2009-06-10 06:15:41
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Общая характеристика подготовки менеджеров во Франции



Общая характеристика подготовки менеджеров во Франции


Проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров непосредственно связана с вопросом управления деловой организацией. Комплексный характер эффективного руководства организацией через создание интегрированной полифункциональной организационной структуры управления персоналом актуализирует вопрос профессиональной подготовки квалифицированных специалистов нового типа в области менеджмента и выводит её на качественно иной уровень.

Компаративные исследования показали, что во Франции профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в высших профессиональных школах. Основными тенденциями развития профессиональных школ Франции на рубеже веков являются: усиление децентрализации учебных заведений, индивидуализация обучения, гуманизация естественнонаучного и технического образования и технизация гуманитарного образования; сочетание демократизации и элитаризации образования на основе его диверсификации; переход от классической дисциплинарно-профессиональной рецептурной подготовки специалиста к мультидисциплинарному, проблемно-ориентированному непрерывному образованию; создание университетских комплексов, объединяющих учебные заведения, научно-исследовательские организации и производственные предприятия, объекты социальной сферы, которые обеспечивают их развитие и использование с целью рационализации и диверсификации подготовки специалистов; разработка, согласование и реализация образовательных программ по принципу преемственности различных, уровней образования; развитие чередующегося обучения и интеграция в европейское пространство профессионального образования.

Эффективность системы высшего профессионального образования во Франции обеспечивается следующими педагогическими условиями: последовательностью проводимых реформ высшего образования, фундаментальностью их обоснования, гибкостью системы, ориентацией высшего профессионального образования на непрерывность, интеграцию его формальных и неформальных видов, направленностью на усиление демократизации и гуманизации.

Особенностями подготовки менеджеров в высших профессиональных школах Франции являются: модульность построения знаний, многофункциональность подготовки выпускника, высокая технологичность организации учебного процесса, разработка системы определения необходимых требований к переобучению выпускников, системы гибкого образования.

Профессиональными и личностными качествами менеджеров, соответствующими требованиям со стороны французского государства и социума являются: гибкость мышления, интуиция, креативность, самостоятельность, инициативность, адаптационная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, лидерство, коммуникативная компетентность, умение находить, развивать и удерживать талантливых руководителей, способность отслеживать социально-психологические процессы в коллективе и адекватно воздействовать на них, создавать атмосферу демократичности и гласности в коллективе, умение осуществлять анализ ситуации и принимать нестандартные управленческие решения, планировать и организовывать производство и реализацию продукции, осуществлять контроль над качеством и ценой производимой продукции и услуг, а также деятельностью коллектива, высокая ответственность перед потребителем, способность непрерывно побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству и др.

Доминирующими принципами отбора и структурирования содержания профессиональной подготовки менеджеров во Франции являются: принцип ориентированности содержания на развитие и воспитание личности будущего специалиста в области управления, гуманизации и гуманитаризации, модульности, вариативности, проблемности, индивидуализации и дифференциации, фундаментализации и профессионализации, учёта интеграции содержательной и процессуальной сторон обучения.

В комплекс интерактивных технологий подготовки менеджеров в высших профессиональных школах Франции входят: модульная технология; технология обучения действием; информационные и коммуникационные технологии; технология обучения, основанного на решении проблем. Активное применение в учебном процессе находят кейсы, моделирование, модерация, ролевые игры и др.

К основным возможностям использования педагогических идей, лежащих в основе подготовки менеджеров во Франции, в российской высшей профессиональной школе относятся: создание непрерывной, многоуровневой, вариативной и преемственной системы профессиональной подготовки менеджеров, интеграция образования и научных исследований для дальнейшего развития общества и экономики, установление тесной связи между обучающей структурой (вузом), производством и научно-исследовательскими центрами, внедрение и активное использование интерактивных технологий обучения, формирование квалифицированного состава преподавательских кадров по менеджменту, организация внутрифирменных семинаров, создание на предприятиях групп ускоренного развития, содействующих профессиональному совершенствованию каждого руководящего работника.

Отбор и структурирование содержания подготовки менеджеров в отечественной системе экономического образования целесообразно осуществлять в соответствии с принципами вариативности, проблемности, индивидуализации и дифференциации, профессионализации, соответствия квалификации менеджеров на всех уровнях системы управления требованиям, предъявляемым государством и социумом, непрерывности и обязательности обучения для обеспечения движения менеджеров в различных сферах общественного производства и на различных уровнях управления. Итоги проведённого исследования позволят совершенствовать отечественную систему подготовки менеджеров через инновирование структуры организации учебной и научной деятельности студентов, содержания профессиональной подготовки, а также посредством введения в учебный процесс интерактивных технологий обучения. Важно наметить пути дальнейшей разработки проблемы исследования. В частности, может быть проведено более глубокое изучение исторического опыта подготовки менеджеров во Франции, а также детальное исследование данной проблемы на определённом уровне непрерывного образования.







Интересное:


Делегирование в системе управленческих действий
Концепция управления автотранспортным предприятием в условиях нестабильной экономической среды
О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Некоторые особенности современной конкуренции
Корпоративный имидж - стратегический аспект
Вернуться к списку публикаций