2009-06-02 16:56:08
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Американская модель профессиональной подготовки менеджеров



Американская модель профессиональной подготовки менеджеров


Анализ концепций и направлений американского менеджмента в XX веке позволяет выделить 4 основные модели менеджмента, встречающиеся в американской теории и практике управления: традиционную модель «научного», рационалистического управления; модель, основанную на психологическом и человекоцентристском подходе; различные варианты системной, неорационалистической модели и инновационную модель, которая в настоящее время уже оформилась как самостоятельное направление в менеджменте. Инновационная модель - гибкое динамическое управление социальными и экономическими процессами в неравновесных недетерминированных системах. Прогнозные исследования, выполненные в США, позволяют нам предположить, что при переходе в XXI век инновационная модель менеджмента станет ведущей.

Под её влиянием на первое место выдвигаются такие требования к профессиональной компетентности и личностным качествам менеджера, как: многовариантность управленческого мышления, способность прогнозировать развитие организации и внешней среды, непрерывное самосовершенствование и обучение, умение делегировать задачи и полномочия, создавать команду, целостное видение бизнес-процесса, экономической ситуации, лидерские качества, профессиональная интуиция, умение управлять изменениями, действовать в ситуации неопределенности, высокий уровень информационной компетентности, кросс-культурные умения, способность справляться с возрастающими стрессами, социальная ответственность и этика, переориентация с типовых рационалистических способов принятия решений на гибкие, адекватные уникальности каждой ситуации.

В качестве основных факторов и источников инновационных изменений в системе подготовки менеджеров в США можно выделить следующее:

  • Корпорации, успешно адаптировавшиеся в условиях нового витка конкуренции, предъявляют новые требования к содержанию и результатам подготовки менеджеров, предлагают и поддерживают альтернативные модели, программы подготовки менеджеров.
  • Малый бизнес, являющийся в настоящее время ведущим по числу создаваемых рабочих мест в США, имеет свои особенности в требованиях, предъявляемых к менеджерам. Это привело к появлению специализации в области менеджмента малого бизнеса, разработки новых программ.
  • Изменения в бизнесе и экономике на мировом уровне, появление новых рынков, рост интернационализации и глобализации бизнеса ведут к необходимости новых моделей управленческого поведения в интернациональном бизнесе. Возрастает роль кросскультурной компетентности, знания языков, изучения зарубежной культуры и социальной жизни.
  • Изменения образовательных потребностей и жизненных приоритетов будущих менеджеров, возрастание их роли и ответственности за собственное образование. Образование в настоящее время рассматривается не изолированно, а как важная часть непрерывного и целостного личностного развития человека.
  • Смена концептуальных приоритетов в высшем образовании США, произошедшая в 1960-80 годах. Высшее образование превратилось в индустрию, носит всё более прагматический характер. Вместе с тем изменение потребностей общества в целом привело к расширению функций высшего образования в обществе. Высшее образование перестало быть «башней из слоновой кости», стало более интегрированным в общество. Ведущими функциями высшего образования в США сегодня считаются профессиональная, научная, социально-гражданская и адаптационная.
  • Развитие новых информационных, компьютерных технологий и расширение спектра возможностей их применения в образовательном процессе.
  • Конкуренция бизнес-школ и университетов, приводящая к созданию новых, альтернативных программ, технологий обучения, разработке целостных моделей профессиональной компетентности менеджера, использованию современных средств обучения.

Под влиянием этих факторов в США в 90-е годы складывается качественно иная модель подготовки менеджеров. Новые методологические ориентиры проектирования образовательного процесса в бизнес-школах США связаны с гуманитаризацией образования, целостностостью, большей индивидуализацией, органическим слиянием профессиональной подготовки специалиста с формированием ценностно-смысловой, самоорганизующей, ориентационной сферы его личности. Эти изменения преобразовали характер обучения в таких его сущностных характеристиках как цели, содержание, технологии обучения и взаимодействие педагога с обучаемыми.







Интересное:


Цели и задачи менеджмента банковских услуг
Взгляд на современный менеджмент
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования
Научные предпосылки универсальной теории управления
Вернуться к списку публикаций