2009-06-02 16:45:52
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Требования к психологическим качествам современного лидера



Требования к психологическим качествам современного лидера


Подобную точку зрения отстаивает и американский экономист Йозеф Шумпетер. Он изучал, с чем сталкиваются большинство слушателей школ бизнеса и других подобных учреждений. Изучая такие предметы как маркетинг, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет, управление, финансы и тому подобное, слушатели предполагают, что с их помощью смогут понять сущность предпринимательства. Между тем, люди, начинающие какое-либо дело, зачастую обнаруживают, что знания, полученные в процессе, оказываются практически бесполезными. Более того, Й. Шумпетер убеждает, что связь между профессиональными качествами предпринимателя и его образованием практически отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются большими способностями к предпринимательству, чем люди, прошедшие подготовку по другим дисциплинам.

И ещё одно исследование, проведенное тем же Гоулменом, в рамках одной все мирно известной компании, показало, что там, где менеджеры высшего звена обладали определенной критической массой эмоционального интеллекта, соответствующие подразделения компании перевыполнили бюджетные показатели поступлений от реализации на 20%, а те подразделения, руководители которых не обладали такой критической массой, недовыполнили план почти на такой же процент.

Уоренн Беннис, проводя исследования феномена лидерства, описывает концепцию, которую называет эмоциональной мудростью. Он определяет эмоциональную мудрость так:

- способность рассматривать явления, исходя из настоящего положения дел;

- способность обходиться без постоянного одобрения и признания;

- способность доверять другим, даже если это кажется рискованным;

- готовность обращаться со всеми, включая близких людей и родственников, учтиво и внимательно;

- способность принимать людей такими, какие они есть.

Рассмотрим подробнее перечень тех характеристик и качеств, которые входят в структуру понятия эмоциональный интеллект:

- Самопонимание или самоосознание является базовой составляющей эмоционального интеллекта. Под самосознанием автор исследования подразумевает умение правильно распознавать и понимать свои настроения, эмоции, чувства, а также их влияние на окружающих. Высокий уровень самосознания помогает лидеру понимать людей на более глубинном уровне, понять всю сложность их переживаний, мотивов. Люди с высоким уровнем самоосознания, зная свои сильные и слабые стороны, извлекают выгоды из сильных и компенсируют или корректируют слабые. Высокий уровень самосознания - первый шаг на пути к достижению взаимопонимания с окружающими.

- Саморегулирование - умение контролировать или перенаправлять негативные импульсы, умение воздерживаться от сиюминутных суждений и необдуманных поступков. Эта способность чаще всего проявляется в целостности личности, восприимчивости к изменениям и небоязни неопределенности. Умение себя успокоить, стряхнуть беспричинное беспокойство, раздражительность, снять накопившийся стресс - один из основополагающих навыков эмоциональной грамотности. Это качество незаменимо в деятельности современного лидера для достижения им успеха: во-первых, оно способствует созданию среды доверия и справедливости; во-вторых, способствует нововведениям и изменениям, так необходимым в условиях жесткой конкурентной борьбы.

- Самомотивация - способность работать не только ради денег. Стремление достигнуть чего-либо ради поставленной цели, а не просто способность реагировать на те или иные виды поощрений, предлагаемые компанией.

- Понимание эмоций других людей или умение поставить себя на место другого. Понимание эмоций других людей или, мы будем называть это социальной сензитивностью, является одним из факторов эффективного налаживания отношений. Чуткие люди способны понимать, что испытывают другие, лучше настроены на нужды и запросы общества. Они стремятся развивать других, понимать потребности их роста. Менеджеры, наделенные такими качествами, искусно развивают и поддерживают таланты в своих подчиненных и последователях: у них есть ключик к каждому.


Анцыферова, анализируя работы Андерсона, Кобаса, изучающих бизнесменов, также выделяет перечень психологических свойств, необходимых им для успешной деятельности, которые перекликаются с вышеперечисленными:

- активность, как способность воспринимать трудную проблему в совокупности её положительных и отрицательных сторон, в её связи с другими событиями;

- сензитивность, как повышенная чувствительность к эмоциональным проявлениям окружающих людей, к незаметным особенностям ситуации, к отдаленным ассоциациям, помогающим справиться с трудностями;

- уверенность в себе, как возможность испытать свои силы;

- стрессоустойчивость как способность сохранять здоровье даже в очень суровых условиях. Зарубежные авторы называют эти свойства - «hardiness», т.е. смелый, дерзающий, стойкий.

Г.В. Олпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. Рассмотрим только те из них, которыми, по нашему мнению, должен быть наделен лидер.

а) Интеллект. Под интеллектом Г. Олпорт подразумевает понимание людей как способность устанавливать связи между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием.

б) Глубокое понимание себя. Правильное понимание собственных сложных мотивов обычно удерживает человека от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Обычно, слепота и ошибочность в понимании собственной природы автоматически переносится на суждения о других.

в) Социальный интеллект. Тонкое равновесие в поведении требует высокого развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан с социальным приспособлением и со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития
Маркетинговые технологии в управлении организацией
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Научные парки и технопарки в трансформационной экономике
Маркетинговая модель мотивации персонала
Вернуться к списку публикаций