2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Неполные контракты как метод управления рисками



Неполные контракты как метод управления рисками


Управление рисками – специальный вид менеджерской деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы предприятия.

Под политикой риска имеют в виду совокупность мероприятий, целью которых является реально снизить опасность принятия неправильных решений и сократить потенциальные негативные последствия.

По отношению к системе методов реакции на риски так же, как и в целом к проблеме управления рисками нет единого подхода. Различные авторы по-разному классифицируют их. Так Клейнер, Тамбовцев и Качалов делят методы управления рисками на четыре типа [1]:

Методы уклонения от риска, которыми предпочитают пользоваться предприниматели, несклонные к риску. К этим методам авторы отнесли: отказ от ненадлежащих партнеров; отказ от рискованных проектов; поиск гарантов и страхование хозяйственных рисков.

Последнее, на наш взгляд, не является уклонением от рисков, а даже наоборот, предполагая, что существует вероятность наступления факторов риска, предприниматели вносят определенную плату, но не за то, чтобы эти события не произошли, а за то, что при их наступлении ущерб будет покрыт другим лицом (как правило, страховой компанией).

Конечно, определенные действия для препятствия наступления нежелательных событий должны быть предприняты, иначе ни один страховщик не заключит страхового контракта.

Но это совсем не означает, что предприниматель должен работать совсем без риска.

Методы локализации риска, предполагающие выделение экономически наиболее опасных этапов или участков деятельности и их контроль, таким образом, снижая уровень финального риска предприятия. Достигается это путем создания дочерних, так называемых венчурных предприятий, а в менее сложных случаях - созданием в структуре предприятия специального подразделения для выполнения рискованных проектов.

Методы диссипации риска, включающие в себя: диверсификацию видов деятельности и зон хозяйствования; диверсификацию сбыта и поставок; диверсификацию инвестиций; распределение ответственности между участниками производства и распределение риска во времени.

Методы компенсации рисков, к которым авторы отнесли: стратегическое планирование деятельности; прогнозирование внешней экономической обстановки; мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды; создание системы резервов и активный целенаправленный маркетинг.

При этом авторы не дали пояснения, по какому принципу они объединили эти методы в один блок, и что именно они имели в виду под «компенсацией рисков». Помимо этого, мы считаем, что мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды должен предшествовать этапу выявления всех возможных факторов риска для предприятия. А в качестве метода реакции на риски можно рассматривать дополнительное приобретение недостающей информации, что можно сделать не только с помощью мониторинга внешней среды.

И.Т. Балабанов в своей книге "Риск-менеджмент" также не дает стройной системы приемов управления рисками. Он выделяет такие средства разрешения рисков, как избежание их, удержание, передача и снижение степени [2].

Под избежанием риска автор понимает простое уклонение от мероприятий, связанных с риском.

Под удержанием риска - оставление риска за инвестором, то есть на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании.

Примером передачи риска может служить заказ на выполнение особо рискованных операций какой-то третьей стороне. В этом случае риск для самой компании устраняется. При этом работа с другой организацией требует дополнительных расходов, но в целом суммарные расходы могут оказаться ниже прежних, особенно если подрядчиком будет специализированная компания.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема возможных потерь. Для этой цели автор предлагает такие приемы, как диверсификация, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, лимитирование, самострахование и страхование. Таким образом, автор относит страхование и к передаче риска, и к снижению его степени, т.е. не выдержана чистота классификации.

Таким образом, заключение контрактов является одним из способов управления рисками хозяйственной деятельности.

Контракты - наборы правил, определяющих взаимные ожидания контрагентов на основе обещаний, выполнение которых обеспечивается соответствующим механизмом принуждения.

Мир контрактов довольно сложен, что отражается в многообразии классификаций, которые в явной или неявной форме используются в экономической теории. Контракты могут быть: полными и неполными; классическими, неоклассическими и отношенческими; явными и имплицитными; формальными и неформальными; краткосрочными и долгосрочными; стандартными и нестандартными (комплексными); индивидуальными и коллективными; самовыполняющимися и выполнение которых обеспечивается третьей стороной; социальными и содержащими обещания. В то же время, контракты могут различаться по набору специфицируемых и передаваемых правомочий. Контракты, которые являются эмпирической основой для теоретического анализа, могут быть по-разному классифицированы ввиду наличия множества характеристик.

