2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


В ходе настоящего исследования нами изучен и проанализирован комплекс проблем, связанных с товародвижением строительных материалов в системе потребительской кооперации.

Объектом изучения явилась технологическая сторона процесса товародвижения, так как она связана с наибольшей частью затрат живого и овеществлённого труда и вследствие этого требует постоянного совершенствования. Таким образом, исследованы: звенность в товародвижении, причины и условия, определяющие многократные перегрузки и перевалки строительных материалов на селе, технология товародвижения, форма поступления основных групп строительных товаров (складская или транзитная), товаропроводящие звенья, изменение структуры и размещения имеющейся сети кооперативных предприятий по торговле стройматериалами в Поволжском регионе и др. В результате обозначилась возможность выработки методических подходов к решению отдельных вопросов рационализации процесса товародвижения в условиях рыночной экономики.

В товародвижении строительных материалов транспортные, погрузочные, складские работы, операции по подработке товаров, а также работы, связанные с реализацией, необходимо рассматривать как совокупный процесс, приобретающий особое значение в системе рыночных экономических отношений. Исследование показало, что в кооперативной торговле Поволжского региона этот процесс не всегда базируется на широком внедрении достижений науки и техники в практическую деятельность. Научно обоснованные подходы и критерии при решении вопросов экономической обоснованности применения различных форм поступления стройматериалов (транзитной или складской) отсутствуют. В конечном итоге необоснованно растут издержки организаций потребительской кооперации, связанные с доведением этих товаров до потребителей.

В одних случаях этот процесс усложнён и изобилует многократными перегрузками и перевалками материалов и изделий, неоправданным завозом на промежуточные склады и требует дополнительных затрат ручного и механизированного труда, привлечения погрузочно-разгрузочной техники, транспортных средств и т.д.

В других случаях он чрезмерно упрощён (имеется ввиду закупка стройматериалов непосредственно розничными торговыми организациями), что приводит к потерям при заключении договоров вследствие их малых объёмов, сужению ассортимента строительных товаров и ухудшению качества обслуживания населения, нерациональному использованию транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники. В целом по исследуемому региону в последние годы наметилась тенденция снижения удельного веса оптового оборота в розничном товарообороте как всех товаров, так и строительных материалов, (см. таблицу 1.). Однако доля опта в реализации строительных материалов в два раза превышает аналогичный показатель по всем товарам.


Таблица 1.

Удельный вес оптового оборота строительных материалов в розничном товарообороте Саратовского ОПС.

(в %).


1990 г.

1995 г.

1996 г.

Удельный вес оптового оборота в общем объеме розничного товарооборота

Удельный вес оптового оборота в розничном товарообороте строительных материалов

27,7

53,3

5

11,2

2,4

5,4

Рассчитано на основе данных статистической отчётности Саратовского ОПС за соответствующие годы.


Темпы снижения доли опта в розничном товарообороте строительных материалов ниже, чем в целом по всем группам товаров. Это говорит о необходимости применения складской формы поступления отдельных групп стройматериалов. Анализ схем товародвижения в Поволжском регионе показывает, что наиболее простые пути к потребителю проходят местные строительные материалы, цемент, шифер, оконное стекло, мягкая кровля.

Это объясняется относительной простотой ассортимента указанных стройматериалов, а также большими, относительно других групп товаров, объёмами их реализации. Поставщиками этих товаров в исследуемом регионе являются местные изготовители, которые снабжают ими непосредственно магазины, а при необходимости завозят их непосредственно в места застройки.

Более сложны схемы товародвижения лесоматериалов санитарно-технического оборудования, лакокрасочной продукции, металлопроката, облицовочной плитки, линолеума. Как правило эти товары должны до поступления в розничную сеть завозиться на склады оптовых баз, что обусловлено их широким торговым ассортиментом, узкой специализацией предприятий-изготовителей, незначительными объёмами ресурсов районных кооперативных организаций, не позволяющих получать их транзитом. Однако анализ деятельности ряда областных оптовых баз Саратовского, Самарского и Волгоградского облпотребсоюзов показывает, что такая схема товародвижения строительных материалов не всегда соблюдается. Это объясняется повышенной трудоёмкостью и издержкоёмкостью переработки и реализации данных товаров. К примеру, доля стройматериалов в оптовом товарообороте по Саратовскому ОПС составила в 1996 году 2,4%, а издержки по их реализации в несколько раз выше.

