2010-10-28 15:26:12
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений



Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений


В условиях коренных изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, торговые предприятия становятся важнейшим субъектом рыночных отношении. Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия торговли, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий и их экономическое поведение. Прибыль и рентабельность при полной экономической самостоятельности и самоуправлении становятся главными ориентирами.

На рынке всегда действуют продавцы и покупатели, и обмен результатами их труда происходит на основе взаимовыгодной купли-продажи. Это означает, что продавать, покупать и перепродавать нужные рынку и потребителю товары и услуги надо так, чтобы выручка от реализации была выше затрат на величину, обеспечивающую торговому предприятию получение прибыли. Стратегия и тактика поведения торговых предприятий в соответствии с рыночными законами должна быть ориентирована на такую маркетинговую политику, которая способствовала бы более полному удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению конкурентоспособности.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров.

Понятие товародвижения неразрывно связано с появлением торговли как отрасли хозяйства.

Его необходимость обусловлена тем, что изготовлением продукции на промышленном или сельскохозяйственном предприятии не заканчивается производство. К. Маркс говорил, что продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение.

Товародвижение представляет собой историческую категорию. Его существование связано с особой формой обмена продуктами труда - товарной формой. Возникновение товарного обмена относится к глубокой древности. При определенных исторических условиях обмен продуктами труда обособляется от непосредственного производителя, являющегося также и потребителем произведенного продукта, и начинает самостоятельно выступать в иной форме - форме обмена товара на рынке. Это происходит при возникновении товарного производства, когда обмен продуктами непосредственно в производстве становится невозможным в силу разобщенности производителей. В этих условиях конкретной формой экономической связи между различными товаропроизводителями становится товарный обмен.

Возникновение и развитие товарного обмена вызывает появление торговли как отрасли хозяйства, обособившейся на основе общественного разделения труда и обслуживающей товарное обращение. Как таковая, торговля возникает не сразу, а имеет довольно длительную предысторию. Первоначально следует указать на возникновение меновой торговли излишками произведенного продукта /Т-Т/, в основе которого лежит первое крупное общественное разделение труда. Меновая торговля в разнообразных примитивных формах существует вплоть до второго крупного общественного разделения труда, т.е. отделения ремесла от сельского хозяйства. В результате этого «... возникает производство непосредственно для обмена - товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами».

Возникновение товарного производства влечет за собой и изменение форм обмена. Из массы различных всеобщих эквивалентов, выделяются благородные металлы в качестве денег. Они становятся мерой стоимости и всеобщей формой богатства.

С появлением денег непосредственный обмен товара на товар, т.е. товарообмен /Т-Т/, уступает место товарному обращению, обмену товаров посредством денег /Т-Д-Т/, означающему раздвоение товара на товар и деньги, и расчленение единого акта купли-продажи на два самостоятельных акта: продажу /Т-Д/ и куплю /Д-Т/, которые отделяются друг от друга во времени и пространстве. Это и приводит к возникновению торговли, а следовательно и простейшей цепочки товародвижения.

Товарное обращение создает не только условия для возникновения торговли, но и, более того, делает процесс товародвижения экономической необходимостью: поскольку товарное обращение разрывает единый акт купли-продажи на различные акты купли и продажи во времени и пространстве, то появилась необходимость посредничества между продавцами и покупателями. Если при простом товарном обращении один товар продается товаропроизводителем другому товаропроизводителю для того, чтобы купить другой товар по формуле Т-Д-Т, то с возникновением торговли и торгового капитала товародвижение начинает осуществляться в виде Д-Т-Д. Здесь авансируются определенные средства на покупку товаров с целью их продажи.

При товародвижении по формуле Д-Т-Д происходит сначала купля, затем продажа одного и того же товара. Движение начинается с денег и кончается деньгами. Качественного различия между крайними членами нет, имеет место количественное различие. Деньги в конце процесса по сумме больше, чем в начале его. Они выступают здесь как всеобщая материализация стоимости. Целью обращения является самовозрастание стоимости в процессе ее обращения, получение большей стоимости, чем первоначально авансировано, т.е. получение прибыли.

Таким образом, история возникновения процесса товародвижения идет от товарообмена к товарному обращению, на основе последнего возникает товародвижение в собственном смысле этого слова.

Дальнейшее историческое развитие общества на практике доказало необходимость процесса товародвижения при всех экономических формациях. Это обусловлено самой природой его возникновения. Являясь неотъемлемой частью развития товарного производства и связанных с ним товарно-денежных отношений, процесс товародвижения развивается и совершенствуется вместе с ними. При этом природа, сфера действия и роль его в каждой системе общественного производства определяются господствующими производственными отношениями.

Современная наука определяет товародвижение, как процесс доведения товаров от изготовителей через различные промежуточные звенья до потребителей, представляющий собой совокупность системы организационно - хозяйственных (коммерческих) и производственных (технологических) мероприятий и операций, направленных на удовлетворение потребностей населения.

В основе процесса товародвижения лежит физическое перемещение грузов от производства до потребителя, сопровождающееся рядом необходимых операций транспортировки, хранения, обработки и отпуска товаров в различных звеньях цепи товародвижения. Эти процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и выражают собой продолжение производства в сфере обращения. Совокупность перечисленных выше технологических операций, образует так называемую технологическую цепь процесса товародвижения, которую можно представить в виде следующей схемы.

Схема технологической цепи процесса товародвижения

Схема 1. Схема технологической цепи процесса товародвижения.

Выполнение технологических операций и мероприятий связано с наибольшей частью материальных и физических затрат, поэтому для получения максимального экономического эффекта необходимо постоянно совершенствовать технологическую сторону процесса товародвижения.

С другой стороны, товародвижение состоит из организационно - хозяйственных (коммерческих) процессов, которые связаны со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.

К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, рекламирование товаров, оптовая закупка и продажа товаров, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров и др.). Они являются объектом коммерческой деятельности в торговле, которая представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершенствование процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, она включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в оптовом звене), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.

Основой коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений является равноправие торговых партнеров и их хозяйственная самостоятельность, ответственность сторон за выполнение принятых обязательств. Методом формирования товарных ресурсов становится свободная продажа, развитие прямых хозяйственных связей, повышение роли договоров поставки.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о необходимости серьезных исследований процессов, происходящих при доведении товаров народного потребления от мест производства к местам потребления. Целью их является выработка предложений по ускорению доведения этих товаров до покупателей в полном объеме и ассортименте, соответствующем спросу населения. При этом важнейшим условием должно быть сокращение материальных и трудовых затрат на эти цели.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия
Геосоставляющий компонент комплекса маркетинга
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
К вопросу об управлении трудом
Вернуться к списку публикаций