2010-11-02 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли



Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли


На результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли большое влияние оказывает уровень организации коммерческой работы, разнообразие и эффективность выполнения коммерческих функций, как прямо и непосредственно участвующих в формировании дохода предпри­ятия, так и косвенно влияющих на их величину. В условиях рыночных от­ношений и формирования конкурентной среды важно определить верное направление в выборе товарного профиля торгового предприятия и того ассортимента товаров, который приведет к желаемому успеху. Только зна­ние свойств товара, его способности удовлетворять конкретные потребно­сти, его классификационных признаков могут способствовать эффектив­ному осуществлению такой важной коммерческой функции, как формиро­вание ассортимента.

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Ос­новными группировочными признаками товаров являются сырьевой, про­изводственный и потребительский. На практике необходимо различать производственный и торговый ассортимент.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными предприятиями и другими изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Его отличие от произ­водственного состоит в том, что он включает ассортимент товаров, выпус­каемых многими предприятиями.

Исходя из классификации по от­раслевому принципу строительные материалы относятся к непродовольст­венным товарам. Данная отрасль делится на товарные группы, объединен­ные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребитель­ского назначения, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых из­готавливаются строительные материалы, их можно классифицировать на природные каменные, минеральные вяжущие, материалы и изделия на ос­нове минеральных вяжущих, материалы и изделия из стекла, керамики, ме­таллические и древесные материалы и изделия, материалы на основе во­локнистых веществ и бумаги, строительные материалы и изделия на основе синтетических полимеров.

По потребительскому назначению строительные товары и изделия могут быть подразделены на вяжущие, для стен и перегородок, кровельные теплоизоляционные, для полов, облицовочные и отделочные, крепежные, санитарно-технического назначения.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят това­ры, состоящие из небольшого количества видов или сортов. Строительные материалы относятся к товарам сложного ассортимента, так как в преде­лах одного вида они имеют внутреннюю классификацию по различным признакам.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, объединенные по признаку производственного происхождения. Например, товарная группа металлических материалов и изделий делится на подгруппы: сталь, балки, швеллеры, черепица металлическая, проволока, сетка стальная, метизы, трубы водо-газопроводные; группа древесные материалы и изделия состо­ит из подгрупп: круглые лесоматериалы хвойных и лиственных пород, пи­ленные лесоматериалы хвойных и лиственных пород, столярные изделия, детали деревянные фрезерованные, листовые лесоматериалы.

Товарные подгруппы состоят из видов. Под видом понимается ас­сортимент разных по назначению товаров одного наименования. К приме­ру, подгруппа круглые лесоматериалы хвойных и лиственных пород состо­ит из следующих видов товаров: пиловочник, стройлес, подтоварник, столбики для изгороди, жерди; детали деревянные фрезерованные - доски для покрытия полов, облицовка, плинтусы, наличники, раскладки (штапик), паркет.

Внутривидовые различия товаров обусловлены маркой, сортом, оформлением и другими признаками, т.е. имеет место подразделение на разновидности. Кроме того, товарный ассортимент характеризуется его широтой, насыщенностью, глубиной и гармоничностью.

Под широтой понимается общая численность ассортиментных групп и наименований.

Под насыщенностью подразумевается общее число составляющих ас­сортиментную группу (в группу санитарно-технического оборудования входят раковины, мойки, умывальники, ванны, души, унитазы, бачки для унитазов, сиденья для унитазов, крепления к сиденьям унитазов, краны во­доразборные, краны-смесители, сифоны, вентили, кронштейны, биотуале­ты и т.д.)

Глубокий ассортимент предполагает разновидности предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы (сталь: мел­косортная, среднесортная, крупносортная, тонколистовая толстолистовая, катанная, кровельная, оцинкованная).

Под гармоничностью понимается степень близости между товарами отдельных групп с точки зрения их конечного использования. Вся сово­купность перечисленных товаров составляет ассортимент строительных материалов.

Формирование ассортимента - это систематическое принятие реше­ний по разработке и управлению товарами в торговом предприятии. При выполнении этой коммерческой функции необходимо помнить, что ассор­тимент должен не пассивно отражать предъявляемый спрос, а оказывать активное воздействие на него, расширять потребности, повышать уровень и культуру потребления. Грамотное формирование ассортимента позволя­ет оптимально скоординировать совокупность товаров в соответствии с потребностями населения в зоне обслуживания.