В результате, при существующих объёмах реализации, оптовому звену не выгодно заниматься снабжением розничной сети строительными товарами, что отчасти объясняет тенденцию снижения оптового оборота этих товаров (см. таблицу 1.).

В этой связи розничные предприятия самостоятельно вынуждены закупать отдельные группы стройматериалов за наличный расчёт.

Такое положение, на наш взгляд, нельзя признать правильным, так как, это противоречит основным принципам рациональной организации процесса товародвижения. В условиях перехода кооперативной торговли на новые методы хозяйствования, когда принципы самофинансирования требуют резкого увеличения производительности труда и сокращения всех видов затрат, вопросы оптимизации товароснабжения розничной торговой сети, подчинения этого процесса и его участников единой конечной цели являются ключевыми. Нужна единая организационная структура под эгидой потребительского общества или их ассоциации, которая бы вела и закупку, и реализацию товаров.

Построение системы товароснабжения розничных гтредприятий торговли в таких ассоциациях должно исходить из эффективности и сокращения затрат в целом всего процесса, а не раздельно оптовой базы и розницы.

Это позволит оптимизировать величину поступления строительных товаров; расширить транзитные поставки и централизованную доставку их в магазины; наладить на базах надлежащую подсортировку стройматериалов, обеспечив отправку в магазины товаров высокой степени готовности к реализации; будет положительно влиять на товарооборачиваемость и увеличит доходность торговли в целом.

Концентрация и специализация торгового обслуживания населения строительными материалами в оптово-розничных объединениях необходима ещё и потому, что они образуют по своему ассортименту важные с точки зрения покупательского спроса потребительские комплексы товаров, требующие организации специализированного торгового обслуживания, а подавляющее большинство сельских магазинов не приспособлены для этого.

Анализ организации товародвижения стройматериалов в системе потребкооперации Поволжского региона показывает необходимость научного обоснования определения рационального количества товаропроводящих звеньев, участвующих в процессе доведения строительных материалов до потребителя, их функций с целью повышения эффективности этого процесса, ускорения их доставки, сокращения материальных и трудовых затрат.

На основании результатов исследования предлагаются методические подходы к совершенствованию организации процесса товародвижения строительных материалов, включающие выбор рациональной формы движения товаров, определение звеньев товаропроводящей системы, их функций и т.д.

При выборе форм поступления отдельных групп строительных товаров, в первую очередь определяется возможность их транзитного поступления в адрес районных кооперативных предприятий и конкретные объёмы поступления. При определении объёмов поступления используются базовые минимальные объёмы годового поступления стройматериалов, при которых возможно применение транзитной формы их поставки. Объём поступления товаров рассчитывается по формуле:

Оп = Нтр х Об х К, где

Оп - объём поступления товаров (млн. руб.);

Нтр - минимальный объём отгрузки (млн. руб.);

Об - оборачиваемость товарных запасов в год (раз);

К - коэффициент комплектности (единиц).

Формула

Н - норматив товарных запасов (дн.)

Формула

Ртп - число разновидностей товара в партии поступления;

Р - число всех поставляемых разновидностей товара.

Формулу расчёта объёмов транзитного поступления товаров можно записать в следующем виде:

Формула

Как видно из формулы, при расчёте базовых объёмов поступления учитывается широта торгового ассортимента различных групп строительных товаров, минимальные размеры поставляемых партий и их комплектность. Объёмы дифференцированы по различным уровням товарных запасов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Взгляд на современный менеджмент
Делегирование в системе управленческих действий
Вернуться к списку публикаций