2010-10-30 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов



Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов


Изделия из лесоматериалов (оконные и дверные блоки, паркет и т.д.) имеют более широкую географию производства, что позволяет сократить расстояние перевозок этих товаров от предприятий-изготовителей до потребителей.

Поставщиками металлопродукции для строительных нужд являются предприятия черной металлургии. Основными металлургическими базами Российской Федерации являются: Уральская, Центральная и Сибирская.

На Урале металлопрокат производят Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский, Актюбинский, Екатеринбургский, Первоуральский и другие заводы.

Предприятия Центральной металлургической базы работают в Череповце, Липецке, Северном Осколе, Орле, Туле, Нижнем Новгороде.

В металлургическую базу Сибири входят предприятия Новокузнецка, Новосибирска, Красноярска.

Таким образом, высокая степень концентрации производства лесоматериалов и металлопродукции обусловливает значительные объемы межрегиональных перевозок этих товаров. В этой связи особую значимость приобретает решение торговыми организациями вопроса рациональности устанавливаемых хозяйственных связей, оптимального выбора путей движения товаров от промышленности в торговлю с учетом концентрации и специализации их производства. Высокий уровень специализации производств, с одной стороны, и широкой торговый ассортимент строительных материалов, с другой стороны, оказывают значительное влияние на звенность, скорость и уровень издержек товародвижения.

Ассортимент товаров строительного назначения включает: лесоматериалы и изделия из них; металлопродукцию (металлопрокат, метизы), дымовые трубы, строительное стекло, цемент, шифер, мягкие кровельные материалы, железобетонные изделия, санитарно-техническое оборудование и запасные части к нему, замочно-скобяные изделия, облицовочные, настилочные, теплоизоляционные материалы, лакокрасочную продукцию, щебень, гравий, песок, известь, гипс, мел, отопительное оборудование и другое. К группе строительных товаров можно отнести и различные инструменты, при помощи которых осуществляются ремонтно-строительные работы. Большинство производств этих материалов и изделий, кроме деревообрабатывающих и металлургических, размещены по регионам страны относительно равномерно. Вместе с тем предприятия по производству инструментов, замочно-скобяных изделий, метизов, лакокрасочной продукции, санитарно-технического оборудования и ряда других изделий имеют достаточно узкую специализацию. В этой связи для создания широкого торгового ассортимента этих товаров, возникает необходимость применения складской формы товародвижения.

Как говорилось уже выше, к производственным факторам, влияющим на процесс товародвижения, относится сезонность производства отдельных видов товаров.

Производство строительных материалов по подавляющему большинству товарных групп не имеет ярко выраженного сезонного характера. На наш взгляд, здесь проявляется больше сезонность потребления этих товаров. Анализ деятельности предприятий торговли Поволжского региона показывает, что такие группы товаров как лесоматериалы и изделия из них, строительное стекло, цемент, шифер, мягкие кровельные материалы, щебень, песок и т.д., имеют достаточно ярко выраженный весенне-летний характер потребления. Остальные группы товаров достаточно равномерно покупаются в течении года.

Сезонность потребления выдвигает задачу создания торговлей необходимого количества товарных запасов по каждой товарной группе для бесперебойного удовлетворения спроса и поддержания широты ассортимента в периоды его пика, а это, в свою очередь, невозможно без складской формы товародвижения. Складское звено необходимо также для создания условий бесперебойной и равномерной работы промышленных предприятий независимо от колебаний спроса на отдельные виды строительных товаров.

Географическая протяженность Российской территории, дорожающие транспортные услуги, привязанность основных производств к источникам сырья, оказывают существенное влияние транспортного фактора на процесс товародвижения строительных материалов. К нему относятся: наличие и состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, способы отправки товаров (вагон, контейнер, мелкая отправка), наличие разгрузочных и контейнерных площадок и т.д.

Основным видом транспорта, используемого для перевозки стройматериалов, является железнодорожный (за исключением местных перевозок в радиусе 150 км, осуществляемых автомобильным транспортом). От уровня развития транспортных путей и местонахождения потребителей относительно железной дороги, во многом зависит выбор схем движения товаров, скорость их доставки и уровень издержек по доставке.

По наличию транспортных путей экономические районы имеют существенное различие друг от друга. В целом густота железных дорог на территории Азиатской части страны в восемь раз ниже по сравнению с Европейской. Притом в Европейской части сеть железных дорог размещена равномерно как в широтном, так и меридианном направлениях. Тогда как в Азиатской части они расположены преимущественно в широтном направлении. Средняя густота сети железных дорог в целом по России составляет 5 тыс. км на одну тысячу квадратных километров территории. Слаборазвитая транспортная сеть отдельных регионов вынуждает использовать нерациональные виды транспорта при доставке товаров, увеличивает время их доставки и материальные затраты. По этой же причине в ряде случаев не представляется возможным применить транзитную форму поставки в адрес магазина-склада районной кооперативной организации при наличии всех других условий.

Изменение условий работы торговых организаций в условиях рыночных отношений (требование полной предоплаты стоимости товаров, дефицит оборотных средств, невозможность закупки больших партий товаров, вынужденная ориентация в основном на местных производителей) увеличивает роль и значение автомобильного транспорта в процессе товародвижения. Особенно это характерно для потребительской кооперации.

