2010-10-28 15:26:12
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений



Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений


Эффективность рациональной организации товародвижения зависит от следующих условий:

- установление оптимальной формы и звенности движения товаров;

- эффективное использование транспортных средств;

- широкое применение средств механизации и тары-оборудования;

- совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения;

- рациональная организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров.

Соблюдение названных выше принципов, позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения, максимально сократить материальные потери по доведению товаров до потребителей, что в рыночных условиях имеет первостепенное значение для предприятий торговли любой формы. Использование кратчайших путей движения товаров способствует сокращению разрыва во времени между производством и потреблением товаров, тем самым ускоряется процесс воспроизводства, а также уменьшению расходов по перемещению товаров. В условиях рыночных отношений этот критерий рациональности товародвижения определяется самими товаропроизводителями и торговыми предприятиями, так как его соблюдение обеспечивает сторонам получение большей прибыли.

Установление оптимальной звенности товародвижения предполагает выбор минимально необходимого числа промежуточных оптово-складских звеньев при движении товаров из сферы производства в сферу потребления. Увеличение звенности товародвижения влечет увеличение расходов, связанных с их перемещением и обработкой. Складская форма товародвижения необходима для товаров сложного ассортимента, требующих создания торгового ассортимента и концентрации товарных запасов. Для товаров простого ассортимента целесообразно применять транзитную форму товародвижения, когда товары из производственных предприятий направляются в розничные торговые организации, минуя оптовые склады. Это позволяет сократить время продвижения товара, издержки обращения, ускорить оборачиваемость товаров, снизить товарные потери т.д. Складская форма товародвижения, в свою очередь, характеризуется также различной звенностью, которая зависит от количества складов, через которые проходил данный товар. Снижение звенности при складской форме товародвижения достигается путем организации прямых договорных связей оптовых предприятий торговли с промышленными предприятиями и централизованной доставкой товаров в розничную торговую сеть.

Значительное удорожание транспортных тарифов в последние годы, выдвигает на одно из ведущих мест эффективное использование транспортных средств, правильный выбор видов транспорта, а также их использование в зависимости от расстояния перевозки, вида и свойств товаров. При этом важное значение имеет максимальное использование технических возможностей транспорта.

Широкое применение средств механизации и тары-оборудования позволяет значительно сократить ручной труд при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, ликвидировать повторные операции по подготовке товаров к отпуску покупателям, минимизировать товарные потери, облегчить учет и контроль, а также сократить расходы на упаковку грузов. Использование тары-оборудования, по подсчетам специалистов, снижает расходы на доставку и реализацию 1 т грузов на 40-45 %. Производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Ее применение для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 - на предприятиях поставщиков и транспорте.

Совершенствование и оптимизация технологической цепи достигается приведением ее в соответствие с требованиями поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Поэтому современный процесс товародвижения основывается на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковывания, комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять на промышленных предприятиях или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.

Рациональная организация хозяйственных связей между поставщиками и потребителями товаров предполагает установление прямых и долгосрочных договорных взаимоотношений по поставкам товаров и стабильный характер этих связей. Отсутствие лишних посредников дает возможность снижать цены на товары, тем самым, повышая их конкурентоспособность.

Важным звеном в процессе товародвижения является оптовое звено, которое связывает между собой производителей и потребителей товаров.

В условиях рыночных отношений оптовое звено потребительской кооперации требует существенной перестройки. Исследования, проведенные в потребсоюзах Поволжского региона, показывают, что современная структура и организация работы межрайонных баз не соответствуют требованиям времени. Повсеместно наблюдается сокращение объемов оптовых операций, низкая рентабельность работы, а порой полное банкротство. Есть случаи продажи оптовых баз коммерческим структурам. В качестве примера можно назвать Энгельсскую межрайбазу Саратовского ОПС, которая в результате банкротства была продана коммерческим структурам и это не единичный случай. Такое развитие событий, если не принимать экстренных мер, может привести к ликвидации существующей системы потребительской кооперации и сильному социальному конфликту на селе, где и без того достаточно неразрешенных проблем.

Из этого следует вывод, что для потребительской кооперации, выполняющей важные социальные функции на селе, для выхода из кризисного состояния необходим режим максимального благоприятствования со стороны структур властей всех уровней.

Понимание этого Правительством и Президентом России есть. Подтверждением может послужить принятие в 1994 году специального Постановления Правительства РФ № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», в котором определены меры поддержки и льготы предприятиям потребительской кооперации.

В 1995 году принято Постановление Правительства РФ № 734 «О неотложных мерах по государственной поддержке сельскохозяйственного производства в 1995 году». Этим Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать поддержку организациям потребительской кооперации в обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, проведении закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, предусмотрев для этих целей выделение необходимых ссуд за счет соответствующих бюджетов.

В 1995 году Правительством проводилась работа по подготовке Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» в новой редакции для второго чтения и его принятия. В этом же году 31 мая вышел Указ Президента РФ № 795 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», а 24 июня 1996 года было принято Постановление Правительства РФ № 730 «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами».

В этих документах определен широкий комплекс мер по улучшению торгового обслуживания сельского населения, а также по совершенствованию работы потребительской кооперации. В частности, ряду Министерств РФ совместно с Центросоюзом РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ предписывается направить свою деятельность на:

- обеспечение выравнивания условий жизни сельского и городского населения;

- развитие системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения;

- развитие транспортных коммуникаций и систем связи на селе;

- поддержку организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности;

- восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 г.г.

Кроме этого, ставится задача потребительской кооперации активизировать работу по торгово-бытовому обслуживанию сельского населения, заготовительной деятельности, закупкам сельскохозяйственной продукции и сырья для государственных нужд.

Наконец 11 июля 1997 года был подписан Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», которым ранее действовавший Закон приведен в соответствие с Гражданским кодексом РФ. По сути дела, это новый закон, требующий глубокого реформирования потребительской кооперации, в том числе по таким основополагающим направлениям, как отношения собственности, структура управления и контроля, укрепление демократии и дисциплины, повышение роли пайщиков и ответственности руководителей, усиление материальных стимулов и другим. Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку. Он вносит принципиальные изменения и по ряду других вопросов деятельности потребительских обществ и союзов. Он создает необходимые правовые, социальные и экономические предпосылки для эффективного использования мощного потенциала потребительской кооперации, выхода из кризисной ситуации и достижения стабильной, безубыточной работы для каждой кооперативной организации и предприятия.

Однако в нынешних условиях даже таких мер недостаточно для выживания потребительской кооперации, если не будут в полной мере включены ее собственные, внутренние резервы и механизмы повышения эффективности работы и конкурентоспособности.

В соответствии с новым Законом о потребительской кооперации необходимо разработать стратегию развития предприятий потребительской кооперации, новую систему внешних и внутренних взаимоотношений, новые методы управления и структуры, новые технологические решения и др.

Разработка и эффективное внедрение всех этих методов и решений, является целью перестройки деятельности всех товаропроводящих звеньев.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Маркетинговые технологии в управлении организацией
Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов
Начальная подготовка предпринимателей
Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков
Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента
Вернуться к списку публикаций