2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Использование маркетинга в торговле строительными материалами потребсоюзами Поволжского региона.

В процессе экономического развития общества, для которого стали характерны высокая степень разделения труда, усложнение производства, развитие новых технологий, происходит постоянное совершенствование потребностей людей. Возникновение новых потребностей приводит к тому, что на рынке предлагается все большее количество разных товаров, которые должны найти своего покупателя. Однако в объеме и структуре спроса находят отражение лишь те общественные потребности, которые обеспечены денежным эквивалентом. Стремление капитала к безграничному расширению производства сдерживается в каждый конкретный момент времени объемом рынка, а точнее емкостью рынка предметов потребления, границы которого в свою очередь очерчены платежеспособным спросом населения. Поэтому в деятельности всех участников товародвижения приоритетное значение приобретает новая система управления и планирования продвижения товаров, коммерческой деятельности с целью получения прибыли и удовлетворения потребности населения в товарах и услугах, получившая название маркетинг.

Современный маркетинг, обобщивший и впитавший в себя не только почти вековой опыт практической деятельности компаний разных стран на рынке, но и использующий достижения науки в широком диапазоне ее отраслей - от экономики и статистики до психологии и логистики, - является эффективным средством решения рыночных проблем.

Маркетинг, в широком смысле, - это система управления и планирования продвижения товаров, оперативно отражающая требования рынка и отвечающая на них.

Однако данное определение имеет ряд недостатков. Оно предполагает, что главное в маркетинге - физическое перемещение товаров и услуг и не учитывает отношений покупателей и продавцов в процессе обмена, при которых удовлетворение спроса является важнейшим фактором достижения цели маркетинговой организации товародвижения. Вместе с тем задача маркетинга - не только удовлетворять спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Кроме этого маркетинг можно рассматривать как процесс изучения рынков и воздействия на них с целью получения прибыли.

Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 году, когда было принято следующее определение: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организацией».

В настоящее время существуют значительные разногласия в отношении определения маркетинга, которых насчитывается около 200 разновидностей.

На наш взгляд, наиболее краткое и точное определение приводится Ф. Котлером: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Данный вид деятельности строится на следующих основных принципах:

- учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночных тенденций и конъюнктуры при принятии хозяйственных решений;

- создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре и характеру спроса, его изменениям в перспективе, преследуя не сиюминутную выгоду, а стремясь к долгосрочной прибыльной работе;

- активное воздействие на рынок, на покупателя с помощью широкого набора средств с целью создания более благоприятных условий для рыночной и в целом хозяйственной деятельности производственных и торговых предприятий, изменения покупательских предпочтений в пользу их товара и получения прибыли.

В настоящее время общая ситуация на потребительском рынке находится под воздействием следующих основных факторов. Во-первых, сегодня на рынке товары не распределяются и не фондируются, а продаются и покупаются. Во-вторых, нормальные рыночные отношения предполагают наличие постоянно развивающегося спроса и широкое товарное предложение, которое не только полностью обеспечивает покрытие этого спроса, но и предлагает сверх него и таким образом в определенной мере «подпирает» спрос, повышает его, поднимает на более высокую ступень. У нас же рынок в основном неплатежеспособных покупателей и находящихся на грани банкротства товаропроизводителей.

В третьих, одним из важнейших условий оживления на потребительском рынке является увеличение денежных доходов населения, но не всех, а тех, которые остаются у него «на руках» после выплаты налогов, обязательных платежей и т.п. Это может быть обеспечено главным образом за счет наращивания производства общественного продукта, потому что перераспределение созданного общественного продукта уже в значительной степени произошло. Сегодня доля средств, направляемая на накопление, меньше, чем в дореформенный период, и с учетом резкого падения производства она явно недостаточна для намечаемого повышения инвестиционной активности, без которого не может быть подъема производства.

В-четвертых, наращивание производства, помимо ограничений по платежеспособному спросу, сдерживается крайне низкой конкурентоспособностью наших изделий. Этот фактор стал главной причиной стремительного вытеснения отечественных товаропроизводителей и продукции с внутреннего рынка.

В качестве подтверждения вышесказанному, рассмотрим основные показатели работы промышленности строительных материалов в период с 1990-1995 гг. (См. данные таблиц 1. и 2.).

Таблица 1.

Производство основных видов продукции промышленности строительных материалов.

Наименование товаров

Ед.изм.

Саратовский ОПС

Самарский ОПС

1994

1995

1996

1994

1995

1996

Деловая древесина и пиломатериалы

Цемент

Оконное стекло

Шифер

Мягкая кровля

Плитка керамическая

Линолеум

Местные стройматериалы

Прочие стройматериалы

Всего стройматериалов

м3

кг

м2

усл.плит

м2

-

-

руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

0,002

0,96

0,16

1,8

0,3

0,01

0,11

19,5

0,4

4,2

0,0004

1,05

0,006

0,03

0,006

0,006

0,006

84,2

4,8

5,8

0,0007

1,13

0,01

0,05

0,01

0,0005

0,02

17,4

7.6

9,7

0,002

5,66

0,24

2,1

1,1

0,12

0,11

27,0

5,6

12,9

0,001

7,77

0,19

1,45

0,3

0,02

0,05

24,2

25,1

30,9

0,001

8,2

0,04

1,7

0,4

0,02

0,4

25,1

29,6

50,8

Данные Российского статистического ежегодника, Госкомстат России, 1995 г., С. 334, 335. «Россия в цифрах», Госкомстат России, Москва, Финансы и статистика, 1996 г., С. 306.


Таблица 2.

Основные показатели работы промышленности строительных материалов.

Показатели работы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Число предприятий

Объём продукции (млрд. руб.)

Прибыль (млрд. руб.)

Уровень рентабельности (%)

2074

20,2

-

-

2217

44,2

-

-

5053

562

65,5

26,7

6767

5125

742

31,3

8009

12439

1728

19,9

8359

46619

3761

18,4

Данные Российского статистического ежегодника, Госкомстат России 1995 г., 1996 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Общая характеристика подготовки менеджеров во Франции
Взгляд на современный менеджмент
Процесс подготовки менеджеров во Франции
Международный маркетинг - проблемы и перспективы развития
Вернуться к списку публикаций