2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Некоторые особенности современной конкуренции



Некоторые особенности современной конкуренции


По своей природе конкуренция может характеризоваться как полная, когда элементы сделки являются альтернативными, взаимоисключающими, и частичная, при совпадении вариантов в каких-то отраслях.

Существует конкуренция целей, когда одно и то же средство (благо) может по-разному использоваться и давать взаимоисключающие результаты. Такая конкуренция действует с точки зрения агента-покупателя.

Наряду с этим, существует конкуренция средств, в которой средства являются разными, взаимоисключающими, но используются для достижения одной и той же цели. Такая конкуренция действует, когда агентом является продавец. При этом происходит применение различных форм комбинаций ресурсов производства, различных способов реализации той или иной реальной ситуации на рынке.

Смысл выбора целей или средств фирмами состоит в принятии наилучшего, наиболее рационального решения. При конкуренции целей имеется в виду наибольшая польза агента-покупателя (потребителя), например, получение наибольшей полезности и наиболее рационального использования валют. При конкуренции средств имеется в виду выгода агента-производителя (продавца), слагаемыми которой являются минимизация издержек и максимизация прибыли.

Поскольку в экономике взаимодействуют конкуренты, любой агент рыночной экономики должен иметь объективную оценку собственных притязаний, которая складывается из своей оценки и оценки других агентов. Для продавца своя цена – прямая оценка. Цена, на которую согласны покупатели, это косвенная оценка. Прямая цена в условиях конкуренции должна быть согласована с косвенной, в противном случае, например, продавец должен уйти с рынка. Отсутствие других продавцов косвенную конкуренцию аннулируют. При этом прямая конкуренция – “продавец-покупатель” остается.

Косвенная конкуренция существует в двух видах, как конкуренция покупателей и конкуренция продавцов. В условиях нормального рынка косвенная конкуренция, по отношению к прямой, играет доминирующую роль. В противоположность рынку нерыночная экономическая система дефицитна. По сути, здесь преобладает конкуренция покупателя и рынок продавца, либо конкуренция продавца и рынок покупателя.

Обращаясь к характеристике конкуренции в России, отметим, что в переходной экономике доминирует прямая конкуренция. Для экономики СССР, а, следовательно, и России было характерно массовое производство благ на крупных предприятиях, и инфраструктура изначально была построена по типу организации прямой конкуренции. Причинами преобладания прямой конкуренции в переходной экономике России являются:

- высокоспециализированное производство массовых благ на крупных предприятиях;

- полунатуральное хозяйство, доставшееся этим предприятиям также в наследство от социалистической системы, то есть порожденная дефицитностью экономики концентрация на предприятиях большого количества видов деятельности по производству сопутствующих основному производственному процессу товаров и услуг;

- низкий уровень специализации, а в итоге достаточно низкая эффективность, как в основном производстве, так и в производстве побочном.

Одним из главных результатов конкуренции является достижение высокого уровня специализации каждого производителя товаров и услуг на том, что он делает лучше всего, эффективнее, чем другие производители. То есть ситуация, когда предприятию не выгодно заниматься многими видами взаимосвязанной деятельности одновременно, оно концентрируется на каком-то одном, основном. При этом дешевле и надежнее отремонтировать, произвести комплектующие изделия, подготовить специалистов, провести прикладные научные исследования и опытно-конструкторские работы, нанять транспорт, охрану и прочее на стороне, купить на рынке, чем все это делать самому.

Экономический эффект от инвестирования средств в свое производство оказывается выше, чем инвестирование в другие виды деятельности. В условиях конкурентного рынка каждый производитель товаров и услуг аналогичным образом специализирован и, следовательно, высоко эффективен. Однако организация новых высокоспециализированных предприятий сама по себе связана с дополнительными издержками.

При разделении, реструктуризации предприятий эффективность новых структур должна компенсировать трансакционные издержки, связанные с этим процессом, создание соответствующей рыночной инфраструктуры, превращение в товары результатов труда предприятий, которые до реструктуризации являлись подразделениями крупного предприятия и производили промежуточный продукт, развитие прямой конкуренции, в связи с увеличением числа продавцов и покупателей, каждый из которых стремиться к извлечению собственной прибыли.

Общеизвестно, что конкуренция может быть как совершенной, так и несовершенной. Одна из крайних форм несовершенной конкуренции чистая монополия, то есть ситуация когда на рынке отсутствует реальная альтернатива. В силу того, что продукт уникален и не имеет заменителя, увеличение числа фирм вызывает рост предельных издержек на производство продукта, велики барьеры для вступления в отрасль вследствие экономии от “масштаба”, привилегий от правительства в форме патентов, лицензий, эксклюзивных прав на ресурсы, например, естественные факторы производства. В итоге чистая монополия становится единственным производителем блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, огражденным от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

В условиях чистой монополии доминирующую роль играет прямая конкуренция, а косвенная конкуренция отсутствует. Поэтому цена на продукт производства естественной монополии регулируется государством как плата за привилегии естественной монополии, а также в связи с социальной значимостью товаров и услуг, которые она производит. В своей деятельности чистая монополия должна компенсировать издержки, включая инвестиционную составляющую, но при этом обеспечивать возможность доступа к благу максимально широкого круга потребителей.

В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция, как форма существования и функционирования рынка, предполагает наличие на нем множества фирм, дифференциации продукта, постоянного расширения и размывания границ отрасли в условиях роста специализации фирм и включения новых видов и разновидностей товаров и услуг.

Наконец, олигополия, как форма организации рынка, представляет собой рыночную структуру с доминированием небольшого количества продавцов, а вход новых участников рынка в отрасль ограничен высокими барьерами. Немногочисленность фирм отрасли (3-4 фирмы на город - жесткая олигополия, 6-8 - мягкая аморфная), высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаба и связанный с ним минимизирующий эффект увеличения объема выпуска, необходимость крупных инвестиций при входе в отрасль, патентов, лицензий, контроль за редкими источниками сырья), всеобщая взаимозависимость, то есть ситуация, когда каждая фирма в своей экономической политике вынуждена принимать во внимание реакцию конкурентов, в условиях олигопольной ограниченности числа участников рынка ведут либо к обострению конкуренции, либо к достижению договоренности между участниками, на основе которой развивается тенденция монополизации деятельности в отрасли.

Две основные формы поведения фирм характерны для условий олигополии:

- некооперативное поведение, когда продавец сам определяет цену и объем выпуска, при этом возможны ценовые войны, сопровождаемые снижением цен до уровня предельных издержек, что бывает крайне редко;

- как правило, в условиях олигополии имеет место кооперативное поведение фирм, то есть конкуренция побуждает продавцов (покупателей) к достижению соглашений между собой.

Формами соглашений, достигаемых между агентами рынка в условиях олигополии, является согласование решений по поводу цен и объемов продукции, так как если бы они слились в чистую монополию, настолько согласованны решения по поводу цен, объемов, механизмов контроля и прочее. Как правило, это не явные (скрытые) соглашения, представляющие собой тайный сговор. Чаще всего такие согласования ведут к росту цен, достигаемому ограничением объема продаж.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений
К вопросу об управлении трудом
Процесс подготовки менеджеров во Франции
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Как осуществить стратегию
Вернуться к списку публикаций