2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Анализ динамики изменения показателей за исследуемый период показывает, что число промышленных предприятий по производству строительных материалов к началу 1996 года, по сравнению, с началом 1990 года увеличилось в 4 раза. Однако это, на наш взгляд, связано не с увеличением спроса и оживлением производства, а с процессами приватизации, в результате чего произошло дробление крупных государственных производственных комплексов на более мелкие коммерческие структуры и созданы новые частные предприятия. Проводимая государством политика на определенном этапе сыграла свою положительную роль, что привело к росту уровня рентабельности промышленности в 1993 году до 31,3 % (См. табл. 2.). Далее наблюдается резкое снижение объемов производства по всем видам продукции промышленности строительных материалов (табл. 1.), а соответственно, и уровня рентабельности до 18,4 %. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин. К объективным следует отнести то, что затраты на производство единицы продукции значительно выросли, так как лесная, деревообрабатывающая, рудная, камнедобывающая и другие промышленности связаны со значительными энергозатратами, использованием мощной дорогостоящей техники и сложных технологий. Постоянно наблюдается географическое смещение добычи стройматериалов в отдаленные районы и в более сложные условия для производителей. Кроме того, значительный рост цен на материальные и энергетические ресурсы, транспортные услуги, неплатежеспособность потребителей продукции, недостаток собственных оборотных средств, чрезмерно жесткая налоговая политика, не стимулируют развитие производства. Решение этих задач тем более не под силу разрозненным мелким производствам, которые образовались в результате приватизации.

Сложность и противоречивость ситуации на Российском рынке выдвигает необходимость выработки всеми звеньями товаропроводящей цепи системного подхода к маркетинговой деятельности и решение следующих задач: выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар, полное удовлетворение этого спроса, а также обеспечение намеченных торговым предприятием прибылей.

Успешное решение этих задач невозможно без определения основных направлений их маркетинговой политики, к которым современная наука относит: анализ рыночных возможностей, выбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Рассмотрим их более подробно применительно к кооперативной торговле строительными материалами.

Анализ рыночных возможностей заключается в сборе и анализе необходимой информации. При всех негативных явлениях в нашей стране, нельзя не отметить некоторого роста в индивидуальном строительстве, а это означает наличие потребности в строительных материалах и спроса на них.

Таких материалов на рынке появилось достаточно много, по крайней мере ситуация здесь ни в какое сравнение не идет с началом девяностых годов. Сегодня можно купить лесные материалы, цемент, кирпич, мягкую кровлю, шифер и железо - все, что нужно человеку, который решил построить себе жилье, хозяйственные постройки или другие сооружения. В большинстве своем это отечественные товары. Но и здесь не обходится без завоза из-за рубежа: керамические плитки, всевозможные краны, смесители, ванны, ремонтно-техническое оборудование - ими наводнен рынок.

Важное значение при анализе спроса на строительные материалы имеет информация о вкусах и запросах покупателей, покупательских фондах населения и других факторах. В связи с рыночными преобразованиями в стране произошли большие изменения в покупательной способности населения. В последние годы проявляется значительное расслоение общества по уровню денежных доходов, что соответственно определяет различный спрос на товары.

Опыт использования маркетинга подсказывает, что в данной ситуации для производственных и торговых предприятий возникает необходимость выработки определенной стратегии действий, которая должна основываться на анализе структуры денежных доходов и расходов исследуемой группы населения. Нами проанализирована динамика изменения этих параметров у сельского населения в 1993 - 1995 годах, (см. табл. 3. и 4.).

Таблица 3.

Структура денежных доходов сельского населения.

(в расчете на одного человека)

Источники доходов

Доходы в месяц

1993 г.

1994 г.

1995 г.

сумма (тыс. руб.)

в %к

итогу

сумма (тыс. руб.)

в %, к

итогу

сумма (тыс. руб.)

в % к

итогу

Всего доходов в том числе:

Оплата труда и доходы от предпринимательской деятельности

Пенсии, стипендии, пособия и другие выплаты

Поступления от продажи сельхозпродуктов и скота

Прочие поступления

19,0

11,8

2,7

3,5

1,0

100,0

62,3

14,3

18,3

5,1

78,1

52,4

11,5

9,5

4,7

100,0

67,2

14,7

12,1

6,0

202,5

122,3

30,8

32,4

8,9

100,0

60,4

15,2

16,0

4,4

Рассчитано на основе данных Госкомстата России по обследованию бюджетов домашних хозяйств.

Таблица 4.

Структура денежных расходов сельского населения.

(в расчете на одного человека)

Наименование статей расходов

Расходы в месяц

1993 г.

1994 г.

1995 г.

сумма (тыс. руб.)

в%к итогу

сумма (тыс. руб.)

в%к итогу

сумма (тыс. руб.)

в%к итогу

Расходы - всего из них

товарные расходы в том числе:

Покупка продуктов питания

Покупка непродовольственных товаров

Покупка алкогольных напитков

Нетоварные расходы в том числе:

Оплата услуг

Налоги, сборы и платежи

Прочие расходы

17,3

13,9

5,1

8,1

0,7

3,4

0,8

1,2

1,4

100,0

80,3

29,3

46,8

4,3

19,7

4,7

6,6

8,3

74,4

56,8

25,1

29,2

2,5

17,6

4,5

5,4

7,7

100,0

76,3

33,7

39,2

3,3

23,7

6,1

7,3

10,4

197,2

160,7

72,2

65,9

6,3

36,5

16,0

14,6

5,9

100,0

81,5

36,6

33,4

3,2

18,5

8,1

7,4

3,0

Рассчитано на основе данных Госкомстата России по обследованию бюджетов домашних хозяйств.


Анализ приведенных данных показывает, что основным источником денежных доходов сельского населения являются заработная плата и доходы от предпринимательской деятельности, составляющие 62,3 % в 1993 году, 67,2 % в 1994 году и 60,4 % в 1995 году. Доля доходов от продажи сельхозпродукции и скота в общем объеме денежных доходов в 1995 году составила 16,0 % и снизилась, по сравнению, с 1993 годом на 2,3 пункта. Доля расходов в общем объеме доходов сельского населения за 1995 год составила 97,3 % и повысилась против 1993 года на 4,2 пункта, что свидетельствует об отсутствии накопления денежных сбережений. В структуре расходов также произошли изменения. В 1995 году, в сравнении с 1993 годом выросла доля расходов на покупку продуктов питания (на 7,3 пункта), на оплату услуг, налоги, платежи (на 4,2 пункта). В тоже время доля расходов, направленных на покупку непродовольственных товаров в этот же период уменьшилась на 13,4 пункта.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Руководство организацией в период перемен
Застарелые болезни управления - препятствие на пути реформ
Теория и практика управления развитием миллионого города - конкурентные преимущества
Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития
Вернуться к списку публикаций