2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами



Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами


В общем случае оценка эффективности любых систем управления сводится к определению степени соответствия тенденций, формируемых системой управления, ее целевой ориентации. Следовательно, разработка мер по совершенствованию управления в первую очередь предполагает анализ и оценку "конечных результатов" работы системы управления. Так как в реальной действительности нет идеальных систем управления, следующим этапом деятельности по совершенствованию управления будет определение потенциальных возможностей элементов системы управления с целью их оптимизации, переоценка сбалансированности ее структуры и анализ параметров воздействия внешней среды.

В различных организациях (министерствах, предприятиях, учебных заведениях, банках и т.д.) структура управления обычно отражается в так называемой схеме организационной структуры управления данной организации. Эта схема отражает наиболее важные, с точки зрения субъекта управления, формализованные элементы системы и связи между ними и позволяет достаточно четко разграничить функции этих элементов, определить права и обязанности членов организации.

Эффективность организационной структуры управления оценивается многими параметрами, характеризующими затраты на ее содержание, функционирование и развитие, а также степень результативности системы управления. Поэтому очень важно правильно определить состав элементов системы управления и соответствующих им показателей частных и интегральных оценок функционирования и развития системы.

В качестве подхода к проектированию организационных структур управления в настоящее время, как правило, используются типовые структуры управления, которые были разработаны в свое время ведомственными научно-исследовательскими организациями. В то же время очевидно, что в условиях свободных экономических отношений принципиально изменились сами целевые установки организаций. Прежде всего это связано с целями их финансово-экономической выживаемости в условиях жесткой конкурентной борьбы и стратегическими ориентирами, соответствующими динамике и тенденциям политической и экономической жизни. Именно поэтому повсеместно стали появляться службы маркетинга, социологические структуры и значительно укрепляться финансово-экономические подразделения, а организации и корпоративные группы с значительным ресурсным потенциалом создают мощные банковские структуры, инициируют политическое лоббирование, усиливают влияние на средства массовой информации.

Таким образом, процесс совершенствования управления качественно изменился и сопровождается переходом от пассивного копирования существующего опыта к активному формированию как внутренней структуры систем управления и связей между ее элементами, так и к созданию внешних благоприятных условий по отношению к системе.

Работу по совершенствованию систем управления можно разделить на этапы:

1. Анализ конечных результатов, т.е. оценка эффективности работы системы в целом.

2. Анализ тенденций развития элементов системы и их эффективности.

3. Оценка существующей оргструктуры управления и ее кадрового потенциала (оценка управленческих кадров).

4. Выработка мер по совершенствованию системы управления.

5. Реализация намеченной программы совершенствования управления. Анализ конечных результатов работы системы обычно привлекает значительное число субъектов. Это вышестоящие и сторонние организации, руководители и работники данной организации, региональные и прочие заинтересованные стороны. Поэтому при объективном сопоставлении этих оценок выводы здесь, как правило, соответствуют действительному положению вещей и в целом дают правильные ориентиры дальнейшего развития системы.

Сложнее обстоит дело с оценкой тенденций развития элементов системы и их эффективности. Во-первых, в силу объективных причин - отсутствия достаточно надежных методик выделения важнейших элементов систем и их операционного взаимодействия с точки зрения их влияния на конечные результаты работы системы. Во-вторых, оценка деятельности этих элементов производится в основном заинтересованными сторонами, чей интерес влияет как на выбор показателей оценки, так на и их сопоставление. Поэтому чаще всего на практике используется существующий эмпирический опыт, который в настоящее время недостаточно обобщен и формализован, что позволяет решать некоторые частные задачи, но не разрешает принципиальных вопросов.

В качестве подхода к решению этих проблем можно предложить способ моделирования экономических систем, основанный на выделении элементов в принципе, по неограниченному числу признаков, но в зависимости от значимости влияния этих элементов на результаты работы системы в целом [1, 2].

При этом подходе строится многомерная модель экономической системы, осями координат которой являются важнейшие ее характеристики - потенциал (кадровый, финансовый, материально-технический, информационный и т.д.), набор целей, основные функции управления, методы управления и другие необходимые для заданного уровня анализа параметры системы управления. Это позволяет обеспечить полноту модели и взаимосвязей между ее элементами. Такое моделирование наглядно, в любой степени детально (например, можно выделить такого уровня элементы как планирование (основная функция управления) потенциала (либо в целом, либо любого из его элементов - кадрового, финансового и т.д.) для достижения каких(ой)-либо целей(и)), и особо значима системность такого моделирования.

Далее по подсистемам и элементам модели определяется круг показателей, дающих оценку их работы во взаимосвязи между собой, и анализируется их динамика.

Такой анализ чрезвычайно важен и с точки зрения совершенствования существующей оргструктуры управления, и в целях корректировки стратегии, и для внесения изменений в практику управления организации на всех ее уровнях. Фактические показатели ставятся в ряд по критерию скорости их изменения (динамики), порядковый номер показателя в этом ряду характеризует его фактический ранг. В целях задания системе необходимой ориентации в будущем эти же показатели ранжируются в порядке, необходимом для ее целостного пропорционального развития по выделенным элементам. Отклонения значений фактического и планового рангов одного и того же показателя указывает на отклонение развития элементов системы управления от заданных в плановом порядке целей и пропорционального развития элементов системы управления. Эта информация является исходной и для совершенствования оргструктуры, т. к. указывает на приоритетные направления деятельности системы с одной стороны и на отсутствие влияния отдельных существующих оргструктур на процессы целевой ориентации системы.


Ю.И. Ребрин



1. Бусов В.И. Современные структуры управления промышленным производством и направления их развития. М.: МИНХ, 1992.

2. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980.







Интересное:


Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Концепция предпринимательского управления
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Теория человеческой мотивации
Лидерство и менеджмент в процессе социального управления
Вернуться к списку публикаций