2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Несколько иначе происходило изменение удельного веса строительных материалов в структуре товарооборота непродовольственных товаров, что видно из таблицы 4. Так в 1996 году по отношению к 1990 году их удельный вес возрос на 3,59 % (с 5,21 % до 8,8 %), хотя за этот же период удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота потребительской кооперации, уменьшился более чем в 2,5 раза. Если в 1990 году строительные материалы составляли примерно 10-ю часть в товарообороте непродовольственных товаров, то в 1996 году их доля стала порядка половины.

Таблица 4.

Удельный вес строительных материалов в товарообороте непродовольственных товаров потребительской кооперации.

(в % к товарообороту непродовольственных товаров)

Вид товаров

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Строительные материалы

5,21

4,65

4,02

4,60

6,60

8,06

8,8

Рассчитано на основе данных статистических сборников Потребительская кооперация России за соответствующие годы.


Приведенный анализ свидетельствует, что снижение темпов продажи строительных материалов, за исследуемый период, происходило медленнее, чем другими видами товаров непродовольственной группы, и это характеризует устойчивость спроса сельского населения на них. Общее сокращение объемов продаж, на наш взгляд, вызвано деформацией структуры товарооборота в сторону быстрореализуемых продовольственных товаров, а также вследствие больших материальных затрат, необходимых на закупку и реализацию строительных материалов и низкую их оборачиваемость.

Одной из причин переориентации розничных предприятий потребительской кооперации на торговлю быстрооборачивающимися продовольственными товарами явилась общая низкая эффективность их деятельности.

Из данных табл. 5. видно, что в целом по России розничные торговые предприятия различных форм собственности, за исключением потребительской кооперации, работают рентабельно.

Так, имея примерно одинаковый уровень валовых доходов (22,5 % -государственная розничная торговля и 22 % - кооперативная розничная торговля), предприятия розничной торговли потребительской кооперации были убыточны в виду высокого уровня издержек обращения. Еще больший разрыв наблюдается в сопоставлении экономических показателей потребительской кооперации по отношению к розничным торговым предприятиям частной формы собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные и т.п.).

Таблица 5.

Эффективность деятельности розничных предприятий различных форм собственности за 1995 год.

(в % к товарообороту)

Показатели

Всего по предприятиям торговли

В том числе по формам собственности

Государственная

Негосударственная

Из нее

Частная

Потребкооперация

Уровень валовых доходов

18,6

22,5

17,9

16,5

22,0

Уровень издержек обращения

15,9

20,1

15,2

13,0

25,2

Уровень рентабельности

2,9

2,7

2,9

3,5

-3,1

Эффективность затрат

16,7

11,8

17,9

26,6

-12,5

Рассчитано на основе данных Госкомстата России за 1995 год.


В денежном выражении убыток розничной торговли потребкооперации за 1995 г. составил 533,2 млрд. руб., 1996 году - 1261,3 млрд. руб.

Основной причиной убыточной работы являются высокие издержки обращения, уровень которых в исследуемом периоде колеблется в пределах 25 - 30 %. Состояние торговли строительными материалами во многом зависит от эффективности работы оптовых предприятий. Это связано с необходимостью применения в большинстве случаев складской формы их товародвижения.

В ходе формирования рыночной инфраструктуры потребительского рынка функции товарного обеспечения розничной торговли в значительной мере перешли к посредническим предприятиям и физическим лицам. По данным Госкомстата России через эти каналы в розничную торговую сеть поступило в 1996 году 48 % всех товарных ресурсов, напрямую у предприятий-изготовителей было закуплено 36 % товарных ресурсов, у оптовых предприятий - 16 %.

В потребительской кооперации от посреднических фирм и физических лиц закуплено 43 % товарных ресурсов, у предприятий-изготовителей - 31 %, от оптовых предприятий - 26 %, в том числе от собственного опта 7,7 %.

Оборот кооперативной оптовой торговли в 1996 году сложился в сумме 2 трлн. рублей, что соответствует в действующих ценах объему 1995 года. В сопоставимых ценах оборот сократился за год на 29 %, а по сравнению с 1990 годом - в 52 раза, или составил всего 2 % от объемов 1990 года (см. таблицу 6.).

Таблица 6.

Динамика оптового оборота.

1990 г.

1992 г.

1995 г.

1996 г.

Оптовый оборот в действующих ценах каждого года (млн. руб.)

32217

263399

2011810

2053610

Оптовый оборот 1996 г. в действующих ценах (в разах) к:

64

8

1,02

-

Оптовый оборот 1996 г. в ценах 1990 г. (в %) к:

2,0

5,3

71,36

-

Отношение оптового оборота к розничному в действующих ценах каждого года (в %)

55,3

40,3

8,8

7,7

Рассчитано на основе данных статистических сборников «Потребительская кооперация России» за соответствующие годы.


В 1996 году в макроструктуре оптового оборота преобладали продовольственные товары - 54,6 %, на долю непродовольственных товаров приходилось 45,4 % оборота. При этом оптовой торговлей обеспечивалось 5 % розничного продовольственного оборота и 16 % розничного оборота непродовольственных товаров.

Из непродовольственных групп товаров в розничную торговую сеть через оптовую торговлю поступило около 45 % всех проданных сельскохозяйственных и садово-огородных инструментов, 30 % металлической посуды, 27 % хозяйственных и строительных материалов, 14 % одежды, белья и моющих средств. По остальным товарным группам влияние опыта менее заметно.

В настоящее время в системе потребительской кооперации насчитывается 13040 оптовых складов площадью 6299 тыс. квадратных метров. Однако по назначению используется примерно третья часть, складской оборот с одного квадратного метра складской площади не превышает 80 тыс. рублей в месяц.

В этой связи, финансовое положение оптовой торговли остается крайне тяжелым. За 1996 год убыток в оптовой торговле (по данным 5-з торг) составил 193 млрд. рублей против 122 млрд. рублей за 1995 год.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Менеджмент в условиях глобализации
Концепция предпринимательского управления
Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Методические основы анализа резервов повышения качества продукции
Как осуществить стратегию
Вернуться к списку публикаций