2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Аттестация государственного (муниципального) служащего



Аттестация государственного (муниципального) служащего


1.7. С другой стороны, аттестация для государственного служащего является и дополнительной гарантией.

1.7.1. Исходя из смысла ФЗ от 31 июля 1995 (ст.24), Положения (п.15), ТК РФ (п.п. «б» п.3 ст.81) государственного служащего, как и другого работника, нельзя уволить по инициативе администрации государственного органа (в связи с обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) без проведения аттестации и соответствующего решения аттестационной комиссии.

Ранее, общая норма КЗОТ РФ (п.2 ст.33) не содержала такой гарантии для других работников.

В случае увольнения государственного (муниципального) служащего по указанному ранее основанию без проведения аттестации, он в соответствии с ч.1 ст. 394 ТК РФ подлежит восстановлению на прежней работе.

Увольнение государственного служащего, члена профсоюза, по данному основанию производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 ТК РФ (ч.2 ст.82 ТК РФ). Поскольку при проведении аттестации в отношении указанного государственного служащего она может послужить основанием для соответствующего увольнения, то в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч.3 ст.82 ТК РФ).

1.7.2. Аттестация проводится также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, в соответствии с которым устанавливается соответствующая надбавка к должностному окладу (ст.17 ФЗ от 31 июля 1995). В данном случае аттестация выполняет функцию стимулирования.

1.8. Аттестация государственного (муниципального) служащего (ее результаты) являются юридическим фактом для возможного изменения и (даже) прекращения соответствующих трудовых правоотношений, возникновения новых трудовых правоотношений.

Так, в зависимости от оценки аттестационной комиссии руководитель государственного органа принимает решение с согласия государственного служащего о переводе государственного служащего на другую государственную должность государственной службы, о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда, об изменении соответствующей надбавки, о повышении квалификации или переподготовке, об увольнении и др. (п.14, 15 Положения).

1.9. Аттестацию можно рассматривать и в виде деятельности, как системы, состоящей из различных элементов: 1)субъекта; 2)объекта; 3) процедуры. Она имеет свои задачи, принципы. [31]

Формирование государственной службы в России, которая бы соответствовала мировым стандартам, требует решения задачи по созданию качественно новой системы аттестации государственных служащих, основанной на принципах, принятых в мировой практике. Анализ опыта Франции, Германии, США и некоторых других стран свидетельствует о том, что аттестация в этих государствах играет особую роль при замещении должностей и продвижения по службе, поскольку присвоение классификационных разрядов производится именно по результатам аттестации. [32]

«Целям поддержания высокого уровня государственной службы служат правила об аттестации. В США, например, до каждого служащего ежегодно доводятся сведения о требованиях, предъявляемых к его должности. Критериями оценки деятельности высшего руководящего состава являются: совершенствование эффективности и качества работы, в том числе сокращение объема делопроизводства; экономия средств; своевременность исполнения обязанностей по должности; иные показатели эффективности работы. Аттестация служащих проводится ежегодно. В случае неудовлетворительной оценки работы служащий может быть либо уволен, либо переведен на другую должность. Однако такой перевод запрещен, если в течение 5 лет деятельность служащего на руководящем посту дважды оценивалась неудовлетворительно».[33]

При проведении аттестации государственных служащих зарубежных стран действуют правила защиты самих государственных служащих. «Так, в США аттестационные комиссии при оценке служебной деятельности чиновника связаны следующими объективными показателями, которые они не вправе игнорировать: что сделал аттестуемый за данный период; какие другие равноценные работы мог бы выполнить чиновник, если в силу обстоятельств ему можно было бы поручить другую работу; оценка качества самой работы. В целях нейтрализации субъективизма руководителя аттестационные комиссии (в отношении специалистов) образуются в составе представителя Комиссии по управлению государственной службы, союза чиновников данного состава, заместителя отраслевого министра и отдела кадров, а в отношении технических служащих аттестацию дает начальник». [34]

Не умаляя научную и практическую значимость научных работ указанных авторов, следует отметить, что они не могли учесть новейшего законодательства и практику его применения 36, международный опыт.

В современной научной и учебной литературе правовому институту аттестации государственных служащих уделяется явно недостаточное внимание. [37]



[31] Примечание: подробнее об этом аспекте см.: Старилов Ю.П. Указ. Соч. С.402

[32] Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. / Под ред. Окунькова Л.А. М.: Инфра-М. 1998. С.188.

[33] См.: Волошина В.В., Титов К.А. Указ.соч. С.71.

[34] См.: Волошина В.В., Титов К.А. Указ. соч. С.71.

[35] См.: Саввин В.В., Уржинская Н.С. Правовые вопросы аттестации кадров в свете Конституции СССР. М., 1978. С-43-46; Курилов В.А. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток. 1983. С.88-90, 99-100; Пашков А.С., Семенков В.И., Уржинский К.П. Законодательство о труде. Минск. 1972. Цит.по: Волошина В.В., Титов К.А. Указ.соч. С.70.

[36] См.: Волошина В.В., Титов К.А. Указ.соч. С.70.

[37] См.: Старилов Ю.Н. Указ.соч. С.398.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


К вопросу об управлении трудом
Ликбез для руководителя
О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Аттестация государственного (муниципального) служащего
Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Вернуться к списку публикаций