2009-06-02 16:45:52
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Требования к психологическим качествам современного лидера



Требования к психологическим качествам современного лидера


В процессе поиска путей усовершенствования подготовки специалистов к управленческому труду велико и с каждым годом возрастает значение психологии, которая является теоретической основой для изучения и использования человеческого фактора в менеджменте.

Методология подхода к оценке качеств современного лидера. Основываясь на идеях X. Мастенберга (1910), пропагандировавшего использование психологии в менеджменте и работе; руководствуясь принципами Макса Вебера (1947 г.), сделавшего упор на психологию и исследование человеческих отношений в теории организации; рассматривая труды советских психологов В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, (60-е - 70-е гг.), занимавшихся изучением деятельности; используя работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, описавших основные проблемы личности человека, новый, психологический подход все более занимает ведущее место в теории и практике управления. Люди, занимающиеся управленческой деятельностью, будущие управленцы - особый предмет изучения психологии личности, которая сегодня занимает приоритетное место в исследованиях по проблемам управления, так как в центре любой из её концепций находится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для фирмы. С другой стороны, нужно не забывать о том, что личность характеризует индивида в аспекте его включенности в социальное целое, в систему связей с другими индивидами. А поскольку лидерство - это всегда процесс взаимоотношений, останавливаться только на анализе личностно-профессиональных характеристик менеджера нецелесообразно. На первый план выходит социальная психология, изучающая личность лидера, управленца в системе его взаимосвязей с окружающим миром, ожидания последователей, кардинальные изменения требований к личности лидера в связи с изменениями, происходящими в бизнес среде. Лидеры будущего должны отличаться от руководителей прошлого, новые условия предъявляют новые требования к личности.

Таким образом, в настоящее время в большей степени отмечается интеграция двух генеральных направлений в разработке проблем психологической науки: психологии личности и социальной психологии, раскрывающей связи между людьми в процессе деятельности.

Вот почему пристального рассмотрения заслуживает анализ изменений в социальной среде тех компонентов практики, которые формируют новые условия функционирования бизнес-среды в постиндустриальном обществе, и, следовательно, предъявляют новые требования к современным лидерам-менеджерам.

Построение организаций в индустриальную эпоху основывалось на отношениях власти и подчинения. Легитимная власть покоилась на культурной традиции, на усвоенном каждым членом общества с детства стереотипе, что руководитель имеет право принимать решения, отдавать приказы, распоряжения, командовать подчиненными. Законная власть основывалась на иерархической структуре организации, при которой люди расставлены по ступеням организации. Подчинение человека человеку, занимающему определенную должность, принималось как должное, как нормальный порядок существования общества. Результатом этого типа культуры стало отчуждение системы управления от человека, бюрократизация власти. Человек в рамках этой культуры подчинялся должности, а не другому человеку как личности. Вознаграждения доставались тем, кто лучше всего подчинялся организации, а не тому, кто лучше работал, кто более компетентен, но одновременно и более независим.

В такой ситуации на первый план стихийно выходит власть, основанная на принуждении, на страхе, который внушает обладающий властью руководитель. Этот вид власти эффективен при соблюдении определенных правил, независимо от того, нуждается или не нуждается человек явно в каких-либо благах. Негативная эмоция, возникшая при представлении возможных мер наказания, является основой действенности этого метода.

Способами вызвать, активизировать страх руководители пользовались очень час то. Но организация, управляемая страхом, всегда характеризуется низким качеством продукции, работ, услуг, низкой производительностью, текучестью кадров, неудовлетворенностью работой, стремлением сознательно обманывать руководство организации.

Принуждение вызывает внешнюю покорность, но повышает уровень стресса в организации, порождает чувства скованности, страха, отчуждения. Для реализации этого метода необходима эффективная система контроля, которая слишком дорога для многих организаций. Часто сравнив затраты на создание системы контроля и убытки от мелких хищений, руководители отказываются от создания такой системы, так как затраты на нее значительно превосходят убытки, на которые предпочитают просто закрыть глаза.

Итак, власть, базирующаяся на отрицательном стимулировании, оказывается неэффективной. Как выход из положения власть пытаются основывать на положительном стимулировании, на вознаграждении и поощрении. Человек выполняет свои обязанности в этом случае потому, что верит в возможность удовлетворить свои потребности с помощью поощрения. Место кнута занимает пряник.

Но и здесь требуется столь же жесткая система контроля. Необходимо изощрен но вырабатывать формы поощрения, которые удовлетворят потребности подчиненных. Организация чаще всего бывает ограничена в средствах, которые может выделить на поощрение.

Итак, легитимная власть обычно недостаточна и неустойчива, а власть, основанная на насилии и поощрении - неэффективна и затратна. Тем не менее, в индустриальную эпоху с ее относительно простой, малоинформативной организацией и массовизацией именно эти формы власти лежали в основе построения социальных структур. С приближением постиндустриальной эры в конце прошлого века на авансцену стали выдвигаться формы власти, основанные на более эффективных формах мотивирования.

Примером здесь может служить экспертная власть, влияние через разумную веру, когда рекомендации интеллектуального лидера, эксперта выполняются потому, что он, по общему мнению, да и на самом деле знает решение, проблем, различных вопросов, пути достижения целей. Другим примером является эталонная власть, основанная на влиянии примера, на силе личных качеств, способностей лидера, потребности людей в принадлежности к группе этого лидера, уважении лидера группой, авторитете.

Также можно отметить следующие устойчивые тенденции изменения экономической ситуации. Глобализация рынка, появление новых информационных технологий, маркетинговых приемов, возрастание значения для успешного ведения бизнеса техник паблик рилейшнз, демографические изменения, уменьшение жизненного цикла товаров (услуг), усиление конкуренции и одновременно общей устремленности к построению сотрудничества бросают вызов менеджерам, требуя повышения уровня персональных качеств управленческого персонала, формирования его лидерских способностей, проявления творческого потенциала и инициативы, отказа от управленческой рутины внедрения неординарных методов принятия решений и контроля. Активная часть населения сегодня информатизирована, компьютеризирована и постоянно находится на связи. Люди работают в пронизанных информацией организациях, конкурирующих между собой, где выигрывает не тот, у кого больше ресурсов на данный момент, а тот, кто действует и учится быстрее: находит деньги, придумывает новые продукты, технологии их производства и их продажи. В таких условиях очень трудно управлять организацией, используя традиционные принципы менеджмента. В самом деле, как составить 5-летний план в отрасли, где жизненный цикл продукта несколько месяцев? Что происходит с иерархическим управлением, если все сотрудники связаны между собой электронной почтой? Такое управление и должно обеспечить лидерство, т.е. процесс определения общих долгосрочных целей (виденье) и мобилизация сотрудников на их достижение. Подобное положение вещей превращает менеджеров различного уровня в ключевые фигуры, обеспечивающие успех организаций.

Таким образом, на первое место по исследовательскому интересу выходит лидерство. Каждый теоретик и практик менеджмента считает своей неотъемлемой обязанностью высказаться по этой проблеме, дать своё заключение.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Методические основы анализа резервов повышения качества продукции
Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов
Критерии эффективности автотранспортного обслуживания сельского хозяйства
Вернуться к списку публикаций