2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


При определении объёмов транзитного поступления стройматериалов в адрес конкретной районной кооперативной организации используются базовые минимальные объёмы поступления товаров при том уровне товарных запасов, который соответствует утверждённому для кооперативной организации нормативу. При завозе нескольких видов строительных товаров от одного изготовителя, для определения объёмов транзитного поступления товаров с учётом специализации изготовителя, необходимо объёмы поступления каждого вида товара, которые поставляются одновременно, уменьшить во столько раз, каково число поставляемых видов и полученные результаты суммировать.

Для определения возможности применения транзитной формы поставки товаров в районы необходимо соотнести указанные объёмы с объёмами предполагаемого годового их поступления исходя из заключённых договоров по формуле:

Формула

Опд - объёмы предполагаемого годового поступления исходя из договоров поставки;

Оп - объёмы транзитного поступления стройматериалов.


При отношении равном или больше единицы транзитная форма поставки (если имеются прочие условия, к примеру, наличие железнодорожной ветки) в район возможна.

Следует отметить, что приведённая методика расчёта поступления стройматериалов транзитом применима для любого торгового предприятия, реализующего строительные материалы.

Следующим важным направлением работы по совершенствованию процесса товародвижения является определение товаропроводящих звеньев по снабжению розничной торговой сети строительными материалами не поступающими в районы транзитом.

Как уже указывалось, строительные товары, вследствие своих специфических свойств, обладают относительным максимумом в части транспортных расходов. В этой связи представляется целесообразным создание в регионе предприятий, осуществляющих снабжение торговой сети, которые более приближены к ней.

Расчёты показывают, что при условии снабжения розничной торговой сети строительными материалами с предприятия, зона обслуживания которого по сравнению с межрайбазой сокращена до двух районов, транспортные расходы снижаются в 3 раза. Это необходимо учитывать в современных условиях, когда наблюдается постоянное удорожание транспортных тарифов.

Распределение функций снабжения между районными складами и межрайбазами осуществляется в зависимости от объёмов поступления товаров. Если объёмы позволяют получать их напрямую от изготовителя для двух-трёх районов вместе, снабжение их должно осуществляться межрайонным складом; если для пяти районов и более - межрайонной оптовой базой облпотребсоюза. Необходимым условием создания межрайонного склада служит наличие железнодорожной ветки.

В настоящее время, в следствие малых объёмов реализации строительных материалов и невозможности их получения напрямую от изготовителей, большинство межрайонных складов в Поволжском регионе бездействуют, поэтому, предлагаемая выше схема товародвижения, в нынешних условиях не применима хотя и является более экономичной.

На наш взгляд, наиболее оптимальной формой снабжения кооперативной розничной торговли строительными материалами, исходя из сегодняшних объёмов их реализации, является следующая схема товародвижения (см. схему 1.).

Схема организации товародвижения строительных материалов в облпотребсоюзе

Схема 1. Схема организации товародвижения строительных материалов в облпотребсоюзе.


Результаты расчётов по доведению стройматериалов до потребителей в исследуемом регионе показывают, что организация работы межрайонных складов, более приближенных к районам реализации, при условии достаточных объёмов продажи, даёт значительную экономию финансовых ресурсов. Распределение функций снабжения товарами между указанными торговыми предприятиями осуществляется исходя из возможности получения ими стройматериалов напрямую от изготовителей. Если расчеты показывают возможность функционирования в регионе нескольких межрайонных складов, то создание их целесообразно производить по возможности на базе уже действующих магазинов - складов. Потребность складских помещений для хранения и переработки отдельных групп строительных товаров определяется исходя из предполагаемых объёмов поступления товаров и примерных норм потребности в складской площади на 1 млн. рублей товарных запасов.

Для активизации работы данного уровня оптовой торговли в условиях рыночных отношений представляется целесообразным создание в крупных районных потребительских обществах хозрасчётных оптово-розничных объединений, что позволит объединить средства и усилия для решения общих для них функций по закупке, хранению и товароснабже-нию своих магазинов.

Важным звеном в товародвижении строительных материалов являются межрайбазы. Резервом в решении задачи улучшения организации кооперативной торговли товарами строительного назначения является, на наш взгляд, создание при них специализированных магазинов по торговле данными товарами. При организации таких магазинов для хранения и переработки поступающих стройматериалов используются складские площади и техника, которыми располагает база. Специальной организации требует лишь торговый зал и цеха для переработки лесоматериалов, металлопродукции и изготовлению из них изделий строительного назначения. Возможны и другие варианты решения данного вопроса. К примеру, в Саратовском ОПС изготовлением изделий из лесоматериалов и металлопродукции занимаются деревообрабатывающий и ремонтно-монтажный комбинаты, а базы осуществляют торговлю уже готовыми изделиями. Положительный опыт организации оптовой базой собственной розничной продажи стройматериалов, как уже отмечалось выше, имеется на базе материально-технического снабжения Волгоградского ОПС, где порядка 40 % данных товаров реализуется через свой магазин.

Помимо вышеуказанного, эффективность процесса товародвижения ещё в большей мере зависит от экономичности операций и работ, связанных с движением товаров, то есть технологических решений процесса товародвижения. Даже самая совершенная схема движения товаров при несовершенной технологии работ приводит к повышенным издержкам. Данный вид издержек ещё более увеличивается в следствие усложнения переработки строительных товаров, связанной с расширением их ассортимента (особенно за счёт импортных товаров) и транспортировки, на фоне низкой технической оснащённости торговых предприятий, недостаточной квалификации персонала. Это обусловливает значительные материальные и трудовые затраты на доведение их до потребителя, большие товарные потери.

В этой связи особую значимость приобретает применение логистического подхода при разработке и внедрении прогрессивных технологий товародвижения, позволяющих оптимизировать погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы, снизить трудовые затраты, обеспечить сохранность товаров и т.д. Конечной целью логистической оптимизации процесса товародвижения является объединение в единый слаженный механизм всех его звеньев (промышленности, транспорта, оптовых и розничных торговых предприятий), работающий на общую конечную цель - максимальное удовлетворение спроса населения на строительные материалы и услуги связанные с их приобретением.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Взгляд на современный менеджмент
Руководство организацией в период перемен
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Теория человеческой мотивации
Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Вернуться к списку публикаций