2010-10-30 09:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов



Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов


Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, переход к рыночным отношениям характеризуются рядом новых подходов к организации всех форм торговли.

Торговля в системе российского рынка сегодня переживает не лучшие времена. Развитие этой отрасли нашей экономики и ее успешное функционирование не возможно без осуществления следующих мер:

а) решения ряда специфических задач самими участниками процесса товародвижения, т.е. производителями товаров и торговым звеном;

б) сориентированной на рыночные условия деятельности других секторов инфраструктурного комплекса;

в) государственной поддержки торговли.

Главная проблема в рамках первого направления - усиление рыночной ориентации российских товаропроизводителей. В новых условиях руководитель - организатор должен стать и руководителем-коммерсантом, т.е. обладать теорией и практикой маркетинга. Иначе говоря, рассчитывать на успех сегодня могут те товаропроизводители, кто изучил «философию» комплексной рыночной деятельности, направленную на наиболее полное удовлетворение требований потребителей, и умеет конкретно воплотить ее в хозяйственной практике.

Переход к рыночному мышлению и хозяйственной деятельности на основе принципов и методов маркетинга обусловливает необходимость преобразования у изготовителей отделов сбыта в службы маркетинга, позволяющие интегрировать производственную и коммерческую деятельность в единый технологический процесс. Не менее важно решить вопрос о каналах распространения производимой продукции: либо создать собственную сбытовую сеть, либо организовать сотрудничество с независимыми оптовыми и розничными звеньями. В этой связи, важной задачей торговли является создание оптовых рынков и других оптовых структур, способствующих формированию заказов производству и гарантирующих производителям реализацию значительной части выпускаемой ими продукции. Назрело изменение характера взаимоотношений товаропроизводителей с торговлей - необходим переход к договорам о закупках форвардного типа.

Следующим направлением совершенствования торговли, на наш взгляд, является изменение характера взаимоотношений с розничными покупателями. Имеется в виду большая ее ориентация на структуры, осуществляющие мелкооптовую или розничную продажу товаров потребителям, закупающих их в небольшом количестве. Именно такие звенья в перспективе могут стать основным промежуточным покупателем товаров, предлагаемых на рынке оптовыми структурами. В числе структур оптовой торговли хорошие перспективы имеют крупные торговые центры широкого товарного профиля в регионах, альтернативные оптово-посреднические структуры на базе малого предпринимательства. Исходя из интересов потребителя, представляется оправданным и необходимым восстановление в полном объеме деятельности всех торговых звеньев потребительской кооперации, естественно с учетом ею новых реалий и необходимости использования новых форм и методов работы.

Происходящий в последние годы кризис в сельском хозяйстве отрицательно сказывается на положении потребительской кооперации России в отдельных ее регионах.

В особенно трудном положении находится кооперативная торговля. Так, по итогам за 1996 год, по Поволжскому региону наблюдается повсеместное уменьшение объемов продажи товаров населению в сопоставимых ценах по отношению к 1995 году: в Астраханской области до 60,3%, в Волгоградской области - 81,9 %, Самарской - 77,8 %, Саратовской - 82,2 %. При этом наиболее значительно (в среднем по региону до 66 %) снизился оборот в сопоставимых ценах по продаже непродовольственных товаров. Причин такого положения много: это расходы по оплате банковских кредитов, транспорта, энергоносителей, низкая покупательная способность жителей села и т.д.

Другим ключевым моментом совершенствования торговли является создание системы информации о товарах и услугах, обслуживающей всех хозяйственных субъектов. Такая система должна исходить из интересов товаропроизводителей, торгово-посреднического звена и конечных покупателей (потребителей).

Реорганизация торговли, перевод ее на рыночные принципы должны происходить при активной поддержке государства. Направлениями такой поддержки могут стать: совершенствование законодательной базы, налоговой системы, создание государственных складов общего пользования, организация сети государственных предприятий, действующих на лизинговой основе, образование на различных уровнях резервных фондов для осуществления товарных инвестиций и реального противодействия монопольным структурам, создание единой государственной федеральной структуры по регулированию товарного рынка и т.д.

Одной из важнейших функций торговли является рациональная организация процесса товародвижения с учетом определения наиболее оптимальных потоков и направлений движения товаров, более экономичных видов транспорта для перевозки товаров, а также создания необходимой сети торговых предприятий. От этого в прямой зависимости находится время оборота товарно-материальных ценностей и уровень торгового обслуживания населения. В свою очередь сам процесс товародвижения подвержен влиянию множества факторов, которые современная наука объединяет в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и торговые.

Рассмотрим более подробно влияние этих факторов на товародвижение такой группы товаров, как строительные материалы.

К производственным факторам относятся: размещение производства, его специализация, сезонность производства отдельных товаров. В условиях рыночных отношений, на наш взгляд, данный перечень целесообразно дополнить такими факторами как структура, состояние и перспективы развития производства отдельных товаров, в частности строительных материалов.

В целом состояние российской экономики на современном этапе характеризуется значительным спадом выпуска продукции.

Общее снижение уровня промышленного производства к началу 1996 г. составило 51 % по сравнению с началом 1990 г. Наиболее существенное падение было в отраслях, непосредственно ориентированных на конечный спрос населения (легкая промышленность - 83 %, пищевая - 56 %), сопряженных с инвестиционным комплексом (машиностроение - 59 %, лесная и деревообрабатывающая промышленность - 59 %, промышленность стройматериалов - 58 %).

