2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Выявленные закономерности изменения структуры доходов и расходов сельского населения сохранились и в последующие годы. Так, в 1996 году общие доходы сельского населения уменьшились в сопоставимых ценах на 4,5 % по отношению к 1995 году. В структуре расходов продолжалась тенденция роста расходов на покупку продовольственных товаров, на оплату услуг, налоги и платежи, и соответственно, уменьшения расходов на покупку непродовольственных товаров. Отсюда можно сделать вывод, что сельские жители в основном относятся к категории населения, имеющей низкий уровень доходов. В определенной степени это свидетельствует об уменьшении их покупательной способности и платежеспособного спроса на строительные материалы.

С целью выявления покупательной способности сельского населения нами был определен душевой уровень расходов денежных средств на покупки товаров. Основная масса продовольственных товаров сельскими жителями приобретена в торговый сети потребкооперации, что видно из табл. 5. Однако 80 % от общего объема покупок продовольственных товаров сельское население осуществляет вне магазинов потребительской кооперации.

Таблица 5.

Уровень охвата денежных доходов сельского населения товарооборотом потребительской кооперации.

(в расчете на 1 человека в среднем за месяц 1994 г.)

Наименование статей товарных расходов населения

Товарные расходы сельского населения

Товарооборот потребкооперации

тыс. руб.

в%к итогу

сумма, (тыс. руб.)

в%к расходам

Покупка продуктов питания

Покупка непродовольственных товаров

Покупка алкогольных напитков

Итого:

25,1

29,2

2,5

56,8

44,2

51,4

4,4

100,0

12,9

6,1

2,8

21,8

51,0

20,0

112,0

38,4

Рассчитано на основе данных Госкомстата РФ по обследованию бюджетов домашних хозяйств.

Лишь пятая часть товарных расходов сельского населения была направлена в торговой сети потребительской кооперации на приобретение непродовольственных товаров.

Таблица 6.

Уровень охвата денежных расходов сельского населения товарооборотом потребительской кооперации.

(% охвата)

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

95

38

57

20

41

12

16

7

Рассчитано на основе данных Госкомстата РФ по обследованию бюджетов домашних хозяйств.


Из сказанного ранее напрашивается вывод о необходимости расширения доли потребкооперации на рынке непродовольственных товаров. Одним из направлений решений этого вопроса является увеличение торговли строительными материалами в сельской местности.

Выбор целевого рынка - заключается в определении на какого потребителя (т.е. на какой сегмент рынка) рассчитан товар и каких потенциальных потребителей можно будет привлечь в дальнейшем. С помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, более или менее однородные по интересующим характеристикам.

В качестве критериев сегментирования применяются географические, демографические, социологические и другие признаки (см. рис. 1.).

Критерии сегментирования рынка

Рис. 1. Критерии сегментирования рынка.


Далее для каждой группы потребителей подбирается комплекс мероприятий практического маркетинга, разработанный для достижения определенной цели с учетом реальных условий. При выработке таких комплексов необходимо учитывать особенности поведения покупателей и факторы, определяющие их поведение.

Они группируются по следующим направлениям: коммерческие стимулы (продукт, реклама, ассортимент и т.д.); стимулы социального происхождения (семья, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.) социально-демографические особенности (возраст, пол, уровень доходов и т.п.); психологические особенности (мнения, впечатления).

Такой порядок выбора целевого рынка относится к сегментированию по группам потребителей. Сегментирование рынка может производиться по параметрам продукции. При этом анализируется, какие именно параметры того или иного изделия могут быть привлекательными для потребителя. Это имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. Основными критериями такого анализа являются: для каких групп пользователей предназначено данное изделие, а также в каких отраслях и для каких целей оно может использоваться; какие функциональные и технические параметры продукции имеют ключевое значение для удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

Наряду с сегментированием рынка по потребителям и по продуктам важное значение в борьбе за тот или иной рынок приобретает сегментирование по основным конкурентам. В основе этого метода положена систематизация тенденций и мотиваций потребителей на рынке.

Необходимо выяснить: почему покупают не Вашу продукцию, а продукцию конкурентов? Определяются необходимые меры для того, чтобы заинтересовать потребителей в своей продукции. Кроме того, выясняются основные факторы, определяющие успех любого продукта на рынке. Все это необходимо для более полного изучения конкурента, потребителя и своей конкурентоспособности.

Сегментирование рынка по всем перечисленным признакам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты должны рассматриваться в комплексе.

Опыт использования маркетинга, накопленный кооперативной торговлей строительными материалами Поволжского региона, позволяет выделить следующие характерные для нее целевые рынки:

1) По группам потребителей - сельское население, принадлежащее в основном к социальной группе крестьян, в большинстве мужчины среднего и старшего возраста, имеющие семьи с низким уровнем доходов, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, невысокой степени образованности, живущие в основном в индивидуальных строениях. Сюда же необходимо отнести фермеров и часть городских жителей, имеющих садовые и дачные участки. Эта категория населения более разнородна по социальному и демографическому составу. При их сегментировании большее значение имеют коммерческие стимулы и психологические особенности.

2) По параметрам продукции - строительные и сопутствующие им товары для широкого крута потребителей, занимающихся индивидуальным строительством и ремонтом жилья, фермеров и т.д. Область применения их можно объединить в следующие макрокомплексы: «Товары для строительства и ремонта жилища», «Товары для домашнего мастера», «Товары для отопления и освещения», «Товары для сада, огорода и фермеров».

Технические и функциональные параметры данных товаров обусловлены областью их применения, периодичностью покупок и материальными затратами на приобретение. Исходя из этого, они должны удовлетворять требованиям надежности, долговечности, удобства и простоты в эксплуатации, соответствовать техническим и качественным параметрам на данный вид изделия, обладать высокими эстетическими свойствами, по возможности быть многофункциональными.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Теория человеческой мотивации
Научные предпосылки универсальной теории управления
Концепция управления автотранспортным предприятием в условиях нестабильной экономической среды
Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли
Вернуться к списку публикаций