торговых предприятий необходимым оборудованием и транспортом; использование техники в ряде случаев не на полную их мощность.

Резервом повышения экономической эффективности технологических операций в процессе товародвижения строительных материалов является эффективное использование транспортных средств, прогрессивных технологий переработки грузов, широкое применение средств механизации и тары оборудования. Однако в условиях рыночных отношений зачастую этого бывает недостаточно. На современном этапе актуальной становится проблема логистического подхода к управлению материальными потоками, который заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность состоит в том, что в рамках единой системы необходимо объединить субъектов с различными экономическими интересами.

Возвращаясь к рассматриваемому примеру совершенствования технологии товародвижения длинномерных строительных материалов, следует отметить, что наиболее перспективной технологией их товародвижения с точки зрения её экономической эффективности, является переработка грузов на основе их пакетирования, позволяющей сократить количество перегрузок товаров и максимально механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. С точки зрения логистической оптимизации данного технологического процесса предполагается формирование пакетов продукции у поставщиков и реализация товаров по прогрессивным формам. Однако в силу разобщённости экономических интересов товаропроводящих звеньев (в частности промышленности и торговли) на практике это не всегда происходит. Поэтому, для того чтобы, к примеру, пиломатериалы пакетировались на ранних этапах товародвижения, необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников.

Решения также требует комплекс технических задач. Это выбор специальных видов транспорта для эффективной транспортировки пакетированных пиломатериалов, средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Помимо этого необходимо решить ряд технологических задач, связанных с созданием единого, взаимосвязанного технологического процесса обработки материального потока, начиная от цеха пакетирования на производственном предприятии и кончая торговым залом магазина. Не менее важным является решение математическими методами различных оптимизационных задач, например, оптимизация запасов пиломатериалов на всех этапах товародвижения, определение оптимальных размеров поставляемых партий и др.

В результате решения вышеперечисленных задач может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счёт качественного изменения управления материальным потоком.

Особенностью предлагаемой технологии товародвижения является и то, что её внедрение на торговых предприятиях, как правило, не влечёт за собой существенных изменений в составе технологического подъёмно-транспортного оборудования и способствует в ряде случаев сокращению капитальных затрат за счёт исключения необходимости создания некоторых обязательных для традиционной технологии сооружений, таких, например, как разгрузочные площадки.

Исходя из вышесказанного нами была разработана перспективная транспортно-технологическая схема товародвижения пиломатериалов на основе их пакетирования для рознично-торговой базы Ершовского райпо.

Сравнительный анализ перспективной и традиционной транспортно-технологических схем показывает, что при примерно одинаковом объёме груза количество операций на его переработку сократилось в 6,6 раза, количество операций в расчёте на одну тонну - в 5,3 раза, трудоёмкость операций - 5,8 раза, удельная трудоёмкость - в 5,4 раза, степень механизации работ - на 18,5%.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Неполные контракты как метод управления рисками
Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Некоторые особенности современной конкуренции
Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства
Вернуться к списку публикаций