Территориальная разбросанность торговых организаций, удаленность от железной дороги, невозможность закупать товар большими партиями приводит в ряде случаев к невозможности использования других видов транспорта. Использование автомобильного транспорта позволяет повысить ритмичность доставки товаров в розничные торговые предприятия, улучшает условия осуществления коммерческой работы, способствует внедрению прогрессивных методов товароснабжения розничной сети.

На рациональность товародвижения непосредственное влияние оказывают способы транспортировки товаров. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Задача торговых работников состоит в изыскании такого способа, который даст наименьшие издержки по доставке товаров.

К примеру, затраты по доставке товаров крупными партиями по железной дороге значительно ниже, чем мелкой отправкой. Однако доставка крупных партий сопряжена с увеличением звенности товародвижения по отношению к мелкой отправке. Закупая и транспортируя товар крупными партиями можно добиться снижения закупочной цены на товар, но вместе с тем потерпеть большие издержки в случае несвоевременной его реализации.

К социальным факторам, влияющим на процесс товародвижения, относятся: расселение населения, его плотность, социальный состав, уровень денежных доходов и т.д.

Число жителей на 1 кв. километр по экономическим районам России варьирует от порядка 60 чел. в Центральном до 1,5 чел. в Дальневосточном регионе. По областям и краям экономического региона население размещено также неравномерно. Особенно контрастными в этом отношении являются восточные регионы страны.

Региональные особенности в расселении населения по территории страны находят свое отражение в показателе розничного товарооборота на 1 кв. км территории. В этом показателе учитываются как районные отличия в уровне денежных доходов населения, его численности, так и расстояние по пространственному перемещению товаров в объеме, определяемом размерами розничного товарооборота.

Общий объем товарооборота, а также продажа товаров на 1 человека по потребсоюзам Поволжского региона отображены в Таблице № 1.

Таблица 1.

Общий объем товарооборота и продажа товаров на одного человека по потребсоюзам Поволжского региона.

Наименование потребсоюзов

Фактический товарооборот в ценах 1990 г. (млн.

руб.)

Продажа на 1 человека в ценах 1990 г. (в рублях)

1990 год

1995

1996

1990 год

1995

1996

Саратовский

1013

101

83

1025

102

90

Самарский

831

130

100

1236

203

173

Волгоградский

1091

189

97

1169

155

126

Астраханский

643

82

49

1236

147

39

Составлено по данным отдела статистики Центросоюза РФ.


Из данных, приведенных в табл. 1. можно сделать вывод, что обслуживаемое потребкооперацией население, по региону размещается сравнительно равномерно. Наибольший объем продажи товаров на 1 чел. в 1996 г. наблюдается по Самарскому ОПС, наименьший - по Астраханскому ОПС.

По всем потребсоюзам наблюдается резкое уменьшение товарооборота за последние 6 лет: по Саратовскому - в 12,2 раза, Самарскому - 8,3 раза, Волгоградскому - 11,2 раза, Астраханскому - 13,1 раза.

Продажа товаров на 1 человека соответственно уменьшилась: по Саратовскому ОПС в 11,4 раза, Самарскому - 7,1 раза, Волгоградскому - 9,3 раза, Астраханскому - 13,9 раза.

Иными словами говоря, снижение продажи товаров на 1 человека идет везде практически пропорционально уменьшению товарооборота.

Снижение фактического товарооборота по годам говорит, помимо других причин, об уменьшении в последние годы покупательной способности населения региона.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети. Указанные факторы прежде всего влияют на звенность товародвижения.

В практике организации товародвижения строительных материалов находят применение две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма применяется в основном крупными предприятиями торговли, способными иметь прямые контакты с производителями, а также при реализации товаров простого ассортимента, не требующих значительной их подготовки к продаже.

Однако большинство строительных товаров требует складской формы товародвижения. Это обусловлено сложностью их ассортимента, громоздкостью, нестандартностью габаритов, тяжеловесностью, необходимостью использования для их переработки специальной техники и рядом других причин.

В потребительской кооперации торговля стройматериалами осуществляется широкой сетью предприятий различных типов: специализированными магазинами-складами, магазинами «Хозтовары», «Промтовары», «Товары повседневного спроса», «Товары для дома», непосредственно оптово-розничными базами и др., которая рассредоточена и во многих регионах значительно удалена от источников снабжения, железнодорожных магистралей, часто не имеет подъездных железнодорожных путей. В этой связи для удовлетворения спроса населения на все виды строительных материалов необходимы стабильные их запасы на оптовых предприятиях.

Складская форма товародвижения строительных материалов обусловлена соблюдением специфических условий хранения для отдельных групп товаров, что требует особой структуры складских помещений. Если деловая древесина и пиломатериалы могут храниться на открытых площадках, а для хранения сборных домов, стекла, проволоки, асбоцементных труб нужен только навес, то сохранение мела, извести, цемента возможно только в закрытых помещениях со специальным режимом.

Как следует из вышеизложенного, товародвижение - это сложный процесс, подверженный влиянию целой группы факторов. Учет данных факторов участниками процесса товародвижения приобретает особую значимость в условиях рыночных отношений, так как от этого зависит рентабельность конкурентоспособность и дальнейшее развитие любого торгового предприятия.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Дизайн и цветовое решение интерьера
Научные парки и технопарки в трансформационной экономике
Ликбез для руководителя
Маркетинговая модель мотивации персонала
Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Вернуться к списку публикаций