2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности



О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности


В развитии предпринимательского сектора российской экономики выделяются направления и отраслевые зоны, приоритетность которых обусловлена проводимой государством политикой и общемировыми тенденциями. К таковым сегодня относятся инновационное предпринимательство, подъем инновационной культуры и экономической грамотности широких слоев населения и др.

Подобные тенденции находят отражение в национальных и региональных программах, связанных с развитием малого предпринимательства и формированием среднего класса. Это, прежде всего, Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральная программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ («Президентская инициатива»), Московская межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики на 2001-2003 годы, Программа социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих и другие программы.

Любое предпринимательство по своей природе («по умолчанию») является инновационным. Это должно учитываться не только в специальной подготовке работников сферы малого предпринимательства, но и в том, что касается общей подготовки кадров этой сферы по вопросам рыночной экономики. Если же учесть, что основную массу потребителей образовательно-консультационных услуг составляют лица, или уже ведущие свое дело, или собирающиеся его в ближайшее время открыть, то легко понять, что традиционные и длительные формы подготовки эту задачу не решают. Нужны интенсивные краткосрочные формы, ориентированные на инновационную практику, вырастающие из этой практики.

Такое обучение должно быть непрерывным, многократным, сочетающимся с возможностями получения квалифицированных консультаций и различного рода поддержки по ходу ведения предпринимательской инновационной деятельности. Для этого нужны соответствующие образовательные программы и учебно-методические разработки, нужны центры, способные оказывать весь комплекс образовательных услуг, необходимых предпринимателю и менеджеру, включая поддерживающее обучение.

И такие центры формируются не только как самостоятельные структуры, но также в составе (при) государственных высших и средних учебных заведений различного профиля. Наиболее распространенными формами здесь являются бизнес-школы, учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-центры.

Всего подобных образований сегодня в России около 300. Этого явно недостаточно, более того, многим из этих центров присущ традиционный подход к обучению как способу передачи знаний, а вся их совокупность пока еще не обрела свойств единой инфраструктуры и отличается значительной фрагментарностью. К этому необходимо добавить проблему поддержания высокого качества обучения, обеспечения своего рода «образовательных стандартов» и квалификации преподавателей.

Необходим переход от классических форм обучения предпринимателей, менеджеров и других работников сферы малого бизнеса к тренингу в его широкой трактовке, когда органически соединяются получение новых знаний и отработка практических навыков управления инновационным бизнесом. Здесь принципиально новыми моментами являются: индивидуализация и профессиональная специализация тренинга, обязательное применение активных обучающих технологий.

Организаторы (индивидуальные и коллективные) такого процесса должны знать не только предмет изучения, но и объект обучения, среду, в которой он действует, т.е. являться своеобразными аналитиками, экспертами и конструкторами одновременно.

Содержательная и организационно-технологическая концепция подготовки предпринимательских кадров должна постоянно корректироваться с учетом возникновения новых условий и потребностей. К таковым сегодня относится стратегия инновационного развития экономики России. В этой связи важно правильно определить место и роль предпринимателя в инновационных процессах.

Применительно к экономике инновационность является следствием традиционной рыночной практики, т.е. следствием конкуренции на рынке товаров и услуг. Поэтому инноватор - не изобретатель, не человек техники, инноватор - это предприниматель, человек бизнеса. В таком контексте к числу основных элементов сущностной концепции инновации относятся следующие положения:

а) инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, которые ориентированы на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции);

б) в основе инновации лежат технические, социальные и организационные перемены (новые решения);

в) инновационный процесс - это не элемент научно-технического прогресса, скорее, это его стимулирующий фактор и потребитель;

г) фундаментальные исследования - это не часть/этап инновационного процесса, а потенциальный источник важнейшего ресурса инновационной деятельности.

В силу того, что в экономической сфере инновация понимается как действие/решение предпринимателя, естественно, что такое решение всегда носит экономический характер. Инновационная идея рождается не в научной сфере, а в сфере общественного потребления (от общественных потребностей). Поэтому инновационный процесс не только завершается на рынке (в его широком понимании), но и начинается (порождается) на рынке (см. рисунок).

Исходя из этих положений, следует рассматривать и инновационность как характеристику обучающей деятельности, имеющую своей целью, в том числе, и подготовку обучаемых к инновационной практике.

Важнейшими факторами инновационности в обучении являются:

- образовательные программы,

- технологии обучения,

- исполнители (преподаватели, тренеры, тьюторы).

Академия менеджмента и рынка, Институт предпринимательства и инвестиций в рамках реализуемых ими проектов и программ, таких как Морозовский проект, ИНТЕХ-Самара и др., накопили значительный опыт подготовки кадров для сферы малого предпринимательства. Этот опыт и проводимые ими в рамках национальных и международных проектов исследования являются основанием для нижеследующих положений.


