2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Аттестация государственного (муниципального) служащего



Аттестация государственного (муниципального) служащего


Совершенствование законодательства о государственной (муниципальной) службе предполагает необходимость дальнейшей разработки терминов, которые содержат специфику правового регулирования труда государственных служащих. Аттестация государственных (муниципальных) служащих является одним из таких терминов.

В правовом регулировании аттестации государственных (муниципальных) служащих большое значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве. [1]

Понятие аттестации государственного служащего имеет большое значение также и для обеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм, поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.

Аттестация это комплексное понятие, и его необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

1.1. Аттестация, как указывалось ранее, это специальный термин, с помощью которого устанавливается специфика правового регулирования труда государственных (муниципальных) служащих.

Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для государственных (муниципальных) служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности. К ним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации и др. Так, например, в соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей в Российской Федерации определен порядок проведения квалификационной аттестации судей общих, арбитражных и военных судов и присвоения им квалификационных классов (ст. 2 и 18 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации [2]). Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 августа 1993 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» [3] установлено, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей (Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденное совместным приказом Министерства транспорта РФ и Министра труда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11) [4].

Для установления соответствия работника занимаемой должности и его тарификации, т.е. определения разряда оплаты труда в соответствии с введением Единой тарифной сетки (ЕТС), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 № 785 [5], была установлена внеочередная аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Определение понятия «аттестация государственного служащего» дано в ФЗ № 19 от 31 июля 1995 «Об основах государственной службы в РФ» [6] (далее – ФЗ от 31 июля 1995): для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (п.1.2 ст.24).

К сожалению, ФЗ № 8 от 8 января 1998 «Об основах муниципальной службы РФ» [7] (далее – ФЗ от 8 января 1998) не содержит определения понятия «аттестация муниципальных служащих», ее периодичности и т.д., предусматривает только, что, во-первых, «квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации»; во-вторых, «квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст.9)».

Исследуя определения аттестации государственных (муниципальных) служащих, данные в вышеназванных федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, можно выделить специфику аттестации, которая проявляется в специальной правовой основе, в субъектах, в целях, в сроках, в правовых последствиях и т.д.

1.2. Аттестацию государственных (муниципальных) служащих нужно рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие с аттестацией.

Многие правоведы рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. [8] Например, В.И. Курилов пишет: «Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания названных норм». [9] По мнению В.Н. Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений.[10]

Вышеназванные нормы содержатся в федеральных нормативных правовых актах: ФЗ от 31 июля 1995 «Об основах государственной службы РФ» (ст. 6, 7 10, 23, 24 и др.); ТК РФ (п.п. «б» п.3 ст.81, ст. ст.82, 261 и др.); Указах Президента РФ: от 9 марта 1996 № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» [ 11] (далее – Положение), от 30 января 1996 № 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» [12], от 22 апреля 1996 № 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим» [13], от 6 июля 1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (п.4.). [14]

В соответствии с ФЗ от 31 июля 1995 (п. 2 ст. 4) могут устанавливаться особенности правового регулирования аттестации государственных служащих в отдельных государственных органах. [15]

Аттестация государственных служащих субъектов РФ регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.3 ст.24 ФЗ от 31 июля 1995). [16]

Аттестации подлежат не только государственные служащие (федеральные и субъектов РФ), но и муниципальные служащие (ФЗ от 8 января 1998 ст.9).

В настоящее время аттестация муниципальных служащих регулируется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Иногда это комплексные акты, которые предусматривают аттестацию муниципальных и государственных служащих. [17]

Вопросам аттестации некоторых работников государственного аппарата уделялось внимание и ранее. Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 [18], Министерство труда РФ утвердило 12 октября 1992 Положение о порядке проведения аттестации работников государственного аппарата Российской Федерации. [19] Президент РФ своим распоряжением от 20 марта 1993 утвердил Положение о порядке проведения аттестации представителей Президента РФ в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москва и Санкт-Петербург. [20] Правительство РФ 23 июля 1993 утвердило Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти. [21]

1.3. Аттестация государственных (муниципальных) служащих – это не просто односторонние действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это государственные (муниципальные) служащие, замещающие в государственном органе государственные должности государственной службы (в органе местного самоуправления муниципальные должности муниципальной службы). Аттестации не подлежат только те государственные (муниципальные) служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах [22]. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя. [23]

Каждый субъект правоотношений обладает правовым статусом, в содержание которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности) и сами права и обязанности, предусмотренные законодательством, регулирующим аттестацию. [24]

Правовой статус субъектов аттестации определен вышеназванными нормативными правовыми актами. Рассмотрение аттестации в этом аспекте позволяет более полно исследовать ее содержание.

Как правоотношение, аттестация возникает в связи с принятием соответствующего решения руководителя государственного органа [25] и прекращается после вынесения аттестационной комиссией оценки государственному (муниципальному) служащему. [26]

Необходимо отметить, что, как указывалось ранее, при проведении аттестации возникает правоотношение не только между аттестационной комиссией (государственным органом, органом муниципального самоуправления) и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем государственного органа.