Формирование ассортимента происходит под влиянием множества факторов, к которым относятся: предъявляемый покупателями спрос; про­изводство потребительских товаров. Спрос является движущей силой в процессе формирования ассортимента, а производство призвано удовле­творять его. Но грамотное формирование невозможно без знаний этого спроса, на который оказывают влияние социальный состав населения и ха­рактер его трудовой деятельности, уровень культуры и уровень денежных доходов, географические особенности региона, цена на товары, мода, ис­торические традиции и обычаи и др.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. По этому признаку он делится на устойчивый, альтернативный и импульсный.

Помимо перечисленных факторов на формирование ассортимента оказывают влияние тип предприятия, его товарный профиль, размеры, ус­ловия товароснабжения, наличие конкурирующих предприятий. Для ра­ционального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса.

В основу разработки таких комплексов могут быть положены осо­бенности образа жизни и проведения досуга, сфера применения товаров и другие признаки. Исходя из этого, строительные материалы можно сгруп­пировать в следующие потребительские макрокомплексы: «Товары для строительства и ремонта жилища», «Товары для домашнего мастера», «Товары для отопления и освещения жилища», «Товары для сада, огорода и домашней фермы».

Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. К примеру, потребительский комплекс «Товары для строительства и ремонта жилища» можно разделить на следующие микрокомплексы: лесоматериалы и изде­лия из них, металлопрокат, строительное стекло, местные строительные материалы, железобетонные изделия, санитарно-техническое оборудова­ние, приборы для окон и дверей, разные строительные материалы, лако­красочные и клеевые строительные материалы, инструменты для штука­турных, каменных и других строительных работ.

При формировании ассортимента особое внимание необходимо уде­лять местным строительным материалам. Для нужд индивидуального строительства используются местные строительные материалы более 30 наименований (кирпич, известь, мел, керамзитобетонные блоки, черепица, природный камень, гравий, песок и др.). Они являются одним из резервов более полного удовлетворения запросов населения.

Важным резервом расширения ассортимента строительных материа­лов является широкое вовлечение в розничный товарооборот деловых от­ходов промышленных предприятий и некондиционных материалов. Сюда относятся заготовки из отходов древесины, металлов, пластмасс, пластика, фанеры, ДВП, ДСП, искусственной кожи и др. Эти товары включаются в ассортимент потребительского комплекса «Товары для домашнего мастера».

Помимо перечисленных потребительских комплексов в ассортимент магазинов по торговле строительных материалами могут включаться со­путствующие товары: рабочая одежда, и обувь, защитный специнвентарь, литература по организации строительства и ремонту жилья и др.

Ассортимент строительных материалов ежегодно расширяется вслед­ствие освоения промышленностью новых товаров, а также за счет поступ­ления на рынок импортных товаров. Как видно из приведенных примеров, потребительский комплекс «Строительные материалы» характеризуется сложностью и многообразием входящих в него групп, видов и разновидно­стей товаров. Широта, глубина и насыщенность торгового ассортимента строительных материалов, особенности спроса на них обслуживаемого контингента (не только сельского, но и городского) обусловливают специ­фику организации торговли данным видом товаров.

Прежде всего, это связано с большой разбросанностью обслуживае­мого населения, его покупательной способностью и сложившимися тради­циями решения данного вопроса. На наш взгляд, перспективной может считаться модель организации торговли строительными материалами, со­стоящая из нескольких уровней обслуживания населения.

Высший уровень комплексного обслуживания населения осуществ­ляется на предприятиях торговли межрайонного значения, реализующих универсальный ассортимент хозяйственных и строительных товаров, ока­зывающих широкий перечень дополнительных услуг консультативного, производственного и транспортного характера. Это могут быть торгово-производственные комплексы типа «Ваш дом», имеющие в своем составе цеха по обработке древесины и металла, бюро услуг. Торговое предпри­ятие такого типа должно оказывать услуги по доставке товаров, подбору необходимого для строительства и ремонта комплекса материалов, аренде средств малой механизации и строительных механизмов, переработке и облагораживанию древесины, сборке домов заводского изготовления, из­готовлению несложных изделий из древесины и металла (плинтусов, на­личников, бруса и т.д.). Местом создания подобных комплексов по торго­вому обслуживанию населения могут стать специализированные оптовые предприятия по торговле строительными материалами.

