2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


В статье 420 Гражданского кодекса понятие договора определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно статье 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Он должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Существует множество типов договоров, которые имеют различия в трактовке. Так по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). По договору поставки - продавец, осуществлявший предпринимательскую деятельность - обязуется передать в обусловленный срок, или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Основными особенностями договора поставки являются:

1. Продавцом по договору поставки (поставщиком) выступает только предприниматель, каковым является предприятие или гражданин -предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Предметом договора поставки может быть только имущество (товар), предназначенное для предпринимательской деятельности, т.е. для производства (промышленной переработки) или коммерческой перепродажи. Использование товара в предпринимательской деятельности определяет получение прибылей от его использования покупателем.

3. Сроки заключения договора и его исполнение, как правило, не совпадают. Данное обстоятельство является обязательным признаком договора поставки. Иначе говоря, договор поставки должен быть заключен до его исполнения.

4. В соответствии с договором поставки поставщик обязан передавать товар неоднократно, т.е. более одного раза. Передача товара только один раз свидетельствует о том, что к взаимоотношению сторон должны применяться общие нормы о купле-продаже, а не специальные, вытекающие из договора поставки. Предмет договора поставки (товар) может быть изготовлен, а может и не быть изготовлен на момент заключения договора, во всяком случае, действующее законодательство данному обстоятельству в настоящее время значения не придает.

В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Он считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Правильное и своевременное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров, установление рациональных прямых договорных связей по поставкам товаров и постоянный контроль за их исполнением -важнейшее направление коммерческой деятельности торговых предприятий потребительской кооперации. Оно является основой регулирования хозяйственных взаимоотношений в кооперативной торговле. Исходя из важности исследуемого вопроса, рассмотрим более подробно методику заключения договора и его структуру.

В основе методики заключения любого договора лежит обязательное соблюдение нескольких общепринятых правил.

1. Приступая к составлению договора, необходимо четко сформулировать свой замысел, определить основные моменты и конечные цели сделки. Это можно сделать в виде плана или схемы, в которых предусматриваются все этапы и сроки от момента заключения договора до его исполнения. Важным моментом подготовительной работы является просчет возможного риска и ваших действий в этой ситуации. Уменьшить риск поможет сбор максимально возможного количества информации о вашем партнере по сделке. Основные формулировки договора необходимо обсудить со специалистами.

2. Готовя текст договора, надо постараться не упустить инициативу и выступить автором проекта. Это заставит противоположную сторону подгонять свои интересы под «чужой договор».

3. Все детали договора до его подписания должны быть согласованы с юристом, т.к. любой договор - это всегда юридический документ. Это поможет избежать юридических ошибок, следствием которых как правило являются крупные убытки.

4. Формулируя условия договора, нельзя допускать двусмысленности, размытости фраз, нечеткости. Крайне опасны формулировки, значение которых не совсем понятно. В спорных случаях все это может быть использовано контрагентом с самой неожиданной стороны.

Структурно любой договор предполагает наличие нескольких основных частей:

1. Преамбула (или вводная часть).

2. Предмет договора. Права и обязанности сторон.

3. Дополнительные условия договора.

4. Прочие условия договора.

Преамбула должна в обязательном порядке содержать сведения о наименовании договора, дате подписания, месте подписания, полное наименование контрагентов, а также фамилии, имени, отчества и должности лица, подписывающего договор, наименование документа, свидетельствующего о его полномочиях. Наличие их позволяет определить суть отношений между контрагентами, время начала и окончания действия договора, правовой статус подписывающих договор лиц.

Основной частью договора являются предмет договора, права и обязанности сторон. Сюда входят существенные условия соглашения:

1. Обязанности и права каждой стороны по договору.

2. Сроки выполнения сторонами своих обязательств.

3. Место исполнения обязательств каждой из сторон.

4. Способ исполнения обязательств каждой из сторон (порядок действий, их последовательность и сроки).

Конкретное содержание этих условий зависит от вида договора и от конкретной ситуации его заключения. Дополнительные условия договора включают в себя: срок действия договора, ответственность сторон, способы обеспечения обязательств, основания досрочного расторжения договора и порядок действия сторон, условия конфиденциальности информации по договору, порядок разрешения споров между сторонами.

Прочие условия договора содержат: способы регулирования отношений, не определенные договором, условия о согласовании связи между сторонами, количество экземпляров договора, порядок исправлений по тексту договора, подписи представителей сторон, реквизиты сторон и др.

На практике широко применяются различные формы типовых договоров, что значительно упрощает процесс составления конкретного договора. Нами предлагается примерный образец типового договора на поставку строительных материалов.

В представленном типовом договоре поставки более широко раскрывается содержание его основных разделов. В нем предусмотрено:

- место заключения договора;

- дата заключения договора;

- фамилия, имя, отчество и юридические полномочия поставщика и покупателя;

- подробное описание товара, являющегося предметом поставки;

- объем и сроки поставки;

- ассортимент товаров;

- качество и комплектность товара;

- гарантийный срок товара;

- сроки и порядок поставки;

- цена товаров;

- порядок расчетов;

- условия поставки;

- пункт поставки;

- тара и упаковка;

- маркировка;

- отгрузка и транспортировка;

- передача товаров;

- срок действия договора;

- ответственность сторон;

- обеспечение обязательностей по настоящему договору;

- изменение условий настоящего договора;

- условия согласования связи между сторонами;

- особые условия договора;

- прочие условия договора;

- юридические адреса, банковские и отгрузочные реквизиты сторон;

- приложения к договору;

- подписи и печати сторон.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Маркетинговые технологии в управлении организацией
Концепция управления автотранспортным предприятием в условиях нестабильной экономической среды
Научные парки и технопарки в трансформационной экономике
Современные концепции маркетинга
Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Вернуться к списку публикаций