1.4. Аттестацию государственного (муниципального) служащего можно рассматривать как правовую гарантию государственного органа (органа местного самоуправления - далее ОМС) для обеспечения исполнения его полномочий.

Так, ФЗ от 31 июля 1995 определяет государственную службу, как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (п.1 ст.2), в качестве одного из принципов государственной службы закрепляет «профессионализм и компетентность государственных служащих» (п.8 ст.5) [27]. Именно поэтому устанавливаются квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственным служащим (ст. 6 ФЗ от 31 июля 1995), предусматривается в качестве одной из основных обязанностей государственного служащего - обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей» (п.7 ст.10) и правовой механизм определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемой государственного должности государственного служащего – периодическая аттестация (ст.24), которая одновременно является и «персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего». [28]

1.5. С другой стороны, проведение аттестации, исходя из смысла соответствующих федеральных законов, – это субъективная обязанность государственного органа (ОМС), от которой он не вправе уклоняться. В противном случае, руководитель государственного органа (ОМС) может быть привлечен к ответственности, в частности, дисциплинарной, вплоть до увольнения с занимаемой должности (ст. 14 ФЗ от 31 июля 1995, п. 1 ст. 254 КЗОТ РФ).

В этом смысле под аттестацией государственного (муниципального) служащего «имеется ввиду государственная проверка его деловой квалификации». [29]

1.6. Аттестация для государственного (муниципального) служащего может быть рассмотрена как юридическая обязанность - пройти в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку его уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности. 30

Вышеназванный аспект аттестации вытекает из основной обязанности государственного служащего – «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей (п.7 ст. 10 ФЗ от 31 июля 1995). В случае неисполнения данной обязанности, я думаю, государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 14 ФЗ от 31 июля 1995). При неявке его на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин он может быть аттестован в его отсутствие (п.8 Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего – далее Положения).



[1] Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые аспекты. М.: «Луч». 1995. С.69.

[2] Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

[3] САПП. 1993. № 36. С. 3416.

[4] Настольная книга государственного служащего. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации / Под. ред. Шкатуллы В.И. М.: Экономика. 1999. С.317-318.

[5] См.: Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Утв. Постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 № 27 // Хозяйство и право. М.: 1993. № 1. С.85.

[6] СЗ РФ. 1995. № 31. Ст.2990.

[7] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.224

[8] См.: Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебн. М.: БЕК 1996. С.398

[9] Курилов В.И. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток. 1983. С.101-102. Цит. по: Старилов Ю.Н. Указ. соч. С.398.

[10] См: Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения внутри трудового коллектива // Сов.государство и право. 1989. № 6. С.35. Цит. по: Старилов Ю.Н..Указ.соч. С.398.

[11] СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036.

[12] СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 533.

[13] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1963.

[14] СЗ РФ.1996. № 24. Ст. 2868.

[15] См.: например, Ф.З. от 21 июля 1997 № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» Ст.47. // СЗ РФ. 1997. № 30 Ст. 3586; Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утв. Приказом Государственного таможенного Комитета России № 281 от 30.04.98.

[16] См.: например, областной закон от 20 января 1997 № 1-03 «Об аттестации государственных и муниципальных служащих Свердловской области» // Ведомости Законодательного Собрания Свердловской области. 1997. № 8. С.32; Положение о порядке и условиях проведения аттестации государственных служащих органов государственной власти Пермской области, утв. Постановлением Губернатора Пермской области № 233 от 25.06.97 // Сборн.законов и иных норм.прав актов по вопросам государственной и муниципальной службы Пермской области. Пермь. 1998. С.172 и др.

[17] См.: например, Областной закон «Об аттестации государственных и муниципальных служащих Свердловской области».

[18] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 923.

[19] Вестник государственной службы. М., 1992. дек.

[20] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 12. Ст. 928.

[21] Там же. № 32. Ст. 3010.

[22] См. Положение о проведении аттестации федеральных государственных служащих, (п.2, п.7) (далее - Положение; Областной закон «Об аттестации государственных и муниципальных служащих Свердловской области» (ст.: 1, 4).

[23] Примечание См.: Положение… (например, п.3-6, и др.)

[24] См.: Скобелкин В.И. Трудовое правоотношение. М.: «Вердикт-1М». 1999. С.152.

[25] Примечание. См.: Положение … (п.3, 4)

[26] Там же. п.12.

[27] Примечание: аналогичные по смыслу нормы содержатся и ФЗ от 8 января 1998 (п.1 ст.2; п.4 ст.5).

[28] Старилов Ю.Н. Указ. соч. С.400.

[29] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебн. для подготовки государственных служащих. – М.: «Статут». 1999. С.381.

[30] См.: Волошина В.В., Титов К.А. С.79.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений
Лидерство и менеджмент в процессе социального управления
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
К вопросу построения успешно управляемых организаций
Неполные контракты как метод управления рисками
Вернуться к списку публикаций