2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Таблица 10.

Объёмы реализации потребительской кооперацией основных групп строительных материалов в Поволжском регионе в расчёте на одну семью обслуживаемого населения в 1994 - 1996 годах.

Наименование товаров

Ед.изм.

Саратовский ОПС

Самарский ОПС

1994

1995

1996

1994

1995

1996

Деловая древесина и пиломатериалы

Цемент

Оконное стекло

Шифер

Мягкая кровля

Плитка керамическая

Линолеум

Местные стройматериалы

Прочие стройматериалы

Всего стройматериалов

м3

кг

м2

усл.плит

м2

-

-

руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

0,002

0,96

0,16

1,8

0,3

0,01

0,11

19,5

0,4

4,2

0,0004

1,05

0,006

0,03

0,006

0,006

0,006

84,2

4,8

5,8

0,0007

1,13

0,01

0,05

0,01

0,0005

0,02

17,4

7.6

9,7

0,002

5,66

0,24

2,1

1,1

0,12

0,11

27,0

5,6

12,9

0,001

7,77

0,19

1,45

0,3

0,02

0,05

24,2

25,1

30,9

0,001

8,2

0,04

1,7

0,4

0,02

0,4

25,1

29,6

50,8

Рассчитано на основе данных статистической отчётности потребсоюзов «3-торг» (стройматериалы) за соответствующие годы.


Как свидетельствует статистика, при общем снижении сельского строительства в целом по России, наметился рост строительства жилья сельским населением за свой счет. Данные приведены в табл. 11.

В 1995 году на собственные средства сельского населения было построено 5,1 млн. м2 или 57,3 % от площади общего строительства в сельской местности (в 1990 г. - 4,7 %, 1994 г. - 48,2 %).

Таблица 11.

Ввод в действие жилых домов в сельской местности.

(млн. м2 общей площади)

Годы

Всего построено

В том числе населением за свой счет и с помощью кредитов

1980

14,4

2,4

1990

17,9

3,8

1991

14,3

3,4

1992

10,5

3,0

1993

9,5

3,4

1994

8,5

4,1

1995

8,9

5,1

Данные Российского статистического ежегодника за 1995, 1996 годы.


Сокращение объемов продажи строительных материалов, с одной стороны, и увеличение сельского строительства за счет населения, с другой стороны, свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса на данный вид товаров. В этой связи возникает необходимость быстрейшего развития всех видов кооперативной торговли строительными материалами, которая в начале 90-х годов была значительно сокращена.

В настоящее время реализация основной массы строительных товаров в Поволжском регионе ведется непосредственно на оптовых базах через свои розничные предприятия, которые находятся в городах и удалены от большинства сельского населения. Это приводит к потере кооперативной торговлей значительной части товарооборота.

В связи с этим возникает необходимость восстановить, с учетом современных требований, ранее существовавшую систему оптовой и розничной торговли строительными материалами, учитывающую особенности физических товарных свойств исследуемых товаров и значительные единовременные затраты денежных средств и времени потребителей, связанных со строительством и ремонтом жилья.

Для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса на реализуемые виды строительных материалов необходимо создание стабильных запасов как на оптовых базах, так и в магазинах. Тем более, что имеется в достаточном количестве площадей для хранения и соответствующего оборудования для приведения их в состояние, пригодное для непосредственного использования потребителями. Важными условиями обеспечения потребностей торговых предприятий в строительных товарах является восстановление хозяйственных связей с поставщиками, активизация коммерческой деятельности по их закупке, организация собственных производств строительных товаров и т.д.

Как показали результаты проведенного нами обследования, развитие торговли строительными материалами в исследуемом регионе сдерживается крайне тяжелым финансовым положением потребсоюзов. По итогам работы за последние три года все они являются убыточными. В количественном выражении только в 1996 году убытки составляют по Саратовскому ОПС - 13,1 млрд. руб., по Самарскому - 26,9 млрд. руб., Волгоградскому -28,3 млрд. руб., Астраханскому -19,1 млрд. руб.

Значительные материальные затраты, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией строительных товаров, невысокая их оборачиваемость, с одной стороны, и убыточная работа в целом по потребсоюзам, с другой стороны, не позволяют активизировать торговлю строительными материалами и в ближайшее время. Это, в свою очередь, может привести к потере потребительской кооперацией своей доли на рынке данных товаров. Как уже говорилось, на рынках в 1995-1996 годах было реализовано стройматериалов в 1,3 раза больше, чем всей системой потребкооперации.

Для преодоления создавшихся негативных тенденций в кооперативной торговле строительными материалами, необходима комплексная реорганизация всей системы товародвижения и ее отдельных звеньев.

Дополнительным источником получения доходов при осуществлении торговли строительными товарами, является предоставление покупателям широкого комплекса платных услуг, так как их оказание в сельской местности может быть организовано в основном кооперативными торговыми предприятиями. Помимо традиционных услуг, на наш взгляд, целесообразно использовать опыт работы других стран. Зарубежная практика доказала высокую эффективность создания бюро по приему и исполнению предварительных заказов и заявок покупателей, различных служб, осуществляющих информацию о наличии ассортимента, качестве и цене на товары и т.д. Сегодня у большинства жителей западных стран наиболее популярна форма торгового обслуживания по заказам. Достаточно позвонить или отправить почтовую карточку в интересующую их торговую организацию и заказать необходимый товар, который будет доставлен по указанному адресу. Организация такой формы обслуживания покупателей не требует значительных материальных затрат и имеет достаточно высокую эффективность.

В настоящее время объемы услуг, оказываемых населению предприятиями потребкооперации Поволжского региона при продаже строительных материалов, крайне незначительны и составляют сотые доли процента к розничному товарообороту. В основном они связаны с погрузкой, транспортировкой и консультированием о применении товаров.

Таким образом, состояние кооперативной торговли строительными материалами характеризовалось в последние годы сокращением объемов продажи по всем группам строительных товаров, а также сокращением материальной базы товаропроводящих звеньев. Претерпела значительные изменения структура товарооборота в сторону быстрореализуемых продовольственных товаров.

Вместе с тем, итоги 1996 года свидетельствуют о положительных тенденциях, наметившихся в кооперативной торговле строительными материалами. Анализ экономических показателей показывает, что в следующем году ожидается увеличение спроса на данные товары, а соответственно и рост объемов продажи. В этой связи, кооперативной торговле необходимо в короткие сроки провести диверсификацию деятельности товаропроводящих звеньев таким образом, чтобы они обеспечивали эффективную работу всей системы товародвижения строительных материалов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия
Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Современные концепции маркетинга
Менеджмент в условиях глобализации
Вернуться к списку публикаций