2010-11-04 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.



Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.


Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, в также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

По сроку действия договора могут быть долгосрочными, сезонными, краткосрочными, разовыми. Дальнейшее совершенствование договорной работы предприятиями потребительской кооперации обусловило распространение долевых и внутрисистемных договоров, что имеет положительное практическое значение.

Важным этапом на пути регулирования хозяйственных взаимоотношений между продавцами товаров и конечными их потребителями явилось принятие в 1995 году Закона о защите прав потребителей. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг), надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Наиболее рациональным способом хозяйственных взаимоотношений в условиях рыночных отношений являются прямые договорные связи между изготовителями товаров (предприятия, организации, учреждения, граждане предприниматели) и покупателями товаров (торговые предприятия, организации, учреждения, граждане-предприниматели), реализующими товары оптом или в розницу.

В потребительской кооперации под прямыми хозяйственными связями понимаются непосредственные договорные отношения кооперативных оптовых или розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров без участия других коммерческих посредников.

Особенно эффективен данный способ взаимоотношений при заключении долгосрочных договоров поставки. В рамках долгосрочного договора производятся отдельные поставки, которые могут осуществляться уже без крупных отдельных соглашений. В результате привычности коммерческих отношений возникают эффекты рационализации, ведущие к меньшим издержкам при закупках. Кроме того, гарантируются постоянные контакты между сторонами на основе стабильных связей. В зависимости от обстоятельств в рамках такого договора возможно в отдельных соглашениях оговорить особые условия (например, для особенно больших объемов закупок или при проведении рекламных мероприятий).

Вместе с тем, анализ организации договорной работы, проведенный в трех райпотребсоюзах Самарского ОПС, показал, что в 1996 году основная масса заключенных договоров носила временный или разовый характер.

Таблица 1.

Исследуемые райпо

Всего заключено договоров в 1996 г.

Из них

Постоянные договора в

(%) к остальным

видам договоров

Постоянные договора

Временные договора

Разовые договора

Красноярское

370

120

100

150

32,4

Исаклинское

173

64

80

29

36,9

Шенталинское

136

23

30

83

16,9

Рассчитано на основе данных статистической отчетности исследованных райпотребсозов за 1996 год.


Из приведенных данных видно, что постоянные договора составляют в среднем по трем райпотребсоюзам порядка 28,7 %, что говорит о наличии неиспользованных резервов совершенствования работы в данном направлении.

Развитие прямых связей с изготовителями обеспечивает торговым предприятиям потребительской кооперации стабильный источник поступления товарных ресурсов с наименьшими затратами, дает возможность активно воздействовать на ассортимент, качество и цену товара. Реальной становится обратная связь торговли с промышленностью по выпуску необходимых для населения товаров и снижению на них цены. Применение прямых хозяйственных связей сокращает звенность товародвижения, а следовательно, и связанные с ним издержки.

Сложившаяся экономическая ситуация в стране, стремление торговых предприятий к получению максимальной прибыли от совершаемых операций, необходимость противостояния конкурентам привели к существенному увеличению поступления товаров в розничные торговые предприятия непосредственно от производителей. Такая модель взаимоотношений экономически целесообразна, на наш взгляд, только для определенных групп товаров. Прежде всего для большинства отечественных продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров простого ассортимента. Применительно к группе строительных товаров, такой способ организации хозяйственных взаимоотношений в основном не применим. Организация прямых связей по поставкам строительных материалов, являющихся товарами сложного ассортимента, требует учета организационно-экономических, торговых, транспортных и других факторов.

Особенности производства, удаленность производителей от потребителей, наличие по отдельным видам товаров сезонности потребления, специфические условия хранения и транспортировки, необходимость подсортировки и создания товарных запасов, обусловливают применение складской формы товародвижения большинства строительных материалов.

По нашему мнению, организация розничной торговли по прямым договорным связям целесообразна для местных строительных товаров (кирпич, камень строительный, гравий, щебень, песок строительный, мел, гипс, алебастр и др.) Механизм реализации данных товаров розничной торговлей достаточно прост. Оплатив товар в розничном торговом предприятии, покупатель получает его непосредственно у производителя или же он доставляется ему по указанному адресу.

Анализ зарубежного опыта организации эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров позволяет сделать вывод о необходимости участия в них оптовых звеньев, которые обязаны выступать в роли активных коммерческих посредников. Оптовыми предприятиями потребительской кооперации накоплен большой опыт развития прямых договорных связей. Для их осуществления имеются все необходимые условия: сформировавшаяся материально-техническая база, квалифицированные кадры, информация о рынке товаров и др. Несмотря на все это, кооперативная оптовая торговля в большинстве своем находится в крайне тяжелом положении и не в состоянии в полном объеме осуществлять присущие ей функции. Подобное состояние объясняется рядом причин:

1. Острый дефицит оборотных средств, крайне затрудняет налаживание эффективных хозяйственных связей с производителями товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, закупка и складская переработка которых требует значительных финансовых затрат.

2. Кризисное положение промышленных предприятий, разделение СССР на независимые самостоятельные государства привели к сокращению ассортимента производимых отечественных товаров и усложнению организации непосредственных договорных отношений. Закупка же импортной продукции происходит в основном на федеральном уровне и приобрести ее можно в большинстве случаев у посредников.

3. Трудности в установлении прямых хозяйственных взаимоотношений связаны также с медленной перестройкой своей деятельности самими оптовыми предприятиями. Для успешного их преодоления кооперативные оптовые предприятия должны взять на себя осуществление следующих функций:

- концентрация коммерческой деятельности; поддержка процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; минимизация коммерческого риска; маркетинговое обслуживание. От того, как они будут выполняться, в значительной степени зависят и стимулы к производству товаров, а также решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров.

4. Отсутствием необходимых условий установления прямых связей с производителями по поставке товаров в размерах транзитных норм отгрузки.

Устранение выше указанных причин, позволило бы оптовым предприятиям потребительской кооперации рационально организовать работу по установлению прямых хозяйственных взаимоотношений с производителями товаров, повысит их роль и значение в процессе товародвижения.

В качестве обобщения можно сказать, что в условиях рыночных отношений договор является основной формой взаимоотношений между партнерами по рынку. Организация прямых договорных связей организаций и предприятий потребительской кооперации с промышленностью - актуальная коммерческая задача. Наиболее благоприятные возможности регулирования прямых хозяйственных связей с промышленностью строительных материалов имеют крупные оптовые базы облпотребсоюзов или оптово-розничные объединения, финансовые возможности и размеры оптово-складского оборота которых позволяют получать товары от поставщиков в оптимальных размерах и с необходимой частотой.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Дизайн и цветовое решение интерьера
Выбор стратегии изменения
Методические основы анализа резервов повышения качества продукции
Лидерство и менеджмент в процессе социального управления
Вернуться к списку публикаций