Особое внимание вопросу выполнения контрактов после их заключения, а также основаниям пересмотра исходных условий контрактов уделяется в рамках концепции неполных контрактов. Данный тип контрактов отражает неспособность хозяйствующих субъектов предугадать и отразить в условиях контракта все события, имеющие отношение к делу. Вот почему неполные контракты являются выражением ограниченной рациональности экономических агентов на уровне взаимодействия их друг с другом.

Упрощенная форма представления данной модели предложена Ж. Тиролем, Э. Фуруботном и Р. Рихтером [3,5] и может быть представлена в следующем виде:

1. Суть контракта состоит в том, что продавец соглашается произвести и реализовать некий базовый товар, обладающий набором полезных характеристик (известных обеим сторонам), по заранее оговоренной цене, а покупатель соглашается на этих условиях данный товар приобрести. Одновременно данные условия можно трактовать как содержание базового контракта между потребителем (покупателем) и производителем (поставщиком).

2. Стороны, заключающие контракт, знают, что в будущем может появиться возможность усовершенствовать товар, то есть расширить набор и/или увеличить его полезные характеристики по сравнению с базовым образцом. То есть к этому времени завершается процесс обучения, накопление необходимой информации, навыков и умений.

3. Ни покупатель, ни продавец не могут в момент заключения контракта с уверенностью сказать, какими будут качественные изменения в товаре. Таким образом, изменения качественных характеристик блага не включаются в число безусловно контрактуемых параметров. Иными словами, данная характеристика контракта свидетельствует о его неполноте ввиду высоких издержек предварительной выработки его условий, полностью структурирующих взаимодействие контрагентов в будущем.

4. Обе стороны знают, с какими издержками сопряжено возможное (но заранее неизвестное) изменение качества. Однако вследствие того, что относительное приращение ценности приобретаемого товара для покупателя характеризуется неопределенностью, издержки повышения качества также не являются контрактуемой переменной. Вместе с тем возможны исключения, которые непосредственно связаны с условиями перезаключения контракта после завершения процесса обучения в зависимости от первоначального распределения правомочий. Отметим, что в любом случае здесь игнорируется возможность возникновения стратегически неожиданного события, которое не учитывается в расчетах экономических агентов.

5. Вероятность того, что товар с новыми характеристиками будет востребован, может быть повышена посредством специфических инвестиций. Указанные инвестиции могут состоять как в формировании специфических навыков у занятого на предприятиях персонала, так и в приобретении специального оборудования, что повысит степень гибкости и соответственно расширит возможности эффективного использования улучшений базового товара.

6. Предполагается, что изменения в ценности приобретаемого блага могут быть либо больше издержек, затрачиваемых на повышение качества, либо равны нулю.

7. Специфические инвестиции осуществляются покупателем сразу после заключения контракта и их величина наблюдаема для продавца. Иначе говоря, проблемы с оценкой величины инвестиций не возникает. Неопределенность оценки не создает дополнительных сложностей в связи с анализом проблемы достоверных обещаний.

Сопоставим три альтернативных варианта вертикальной интеграции:

1. Независимое принятие решения, так что каждая из сторон может заблокировать нововведение.

2. Право принятия решения относительно осуществления нововведения (повышения качества товара) принадлежит продавцу ("контроль поставщика").

3. Правом принятия решения обладает покупатель ("контроль покупателя"). Независимое принятие решений. Поскольку в первом случае предполагается, что стороны формально независимы друг от друга, то, по сути дела, речь идет о двусторонней монополии (как результате фундаментальной трансформации). Известно, что она характеризуется проблемой множественности ситуаций равновесия как по цене, так и по количеству. Вот почему в целях упрощения модели используются допущение о равномерном распределении суммарного выигрыша между покупателем и продавцом, а также абстрагирование от множественности количественных характеристик равновесий.

Фактически решения по совершенствованию товара принимаются поставщиком, который оказывается в более выигрышной позиции по сравнению с потребителем, так как все ресурсы, используемые им (по предположению), являются ресурсами общего назначения.

Следующие две альтернативы основаны на закреплении прав конечного контроля в отношении пунктов (условий), не включенных в первоначальный контракт.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Современные концепции маркетинга
Научные предпосылки универсальной теории управления
К вопросу построения успешно управляемых организаций
К понятию качество рабочей силы
Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления
Вернуться к списку публикаций