2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний



Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний


На рубеже веков стало окончательно ясно, что в сфере производства, услуг и коммерции приоритет получили высокие технологии, появились новые корпоративные стратегии, основанные на деловом партнерстве и кооперации, нередко заменяющих конкуренцию. Резко возрос динамизм экономических и социальных процессов. Под влиянием этих факторов в управлении происходят революционные изменения, возникают новые функции и механизмы управления. Ключевыми становятся сферы управления знаниями и человеческими ресурсами как наиболее мобильными и динамичными составляющими потенциала общества.

Знание как общенаучная и философская категория известно давно. Но в последнее время оно стало рассматриваться и как управленческая категория. Знание объективно проявляется на всех уровнях управления, выступает основой процесса управления. Реализация любой управленческой функции связана с наличием знания об объекте управления, любые управленческие категории и процессы по сути являются производными от знания. Знание становится системообразующим фактором, обусловливающим как наличие элементов и структуры системы управления, так и характер взаимосвязей в системе. Оно определяет сущность процессов управления, придает системе новые интегративные свойства. Возникает необходимость рассмотрения знания как управленческой системы с особыми свойствами.

В постиндустриальном обществе знание становится ведущей силой общества и его можно рассматривать в качестве новой концептуальной основы управленческой деятельности. Это новое направление управленческой деятельности получило наименование менеджмента знания (knowledge management). Через знание происходит постижение сущности явлений, оно порождает мотивацию и импульсы воздействия, реализация которых обеспечивает достижение цели управления и приобретение новых знаний об объекте. Знание формирует новое знание, выступает и объектом, и субъектом управления. Двойственность природы знания и его значимость в человеческом потенциале позволяют считать знание новой парадигмой управления.

Менеджмент знания способен фундаментально изменить организацию человеческой деятельности и резко повысить ее эффективность. Источником мобильности общества выступают способности к перемене профессий, культурной и общественной среды, образование и пожизненное обучение каждого. Действенным инструментом управления постоянными изменениями в менеджменте знания становятся «обучающиеся» организации, способные аккумулировать интеллектуальный капитал, распространять и передавать знания, обеспечивая стратегический успех организации. «Обучающаяся» организация-это не только организация, способная к самообучению, но и субъект управления, создающий предпосылки изменения потенциала знаний в окружающей среде, воспроизводящий другие «обучающиеся» организации. Она позволяет наиболее полно использовать синергетический эффект организационного знания, многократно усиливая сумму индивидуальных и коллективных его составляющих.

Для «обучающейся» организации характерен устойчивый состав специфических видов деятельности, которые можно определить как функции менеджмента знания.

Производство знаний предполагает идентификацию и кодификацию знаний, приобретение и использование для своих нужд уже имеющихся в мире знаний, развитие знаний на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, местного опыта. Сюда следует также отнести воспроизводство знаний, включающее получение определенной степени всеобщего образования, возможности обучения в системе высшего образования и обучения на протяжении всей жизни с обязательными механизмами усвоения знаний.

Распределение знаний включает процедуры накопления знаний, структуризацию знаний на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях с созданием соответствующих организационных структур, систему управления квалификацией, а также меры против деградации знаний. Необходимо умело сочетать имплицитную (скрытую) и эксплицитную (внешнюю, формализуемую) части знания, так как только в рамках «обучающейся» организации первая составляющая может быть использована наиболее эффективно.

Передача, или трансфер знаний предполагает использование новых приемов и методов обучения на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение доступности информационных ресурсов, а также нормативно-правовую защиту и регулирование. Различают внешний и внутренний трансфер знаний. Первый выходит за границы организации и связывает ее с внешним окружением - сотрудничающими и конкурирующими учебными заведениями, исследовательскими организациями, проектно-конструкторскими и производственными предприятиями, образующими обычно инновационную сферу общества. Внутренний трансфер осуществляется между индивидуумами и группами внутри собственных границ организации. Условием адекватности трансфера знаний является принципиально одинаковое понимание предмета участниками трансфера.

Использование знаний подразумевает создание благоприятного учебного и инновационного климата (интерактивная обучающаяся среда), воспроизведение «спирали знаний», управление их качеством и придание знаниям конкурентоспособного потребительского вида. Знание должно обеспечивать междисциплинарность, связь с социальной и культурной сферами, служить источником инновационной деятельности и стратегических разработок.

К указанным основным функциям следует добавить вспомогательные функции обеспечения и контроля.

В современной России категории «обучающейся» организации в наибольшей степени соответствуют организации высшей профессиональной школы, изначально создававшиеся и развивавшиеся как самодостаточные элементы потенциала знаний общества. В них уже заложены основные функции «обучающейся» организации - производство, распределение, передача и использование знаний. Именно университеты и академии должны стать центрами формирования и развития менеджмента знания, обеспечить России достойное место в постиндустриальном обществе XXI века.







Интересное:


Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
Маркетинговые технологии в управлении организацией
Выбор стратегии изменения
Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Вернуться к списку публикаций