2010-11-06 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга



Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга


Пути реформирования и совершенствования кооперативной оптовой и розничной торговли в условиях Поволжского региона.

Проводимые в стране экономические и институционные преобразования создали прочную базу для развития рыночных отношений в торговой отрасли. Три четверти торговых предприятий сменили форму собственности. Негосударственный сектор обеспечивает более 80% общего розничного товарооборота. Достигнута определенная стабилизация рынка и его насыщение потребительскими товарами.

Вместе с тем, на состоянии потребительского рынка отрицательно сказываются продолжающееся сокращение объемов производств, снижение промышленного и аграрного потенциала, нестабильность новых хозяйственных связей, незавершенность структурных преобразований в торговле. В этой связи возникает необходимость пересмотра ряда теоретических и методологических положений об общих закономерностях развития оптовой и розничной торговли.

Переход к рыночным отношениям предполагает также ряд структурных изменений на всех этапах товародвижения. Для торговли они означают прежде всего коммерциализацию ее деятельности, формирование свободного открытого рынка предметов потребления, средств производства, сельскохозяйственной продукции, расширение различных видов производственной деятельности и др.

Значительно изменились внешние условия функционирования торговых предприятий, их связи и взаимоотношения между собой и с другими субъектами рынка, что коренным образом меняет цели и задачи торговли. Определяющими в ее деятельности становятся экономические методы и экономические интересы, нацеленные на прибыльное (рентабельное) хозяйствование, повышение конкурентоспособности, финансовое оздоровление.

Изменение цели и задач торговли в рыночных условиях, ее структурные изменения выдвигают необходимость совершенствования новых форм оптовой и розничной реализации товаров народного потребления.

В данном разделе предлагается теоретическое осмысление происходящих процессов, а также выработка на этой основе новых теоретических и практических подходов и рекомендаций по совершенствованию организационно - функциональной, маркетинговой и коммерческой деятельности оптовой и розничной торговли потребительской кооперации. В качестве объекта исследования будет рассмотрена организация кооперативной торговли строительными материалами.

Торговые предприятия как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения можно подразделить на 2 крупные вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли.

Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направления товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации тем самым способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны. Мировой и отечественный опыт показывают , что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в роли активного коммерческого посредника. В этой связи крайне важно определить направления развития оптовой торговли, которые способствовали бы наиболее органичному сочетанию интересов производителей, розничной торговли и конечного потребителя. Из административного распределителя товарных ресурсов оптовая торговля должна превратиться в координирующее звено не только в сфере торговли, но и в других фазах воспроизводства потребительских товаров и торговых услуг.

К моменту начала рыночных преобразований оптовая торговля России представляла собой единую и стабильную структуру, которой были присущи следующие характерные черты:

- достаточно равномерное распределение по регионам России конкретных оптовых предприятий;

- жесткая регламентация работы региональных оптовых предприятий из центра;

- унификация товарных профилей оптовых предприятий в пределах регионов;

- ограничение зоны деятельности региональных оптовых предприятий;

- централизованное формирование хозяйственного механизма и хозяйственных связей оптовых предприятий;

- высокий уровень монополизации рынка оптовых торговых услуг.

Это привело к формированию практически одноканальной системы товародвижения, что во многом не соответствует требованиям рынка. Подтверждением несоответствия такой системы товародвижения является количественное сопоставление параметров развития отечественного оптового звена с аналогичными показателями ведущих стран рыночной ориентации. Если в России в начале 90-х годов в среднем в расчете на регион размещения (область, край, автономия) приходилось 20-25 оптовых структур, то в США - более 8 тысяч на один штат, во Франции - более 10 тысяч на один департамент, в бывшей ФРГ - около 10 тысяч в расчете на один регион.

К началу рыночных преобразований потребительская кооперация России располагала развитой системой оптовой торговли, насчитывавшей свыше 1500 оптовых баз различного подчинения. Через склады оптовых баз потребительской кооперации обеспечивалось 70 % розничного товарооборота кооперативной торговли. Характеристика баз и складов потребительской кооперации по состоянию на 01.01.90 г. приведена в таблицах 1. и 2.


Таблица 1.

Состав оптовых баз потребительской кооперации на начало 1990 года.


Виды оптовых баз

в СССР

в РСФСР

Кол-во, ед.

в% к итогу

Кол-во, ед.

в% к итогу

Хозрасчётные базы районных потребительских обществ.

Хозрасчётные оптовые торговые базы райпо-требсоюзов.

Универсальные межрайонные базы областных, краевых и республиканских потребсоюзов.

Оптовые базы по продаже строительных и хозяйственных товаров и межрайонные хозрасчётные склады по торговле лесом, стройматериалами, товарами производства и хоз. назначения.

Прочие торговые базы.

136

568

603

162

160

8,3

34,9

37,0

9,9

9,9

102

216

277

36

58

14,8

31,4

40,2

5,2

8,4

Всего:

1629

100

689

100

Данные статистического сборника «Потребительская кооперация СССР» 1990 год.


Таблица 2.

Состав складов потребительской кооперации на начало 1990 г.


Количество, ед.

Площадь, м2

СССР

РСФСР

СССР

РСФСР

Всего складов

37119

24090

17956

10562

Из них:

в потребительских обществах (кроме районных)

в районных потребительских обществах

в райпотребсоюзах

в областных, краевых, республиканских потребсоюзах и главках Центросоюза


6292

12300

8131

10396


4637

10323

4214

4916


1893

4614

3919

7530


1299

3775

1939

3549

Всего:

37119

24090

17956

10562

Данные статистического сборника Потребительская кооперация СССР, 1990 г.


Из приведенных данных видно, что основная масса оптовых предприятий приходилась на межрайонные универсальные базы обл(край) потребсоюзов - 40% и хозрасчетные оптовые базы райпотребсозов - 31% общего количества баз потребительской кооперации РСФСР. Складская площадь кооперативной торговли республики составляла более 10 млн. квадратных метров или две трети общей складской площади бывшего СССР.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Теория человеческой мотивации
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Дизайн и цветовое решение интерьера
Застарелые болезни управления - препятствие на пути реформ
Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Вернуться к списку публикаций