2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Пытаясь найти пути выхода из кризисного состояния, оптовые базы потребкооперации сами развивают собственную розничную торговлю, оборот которой составляет более 30 % совокупного оборота баз. Она ориентирована в основном на продовольственные товары. Строительные материалы составляют всего 5 % оптового оборота. Вместе с тем оптовые базы могли бы не только расширить торговлю строительными материалами, но и учитывая, что их потенциал используется лишь на десятую часть, организовать собственное производство пиломатериалов, теплиц, дверей и рам и т.д., пользующихся повышенным спросом населения.

Кооперативная торговля строительными материалами в Поволжском регионе характеризуется влиянием тех же закономерностей развития, что и в целом потребительская кооперации России.

В качестве примера рассмотрим состояние торговли стройматериалами в Саратовском и Самарском облпотребсоюзах, так как по общим показателям они наиболее близки.

Одним из основных оценочных показателей деятельности потребсоюзов является объем продажи товаров. В анализируемых потребсоюзах, как и целом по Центросоюзу, в последние годы наблюдается деформация розничного товарооборота в сторону увеличения доли продовольственных товаров. Динамика их изменения отражена в табл. 7.

Таблица 7.

Доля продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.

(в % ко всему розничному товарообороту)

Наименование потребсоюзов

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

1990

1994

1995

1996

1990

1994

1995

1996

Саратовский

50,1

72,3

80,7

83,0

49,9

27,7

19,3

17,0

Самарский

48,8

58,9

73,3

77,6

51,2

41,1

26,7

22,4

Рассчитано по данным статистической отчетности потребсоюзов по форме «3-торг».


Из приведенных данных видно, что удельный вес непродовольственных товаров снизился в 1996 году по отношению к 1990 году по Саратовскому ОПС в 2,9 раза, по Самарскому ОПС в 2,3 раза. Причины данного явления поясняются в предыдущих разделах.

Несколько иначе происходило изменение доли строительных материалов в розничном товарообороте непродовольственных товаров, что отражено в табл. 8.

Таблица 8.

Саратовский ОПС

Самарский ОПС

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Непродовольственные товары всего (млн. руб.)

38223

42046

49752

95697

114837

109404

в том числе: Стройматериалы (млн. руб.)

1357

1898

3137

2713

6526

10721

Удельный вес стройматериалов в товарообороте непродовольственных товаров, (%)

3,5

4,5

6,3

2,8

5,6

9,8

Рассчитано на основе статистической отчетности потребсоюзов по форме «3-торг».


Если сравнить данные табл. 7. и 8., то в 1996 году в сравнении с 1995 годом доля непродовольственных товаров по Саратовскому ОПС снизилась на 2,3 % и в Самарском ОПС на 4,3 %, а удельный вес стройматериалов увеличился соответственно на 1,8 % и 2,8 %.

Для полноты картины рассмотрим динамику изменения объемов продажи основных видов строительных материалов в 1994 - 1996 годах. (См. табл. 9.).

Таблица 9.

Объемы продажи основных групп строительных материалов.

Наименование товаров

Единица измерения

Саратовский ОПС

Самарский ОПС

1994г.

1995г.

1996г.

1994г.

1995г.

1996г.

Деловая древесина

м3

77

1

142

270

171

137

Пиломатериалы

м3

668

146

143

309

133

152

Садовые домики

шт.

-

-

-

136

-

-

Цемент

т.

311

340

367

1195

1641

1738

Оконное стекло

тыс.м2

54

2

3,8

52

42

8

Шифер

т.у.пл.

592

103

155

439

306

348

Мягкая кровля

тыс.м2

98

2

4,3

221

72

93

Плитка керамическая облицовочная

тыс.м2

4

2

0,17

26

5,5

5,1

Линолеум

тыс.м2

36

2

4,7

23

11

89

Местные стройматериалы

млн.руб.

6,27

27,1

5,6

5,7

5,1

5,3

в том числе:

стеновые материалы

т.шт.

115

65

-

-

-

-

из них:

строительный кирпич

усл.кирп.

96

3

-

-

-

-

Блоки из ячеистого бетона

-

19

62

-

-

-

-

Прочие строительные материалы

млн.руб.

111,4

1537,8

2458

1184,7

5293,5

6253

Всего стройматериалов

-

1357

1898

3137

2713

6526

10721

Составлено по данным статистических отчётов формы «3-торг» (стройматериалы) за соответствующие годы.


Анализ данных табл. 9. показывает, что в 1996 году произошло замедление темпов сокращения объёмов продажи по отдельным видам строительных материалов в исследуемом регионе. По нашему мнению, в 1997 г. в Саратовском ОПС возрастет объем продажи деловой древесины, пиломатериалов, цемента, шифера, стекла, линолеума, в Самарском ОПС - пиломатериалов, цемента, шифера, мягкой кровли, линолеума.

Анализ продажи строительных товаров по Поволжскому региону будет неполным, если не учесть того обстоятельства, что они являются товарами семейного пользования. В этой связи при анализе динамики их реализации выполнены дополнительные расчеты об объемах продажи, приходящихся на одну семью обслуживаемого населения, которые приведены в табл. 10. Их анализ показывает, что в 1994-1996 годах предприятиями потребительской кооперации было продано в среднем на одну семью по Саратовскому ОПС и Самарскому ОПС в натуральном выражении деловой древесины и пиломатериалов, соответственно, 0,001 и 0,001 метров кубических, цемента 1,1 и 7,2 килограмма, стекла оконного 0,006 и 0,6 метров квадратных, шифера 0,9 и 1,8 условных плит, мягкой кровли 0,006 и 0,3 метров квадратных, линолеума 0,05 и 0,2 метров квадратных, плитки керамической 0,006 и 0,05 метров квадратных и др.

По оценкам специалистов в исследуемых регионах текущий ремонт жилья ежегодно осуществляют в среднем 10-12 тысяч, а капитальный ремонт 2-2,5 тыс. сельских семей. На текущий ремонт жилого дома общей площадью 100 квадратных метров в среднем расходуется 2,5 кв. м оконного стекла, на капитальный ремонт - 50 кв. м.; цемента соответственно 60 и 200 кг; кирпича 130 и 2500 штук; шифера - 50 и 1000 услов. плит; пиломатериалов и деловой древесины 0,5 и 8 кубических метров и т.д.

С учетом норм расходов нами была определена потребность в некоторых основных материалах только на проведение ремонтов. Сравнение этих данных с показателями реализации стройматериалов в двух указанных облпотребсоюзах показало, что потребность в них удовлетворялась в среднем на 16 %. Этот расчет выполнен без учета индивидуального строительства на селе и строительства горожанами дач и домиков на садовых и огородных участках.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Ликбез для руководителя
Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период
Современные концепции маркетинга
Выбор стратегии изменения
Вернуться к списку публикаций