2009-06-02 16:45:52
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Требования к психологическим качествам современного лидера



Требования к психологическим качествам современного лидера


Создание продуктов с такими характеристиками предполагает, что личность обладает релевантным когнитивным стилем. Среди релевантных когнитивных стилей, способствующих продуцированию необычных решений, они особо выделяют толерантность к непоследовательностям и толерантность к данным, противоречащим прошлому опыту индивида.

Вторая характеристика - полезность. Она постигается легче теми людьми, которые более чувствительны к требованиям своего окружения. Эта чувствительность может быть связана с сознательным анализом взаимосвязей между отдельными сторонами предмета, но существует и чувствительность, на его интуитивном восприятии.

Третий фактор - трансформирующие возможности самого творческого продукта - способность видеть вещи такими, какие они есть, независимо от их символьной репродукции, стереотипного функционирования или непосредственных потребностей индивида.

Четвертый критерий - конденсация, т.е. творческие достижения проявляют поразительную устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые стороны. Предполагается, что личность, которая способна создавать такие продукты, также должна обладать разнообразием и даже противоречивым сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств.

Так Дж. Гилфорд выделил три фактора творческих проявлений личности: «оригинальность, чувствительность к проблемам и интеграция - способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов».

Также Дж. Гилфорд под креативностью понимал феномен, зависящий от ряда интеллектуальных факторов.

Беглость (легкость, скорость) мышления Гилфорд определял как способность порождать, продуцировать определенное количество новых идей за единицу времени.

Гибкость мышления - способность легко и непринужденно переходить от одного класса идей к другому, способность порождать идеи, отличающиеся друг от друга.

Оригинальность мышления - способность к созданию нестандартных решений проблемных ситуации, своеобразных идей, оригинальных решений.

Точность мышления - способность к насыщению основной идеи дополнительны ми компонентами, способность до предела исчерпать возможности идеи, сделать идею реализуемой.

Согласно Дж. Гилфорду, эти факторы принадлежат дивергентному мышлению или дивергентной продуктивности. Дивергентная модель предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество разнообразных, но одинаково равноправных ответов, в отличие от конвергентного мышления, которое ориентировано на единственно верное с точки зрения предыдущего опыта и усвоенных знаний, решение.

Е. Торренс креативностью называл способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т.д. Творческая активность включает в себя построение гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов. Испытуемые, высоко креативные по Торренсу, отличаются уверенностью в себе, чувством юмора, повышенным вниманием к своему «Я». Они лучше переносят состояние неопределенности и способны отстаивать свое мнение при недостатке информации.

Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, Н. Роджерс, Эмэбайл др.) понимают под творческим процессом создание нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а, с другой, обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни. Главным побудительным мотивом творчества является, по мнению психологов гуманистов, стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. При этом они утверждают, что созидательное творчество человека возможно только при соблюдении следующих условий:

1. Открытость опыту. Это свойство противоположно психологической защите, которая проявляется в жестком отстаивании своих привычных взглядов, сложившихся мнений и неприятии других подходов. Эта полная открытость осознанию того, что существует в данный момент, является важным условием созидательного творчества.

2. Внутренний локус оценивания. Источник оценки находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведений зависит не от похвал или критики другого, а устанавливается им самим.

3. Способность к необычным сочетаниям элементов и понятий. Эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями. Именно из этой игры исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни.

Гуманистический подход в психологии, целью изучения которого является творческий, здоровый индивид, связан с именами Ш. Бюллер, А. Маслоу, Дж. Олпорта, К. Роджерса, Э. Фромма и др.

Итак, личностные факторы, связанные с решением творческих задач, весьма разнообразны. По данным Чемберса творческий человек склонен к самоуверенности, доминированию в своих отношениях с другими, он быстро берет и упорно поддерживает инициативу. Он редко считается с мнением других людей и не ждет от них одобрения своей работы. Он открыт опыту и бывает крайне резок и критичен к своим и чужим недостаткам. Таким образом, по Чемберсу, сущность творческого человека заключается в том, что он способен сочетать в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого.

К. Юнг выделял главную черту творческой личности - смелость: «смелость ума, духа; смелость сомневаться в общепринятом; смелость разрушать ради того, чтобы создать нечто лучшее, смелость думать так, как не думает никто; смелость отдаваться жизни внутренней или внешней; смелость следовать своей интуиции вопреки логическим рассуждениям; смелость воображения, позволяющая представить недостижимое, а потом попытаться достичь его; смелость противопоставить себя большинству и, если нужно, вступить с ними в конфликт; смелость быть самим собой».

А.Г. Маслоу, разработав концепцию самоактуализации личности, выделяет следующие характерные для творческого человека черты:

- отказ от прошлого;

- отказ от будущего;

- наивность;

- отказ от Эго: самозабвенность;

- отказ от самоконтроля;

- отказ от страха;

- отключение защитных механизмов, ограничений;

- сила и мужество;

- доверчивость вместо борьбы;

- «готовность принять - позитивная установка»;

- возврат к первичному восприятию;

- абсолютная спонтанность;

- полное самоосуществление.

Интересными представляются выводы о возрастных проявлениях творческих способностей, полученные Е. Торренсом и его сотрудниками. Было зафиксировано, что творческие способности интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в 6-7 лет обнаруживается пик творческих способностей. Возраст - 10-13 лет характеризуется как плато креативности, в 14 лет может опять произойти небольшой подъем, и к 21 году творческие способности могут угаснуть, если не происходило специальное их развитие.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Неполные контракты как метод управления рисками
Активный и пассивный портфельный менеджмент
Дизайн и цветовое решение интерьера
Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Стиль руководства в условиях рынка на малых предприятиях
Вернуться к списку публикаций