2009-06-02 16:45:52
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Требования к психологическим качествам современного лидера



Требования к психологическим качествам современного лидера


Близким по содержанию понятию сензитивности является используемое В.А. Лабунской понятие социально-перцептивной способности, под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

Заслуживающими на наш взгляд внимания являются экспериментально полученные Лабунской В.А. данные о наличии критического возраста в повышении социально-перцептивных способностей. Это 18-22 и 28-32 года. В возрасте 23 - до 27 наблюдается стабилизация уровня развития социально-перцептивных способностей.

5. Социальные навыки - навыки работы с людьми предполагают умение налаживать взаимоотношения с другими, способствовать тому, чтобы люди двигались в желаемом для лидера направлении, умение работать в команде, способность сотрудничать с другими.

Таковы пять составляющих элементов эмоционального интеллекта, которые не обходимо, на наш взгляд, развивать в студентах для успешного овладения ими наукой лидерства.

Таким образом, взяв за основу исследования П. Друкера, Д. Гоулмена, У. Бенниса, Дж. Олпорта в области эмоционального интеллекта, описанные выше качества были переведены в плоскость задач социально-психологического тренинга развития социальной сензитивности как одного из ведущих качеств личности современного лидера. Тренинг будет подробно рассмотрен во второй главе.

В структуру эмоционального интеллекта входит такая способность как креативность, способность к инновационному риску. Исследования довольно большого числа отечественных авторов, специалистов в области психологии личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Задорожнюк И.Е., Зозулюк И.Е., Корнилова Т.В. и др.) дают возможность выделить в психографическом портрете успешного менеджера перечень необходимых для эффективной деятельности качеств в изменившихся внешних условиях. Задорожнюк И.Е., Зозулюк А.В. считают, что одна из движущих сил, переводящих современного лидера из разряда руководителей прошлого - ставка на него как на индивида, который может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность за их осуществление. В современных условиях, с непредсказуемостью и практической непрогнозируемостью социальных явлений опора на лидера, как на экономически активного индивида является решением одной из задач социальной психологии: «смоделировать приемлемый обществом психологический тип способного к риску современного руководителя, который мог бы обеспечить экономический подъем в обозримом будущем». Не только смоделировать психологический тип, но и разработать алгоритм подготовки менеджеров, отвечающих требованиям к психологическим качествам и навыкам личности современного лидера.

Умение предвидеть ситуацию и спрогнозировать исход принятого неординарного решения - одно из ведущих требований к личности современного лидера.

Многие исследователи, занимающиеся проблемами бизнеса, говорят о том, что наступила эпоха инноваций. Лидеры должны быть гибкими и мобильными, чтобы чутко улавливать новые тенденции рынка и быть способными к быстрому изменению, т.е. обладать такими качествами как открытость опыту, умение воспринимать другие способы мышления и поведения, умение узнавать и слушать новое, умение создавать и продвигать свои инновационные идеи, продукты на рынок.

Обзор исследований западных авторов (Врум В., Дэси Э., Роллер В.) показывает, что в психографическом портрете способность к риску выделяется довольно рельефно, оказывая воздействие на мотивацию его не укладывающегося в заданные рамки поведения. Причем важно не только и не столько умение идти на риск, сколько создание рискованных ситуаций. Отсюда неприемлемость менеджерами устоявшихся образцов поведения. Американский психолог Дж. Ронен считает, что менеджер-лидер должен обладать специфической «рисковой» эвристикой, умением подобно настоящему ученому, нестандартно решать задачи. Связь между умением идти на риск и нестандартным подходом к решению задач, масштабностью мышления отмечают и отечественные психологи.

Автор исследования, рассматривая креативность как одно из основных качеств, которое должно быть присуще лидеру, считает его развитие одной из важнейших задач на тренингах лидерства. Следует заметить, что современное развитие информационных технологий позволяет проходить тренинги по развитию креативности не только на специализированных курсах, но и в удобных домашних условия. Появившиеся в последние годы интернет вебинары дают возможность любому человеку, вне зависимости от возраста и образования, получить профессиональные знания в форме тренингов, семинаров или лекций не выходя из дома. Разумеется, что использование вебинаров для развития креативности существенно расширяют возможности будущего лидера.

Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги в области креативности с 1970 по 1980, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и в новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и ещё одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть различны по своей природе.

В настоящее время для описания креативности используется подход, предложенный Р. Муни и А. Штейном (1963 - 1969). Они предложили 4 аспекта исследования креативности: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда (сфера, структура, социальный контекст).

Рассмотрим подробнее место креативности в структуре личности лидера. Многие исследователи креативности говорят о ней как о заданной способности. Об этом говорит Дж. Гилфорд - один из ведущих исследователей творческих способностей. Его эксперименты были направлены в основном на диагностику уровня креативности и исследование её взаимосвязи с некоторыми когнитивными факторами личности. Е.П. Торренс занимался изучением креативности в динамике, рассматривая возможность целенаправленного воздействия на развитие креативности как способности.

Исследуя проблему природных предпосылок способностей и задатков, Б. М. Теплов писал: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».

Ф. Джаксон и С. Мессик выдвигают развернутую концептуальную схему, отражающую, с одной стороны, критерии для оценки творческого продукта, и, с другой стороны, личностные характеристики, увеличивающие вероятность создания продукта, который их удовлетворяет. Они выделяют четыре характеристики творческого продукта:

- необычность;

- полезность или соответствие;

- трансформация;

- конденсация.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Концепция предпринимательского управления
Научные предпосылки универсальной теории управления
Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Маркетинговая модель мотивации персонала
К вопросу построения успешно управляемых организаций
Вернуться к списку публикаций