Инновационная роль образовательных программ проявляется через следующие их параметры и содержательные характеристики:

- в состав и содержание, проблематика программ, достаточно полно отражающие современные потребности и особенности рыночной экономики России. Они учитывают сложные процессы формирования и функционирования рынка специалистов, проблемы занятости и повышения деловой активности, разнообразие и развитие всех форм и видов предпринимательской деятельности - от малого бизнеса докорпоративного управления, производственного и финансового менеджмента. Программы рассчитаны на краткосрочную, но интенсивную подготовку слушателей. Интенсификация достигается не столько увеличением нагрузки, сколько использованием новых методов и средств профессионального образования: специализированных тестов, конкретных ситуаций и кейс-стади, проблемно-аналитических заданий, групповых проектов, индивидуальных консультаций, компьютерных обучающих программ, учетом психологических особенностей слушателей, их способностей и образовательно-практических целей, отбором преподавательского состава по критериям творческого потенциала и разнообразию методических приёмов;

- четко выраженная практическая направленность программ, помогающая предпринимателю, менеджеру, финансисту освоить деятельность в условиях рынка, успешно выполнять предпринимательские проекты, разрешать проблемы и принимать решения, развивать профессионализм. Программы совмещают и сочетают как образовательную, так и рецептурно-практическую части;

- разрешение проблемы сочетания формального и неформального образования путем минимизации формальных ограничений. Предоставление больших возможностей выбора дисциплин, форм проведения занятий, самоспециализации и самостоятельного регулирования нагрузки, а также качества образования;

- современный менеджер и предприниматель являются в некотором роде исследователями: без творческого, исследовательского подхода к пониманию возникающих проблем принимать успешные решения невозможно. Менеджерское исследование - это не просто проектирование вариантов поведения или организации, это поиск и оценки, стратегии и цели, построение фактологии, критериальный выбор вариантов, конструирование практической концепции управления и многое другое;

- разнообразие и многовариантность решения любой проблемы. Чем больше менеджер видит возможных вариантов решения реальной проблемы, тем больше его выбор, тем большей свободой он обладает. Свобода - это не только степень формально-организационных, правовых или нравственных ограничений, но это и глубина понимания проблем, структура знаний, позволяющих их видеть в различных аспектах, это способность к многовариантному и альтернативному мышлению;

- проблема качества при оценке образовательных программ. Качество профессионального образования характеризует не просто объём знаний и состав навыков, а готовность к определённым видам деятельности. Последняя определяет возможность дифференцированного, творческого и комбинированного использования навыков в зависимости от конкретных условий, целей и практических задач. Решающую роль играют не знания, как таковые, а их структура, соотношение, комбинация, которые определяют и объёмные характеристики, и ограничения. Например, программы Морозовского проекта имеют большой набор курсов, которые расширяют возможности индивидуальной специализации образования, познавательной области профессионального мышления, выбора учебного процесса необходимой интенсивности;

- образовательные программы отражают не только состояние и потребности современного развития экономики. При их разработке была сделана попытка предвидеть ближайшее будущее, организовать образование, опираясь на те тенденции экономического развития, которые сегодня латентны, а завтра, возможно, проявят себя в полной мере, выступят на первый план, покажут свою актуальность.

При разработке и реализации образовательных программ выше означенного типа проявляются две важных, с точки зрения реальной практики, особенности:

а) в процессе обучения совершенствуются и улучшаются характеристики и способности не только обучаемого, но и обучающего, что в последствии приводит к качественному обновлению системы знаний, росту квалификации работников, и, в конечном итоге, к росту экономического и социального статуса человека;

б) в дополнительном образовании по вопросам рыночной экономики, в том числе и в ликвидации инновационной безграмотности, нуждаются также научные работники, конструкторы, инженеры и изобретатели. С одной стороны, они профессионалы в своей области и высокообразованные люди, но с другой - заниматься рыночной доводкой продуктов своего труда, как правило, не умеют, а их представления о практической ценности этих продуктов (чаще всего интеллектуальных) в подавляющем большинстве случаев грешат крайностями. Поэтому ученый и разработчик нуждаются в менеджерской поддержке, равно как предприниматель и менеджер - в научно-технологической (инжиниринговой).

Зарубежный, а теперь и отечественный опыт подтверждает тот непреложный факт, что в научно-технической сфере эффективное инновационное предпринимательство невозможно без специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и управлению инновационными проектами. Такие специалисты должны иметь подготовку по вопросам трансфера и коммерциализации технологий, основам теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии проекта и продвижения их на рынок. И таких специалистов сегодня нужно не менее 200 тыс., в том числе 24 тыс. в научно-технической сфере.

Практическое осуществление названных положений в подготовке кадров в настоящее время происходит (пока в весьма скромных масштабах) в рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности (Минпромнауки России) путем привлечения к этой работе ряда государственных и негосударственных образовательных учреждений. В составе этой Программы реализуется проект, стратегией которого является поддержка инновационного предпринимательства, включающая:

- многоуровневую подготовку и переподготовку персонала различных категорий в области инновационно-технологического менеджмента;

- поддержку региональной образовательной сети через повышение квалификации преподавателей, консультантов и тьюторов, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров в регионах Российской Федерации;

- разработку интерактивных программ и других технических средств для системы электронного и дистанционного обучения;

- подготовку работников региональных администраций и экономических структур по вопросам поддержки инновационно-технологической деятельности и инновационного предпринимательства.

Конечным результатом инновационного обучения является выявление и развитие у обучаемых способности видеть то, что многие не видят, осознавать увиденное через потенциальную возможность создания чего-то нового и искать пути его порождения не новизны ради, а для практической пользы и выгоды.

Умение на основе новых знаний создавать новые технологии и востребуемые рынком продукты является главным фактором и стандартом успеха, а значит и мерилом состояния и подготовки кадров.







Интересное:


Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Взгляд на современный менеджмент
Руководство организацией в период перемен
Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Общая характеристика подготовки менеджеров во Франции
Вернуться к списку публикаций