2010-10-28 15:26:12
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений



Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений


В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей новыми задачами, целями ее развития, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых, должны стать:

- проявление хозяйственной инициативы, гибкости, предприимчивости;

- совершенствование хозяйственной структуры оптовых предприятий;

- создание развитой структуры каналов товародвижения;

- формирование на базе существующих оптовых предприятий торговли структур рыночного типа, таких как информационные и коммерческие центры, консалтинговые и маркетинговые подразделения, страховые бюро;

- диверсификация деятельности кооперативной оптовой торговли;

- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

В рыночно - ориентированной системе хозяйствования претерпевают изменения и функции оптовой торговли как по отношению к поставщикам товаров, так и по отношению к оптовым покупателям товаров. Наряду с уже выполняемыми функциями, такими как оценка потребностей и спроса, преобразование производственного ассортимента в торговый, накопление и хранение товаров, доставка товаров, все большее значение приобретают функции по кредитованию, информационному и консалтинговому обслуживанию, инвестиционное обеспечение процесса товародвижения, минимизация коммерческого риска, маркетинговое обслуживание.

Из сказанного можно сделать вывод, что в связи с новыми условиями хозяйствования, изменение целей и функций оптовой торговли, позволит ей успешно конкурировать на потребительском рынке и создать условия для эффективного развития кооперативной торговли.

Не менее важным звеном в процессе доведения товаров от производителей к потребителям, является розничная торговля. Она по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это - конечный этап сбыта продукции. Будучи необходимым звеном системы распределения, розничная торговля обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики предприятия могут успешно развиваться, имея достаточно средств для развития хозяйственной деятельности.

Розничная продажа - акт обмена денег на товар и услуги, выгодный для участвующих в нем сторон. Потребитель при обмене стремится приобрести необходимый ему товар (услуги) хорошего качества, а розничный торговец-прибыль. В процессе совершения акта покупки потребитель получает и определенное психологическое удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус. Покупка способствует самовыражению и самоутверждению покупателя.

Являясь одним из важнейших звеньев в процессе доведения товаров до конечных потребителей, розничная торговля создает условия покупателям в приобретении широкого ассортимента товаров и услуг с максимальными удобствами для них. В связи с этим в научной литературе выделяются следующие основные функции, выполняемые розничной торговлей в условиях рыночных отношений: закупка товаров, их транспортировка и хранение; принятие на себя риска, финансовая деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировка, подработка, придание закупленной продукции товарного вида, продажа товара, послепродажное обслуживание покупателей.

Розничная торговля - сложная система, функционирующая в быстро меняющейся социально-экономической среде. Для успешного выполнения своих функций она обязана постоянно учитывать потребности и желания покупателей, изменения социально-экономической среды, конъюнктуру рынка и обеспечивать необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств. Чтобы хорошо торговать в условиях рынка, надо знать, кто покупатель, кто производит товары необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует выяснить, какие товары продаются в других магазинах конкурентов. В связи с этим основные цели розничной торговли в условиях рыночных отношений можно сформулировать следующим образом - это получение прибыли, увеличение оборота и доли на рынке, создание условий для финансовой независимости.

Перечисленные выше цели и функции розничной торговли, в условиях рыночных отношений характерны и для кооперативной торговли. Вместе с тем она имеет и свои особенности. Для кооперативной розничной торговли характерны: большая территориальная разбросанность, удаленность от источников товарного снабжения (поставщиков товаров), измельченность, большое влияние экономических, социальных и транспортных факторов на ее размещение и т.д., а это в конечном итоге приводит к удорожанию процесса доведения товаров народного потребления до сельского населения, т.е. увеличению их цены, что ставит ее в неравные экономические условия по отношению к конкурентам. Предприниматели, имея более гибкую систему регулирования цен, вынуждают предприятия кооперативной торговли снижать цены на товары ниже уровня рентабельности, что приводит к их убыточности, и порой и просто закрытию сельских магазинов.

В этой связи, необходимо активизировать использование внутренних резервов снижения издержек по доведению товаров народного потребления сельскому населению.

На наш взгляд, такими резервами в условиях рыночных отношений являются:

- создание в райпотребсоюзах малых предприятий по производству товаров широкого спроса, непосредственно приближенных к обслуживаемому населению и работающих преимущественно на местном сырье;

- создание оптово-розничных объединений по совместной закупке и продаже товаров;

- взаимодействие кооперативных предприятий с торговыми предприятиями других форм собственности;

- создание системы оказания услуг предприятиям всех форм собственности и населению. Таковыми могут быть торгово-посреднические, бытовые, коммерческие, транспортные, интеллектуальные и другие виды услуг.

- создание собственных высокодоходных хозрасчетных предприятий для поддержки малорентабельных или заведомо убыточных видов деятельности.

В качестве обобщения к изложенному материалу можно сказать следующее. В условиях рыночной экономики для всех звеньев процесса товародвижения справедливы четыре фундаментальных принципа:

- экономическая самостоятельность предприятия, которая позволяет определять, какой продукт и в каком количестве производить и продавать;

- конкуренция - продукт может быть предложен не одним предприятием; несколько производителей могут принять решение о производстве и продаже того же продукта. Благодаря этому каждое предприятие стремится добиться наилучших успехов, чтобы не потерять своей доли на рынке, которая может перейти к конкуренту;

- свободное ценообразование;

- принцип оплаты по труду - шанс на получение высокой заработной платы (для работающего или служащего и прибыли для предпринимателя) является движущей силой рыночной экономики.

Эти четыре принципа являются «определяющими» в рыночной экономике. Все участники технологической цепи процесса товародвижения должны знать эти правила и согласовывать свои действия с ними. Это дает многообразие шансов и возможностей для каждого в отдельности повысить свое благосостояние. Однако это требует от кооперативных торговых предприятий постоянного внимания к другим участникам рынка и приспособления своего образа действий к постоянно изменяющимся условиям рынка.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Дизайн и цветовое решение интерьера
Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования
Маркетинговая модель мотивации персонала
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Ликбез для руководителя
Вернуться к списку публикаций