Важнейшей причиной кризиса наряду с разрывом хозяйственных связей, резким уменьшением поступлений сырья и материалов по импорту, демилитаризацией экономики стала неразвитая инфраструктура рынка, оказавшаяся неспособной взять на себя функции обслуживания материального производства. Наиболее узкое место образовалось в сфере оптовой и розничной торговли.

Анализ структуры промышленного производства свидетельствует о нарастании негативной тенденции утяжеления структуры экономики за счет роста доли добывающей промышленности в общем объеме производства, которая выросла с 15,5 % в 1991 г. до 23,3 % в 1994 г. Доля обрабатывающей промышленности в общем объеме производства снизилась с 84,5 % в 1991 г. до 76,7 % в 1994 г. Такая тенденция сохранилась и в 1995 г.

Сырьевая ориентация экономики прослеживается и при анализе динамики основных видов промышленного производства. В частности в промышленности строительных материалов спад производства в 1996 г. по отношению к 1990 г. составил 72 %, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 68 %, химической и нефтехимической промышленности; 58 %.

В целом состояние промышленности характеризуется такими основными особенностями: утяжелением отраслевой структуры, возрастанием доли добывающих отраслей; недостаточно активной перестройкой производства в сторону продукции, ориентированной на конечный спрос; изменением структуры цен, существенно влияющих на экономическое положение и перспективы традиционных и кажущихся устойчивыми отраслей; относительно высокими темпами инфляции, особенно в 1995 г.; недостаточностью финансовых ресурсов для масштабной структурной перестройки экономики.

Следует отметить медленную перестройку структуры производства и предложения с учетом спроса. Это связано с медленной адаптацией предприятий к новым условиям хозяйствования (низкий уровень финансовой и договорной дисциплины, прогнозирования конъюнктуры рынка, высокие издержки и т.д.), а также с ограниченностью практики ликвидации или реструктуризации неэффективных предприятий и производств.

Одна из особенностей сложившейся экономической ситуации - состоит в том, что в составе издержек производства растут материальные затраты, прежде всего вследствие роста цен на энергетические ресурсы. Для снижения издержек, в том числе с помощью энергосбережения, а также для приспособления производства к меняющемуся спросу, обновлению и повышению конкурентоспособности продукции необходимы крупные инвестиции в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако в последние годы наметилась устойчивая тенденция к сокращению капитальных вложений. В 1992 г. снижение инвестиций составило 40 %, в 1993 г. - 12 %, в 1994 г. - 26 %, в 1995 г. - 17 %. При этом изменилась структура капитальных вложений: для непроизводственных целей их доля возросла, а для производства сократилась (с 67 % в 1992 г. до 55 % в 1994 г.).

Это связано с ограниченностью средств федерального бюджета и низкой эффективностью инвестиций.

В современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Преобразования, осуществленные в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном будут определять перспективы развития отдельных отраслей. При этом все большее значение приобретают анализ и прогноз динамики объемов и структуры производства, выявление «точек роста» и звеньев, оказывающихся под угрозой в условиях структурного кризиса, выработка мер, способствующих решению тех или иных проблем.

Исходя из сложившейся в 1996 г. экономической конъюнктуры и возможных объектов инвестиций, предполагается, что в 1997 г. начнется прекращение спада в промышленности. В 1997 - 1998 г.г. ожидаются определенные изменения в ее структуре связанные с приостановкой тенденции снижения доли продукции обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства.

Так, в цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организацией производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий.

В лесной промышленности ожидается наращивание экспортного потенциала лесного комплекса. Анализ конкурентоспособности отдельных видов лесной продукции с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин свидетельствует, что в 1997 г. будут экономически выгодны поставки на экспорт пиломатериалов и хвойной древесины (на западный и восточный рынки), лиственной древесины из Европейской части России и Тюменской области (на западный рынок).

Важным фактором, влияющим на рациональную организацию процесса товародвижения строительных материалов, является размещение производства, его специализация. Это связано в первую очередь с повышенными издержками по доведению строительных товаров до потребителей, уровень которых на много превышает такие расходы по всей группе непродовольственных товаров. Повышенные издержки обусловлены специфическими особенностями стройматериалов: нестандартность габаритов, повышенная грузоемкость, необходимость технологической обработки специальными механизмами, оборудованием и транспортом, а также созданием особых условий хранения.

Высокая концентрация производства некоторых групп этих товаров приводит к удлинению путей движения их от производства до районов потребления, уменьшению скорости доставки и частоты завоза потребителю, увеличению расходов на эти цели.

Особенно это характерно для лесоматериалов и изделий из них, а также металлопродукции. Поскольку до 70 % затрат приходится на лесозаготовку размещение лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств сильно привязано к географии сырьевой базы отрасли. Основными регионами заготовки древесины являются Дальний Восток, Восточная и Западная Сибирь, Урал, Северо-запад России, где сосредоточено до 90 % лесопокрытой площади страны. Лесные ресурсы Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Поволжского экономических районов составляют всего 6 % лесопокрытой площади. Несмотря на интенсивное использование этих ресурсов, их недостаточно для удовлетворения потребностей указанных регионов во многих видах лесоматериалов. Из многолесных районов России сюда завозятся: деловая древесина, пиломатериалы, частично влагостойкая фанера, древесная плита, оконные и дверные блоки, деревянные дома заводского изготовления.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Неполные контракты как метод управления рисками
Делегирование в системе управленческих действий
Вернуться к списку публикаций