Следующий уровень обслуживания населения организовывается че­рез специализированные магазины-склады по торговле строительными ма­териалами районного значения, имеющие универсальный ассортимент строительных и сопутствующих им хозяйственных товаров. В данных ти­пах магазинов торговля осуществляется по потребительским комплексам. Перечень дополнительных услуг включает в основном услуги консульта­тивного и транспортного характера, а также в небольших объемах могут оказываться производственные услуги.

Третий уровень организации торговли строительными материалами обеспечивается через существующую сеть специализированных магазинов типа «Хозяйственные товары», «Товары для дома» и т.д.

В этих магазинах должен быть достаточно широкий ассортимент строительных товаров и осуществляться дополнительные услуги как и в магазине-складе. Магазины данного типа располагаются как в районных центрах, так и в других наиболее крупных населенных пунктах.

Следующий уровень обслуживания предполагает организацию тор­говли строительными материалами в магазинах типа «Товары повседнев­ного спроса», «Промышленные товары», которые расположены непосред­ственно в селах и значительно удалены от специализированной сети. Тор­говля данным видом товаров в них осуществляется по предварительным заказам с доставкой товаров на дом или в места застройки. Ассортимент строительных материалов в этих магазинах значительно уже, чем в мага­зинах более высоких уровней обслуживания. Дополнительные услуги в ос­новном носят консультационный и транспортный характер.

Последний уровень обслуживания обеспечивается через передвиж­ную торговлю, которая осуществляет доставку товаров непосредственно в места застройки, а также в села, где нет стационарных торговых точек, торгующих строительными товарами. Ассортимент товаров в автомагази­нах формируется в основном из учета конкретных потребностей обслужи­ваемого населения.

Организация комплексного обслуживания населения и обеспечения его строительными материалами обусловливает необходимость создания в каждой кооперативной организации комплекса торговых предприятий различных уровней обслуживания. В настоящее время широко применяет­ся торговля строительными материалами непосредственно на оптовых ба­зах. Для этого со стороны прилегающей улицы строится помещение для демонстрации образцов, оформления документов и оказания услуг населе­нию, а товары реализуются непосредственно со складов базы.

Разнообразие ассортимента строительных материалов предполагает использование различных форм и методов торговли ими. Преобладающей формой продажи является самообслуживание. Этим методом реализуются инструменты, приборы для окон и дверей, лакокрасочные изделия, печное литье, некондиционные товары, отходы производства и т.д.

Реализация громоздких и тяжеловесных, а также технически сложных товаров, требующих особых условий хранения (сетки стальной, стекла, са­нитарно-технического оборудования, линолеума, садовых домиков, обли­цовочной плитки, паркета, оконных и дверных блоков и др.), производится как правило с применением метода продажи товаров по образцам.

При продаже товаров, требующих демонстрации и консультации, пояснения условий эксплуатации (электрорубанков, настольных станков, всевозможных электрораспылителей, краскопультов и др.) применяется метод индивидуального обслуживания.

В отдельных случаях торговля строительными материалами может осуществляться посредством списков. Такая форма широко применяется при организации торговли по предварительным заказам.

Особое место при осуществлении торговли строительными материа­лами занимают дополнительные услуги. Их перечень должен быть значи­тельно шире, чем в других типах предприятий. Это обусловлено специфи­кой работы торговых предприятий по продаже строительных товаров. Все услуги подразделяются на обязательные и рекомендуемые, платные и бес­платные. Указанный перечень услуг является пример­ным, в каждом конкретном случае он составляется с учетом местных усло­вий.

Таким образом, номенклатура строительных материалов и изделий весьма обширна и разнообразна. Производство их в основном узкоспециа­лизированное и для формирования торгового ассортимента наиболее при­емлема складская форма товародвижения. Для рационального формиро­вания ассортимента в розничной торговой сети рекомендуется учитывать фактор комплексности спроса покупателей, когда в состав потребитель­ских комплексов включаются товары различных групп. Это в свою очередь обусловливает определенную специфику организации продажи строитель­ных материалов и оказания дополнительных услуг в розничной и оптовой торговле потребительской кооперации.







Интересное:


Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Как осуществить стратегию
Взгляд на современный менеджмент
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Концепция предпринимательского управления
Вернуться к списку публикаций