2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Начальная подготовка предпринимателей



Начальная подготовка предпринимателей


Когда человек по тем или иным причинам решает для себя вопрос: «Быть или не быть» предпринимателем, ему особенно важно не только понять, чем предпринимательство отличается от других видов деятельности, но и попробовать свои силы в решении задач, с которыми ему придется столкнуться при создании бизнеса. Особая важность правильного решения этого вопроса обусловлена как риском потери всех своих вложений, так и возможностью утраты уверенности в своих силах. Причем, чем человек старше, тем труднее дается ему это решение и тем больнее воспринимается неудача.

Для организаторов обучения, располагающих бюджетными или спонсорскими средствами на подготовку предпринимателей и заинтересованных в эффективном использовании этих средств для достижения главной цели - создания новых бизнесов, отбор граждан, обладающих необходимыми способностями, мотивацией и перспективными бизнес-идеями, является одним из важнейших условий успеха. Итак, мы назвали три главных критерия отбора потенциальных предпринимателей, которые, по нашему мнению, в значительной степени предопределяют эффективность вложения средств в их последующее обучение и поддержку:

1) наличие предпринимательских способностей;

2) достаточно сильная мотивация к созданию собственного бизнеса;

3) наличие перспективной бизнес-идеи.

Причем, если для выявления способностей и мотивации человека к предпринимательству можно с большим или меньшим успехом использовать различные методы психодиагностики, то для оценки перспективности бизнес-идеи (в том числе с точки зрения её реализуемости) необходимо помочь человеку правильно её сформулировать и проанализировать.

Именно эти задачи необходимо решить на первом, начальном, этапе подготовки к предпринимательской деятельности.

Одной из важнейших задач курса начального обучения является самоопределение каждым обучающимся своих способностей и склонности к предпринимательской деятельности. Такое самоопределение происходит как путём самооценки своих личностных качеств и сравнения их с качествами, необходимыми предпринимателю, так и через решение конкретных задач, связанных с выбором, оформлением и анализом собственной бизнес-идеи. Цель начального обучения - помочь человеку самостоятельно принять правильное решение, основанное на понимании им специфики предпринимательской деятельности, перспективности своей бизнес-идеи и имеющихся возможностей для её реализации. При этом знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, должны быть полезны не только гражданам, решившим стать предпринимателями, но и тем, кто примет решение реализовать себя в качестве наемного работника малого предприятия или иной коммерческой структуры, где от работников ждут проявления самостоятельности, инициативы и предприимчивости. Это и страховые компании, и туристические фирмы, и торговые предприятия, и многие другие организации, успешная деятельность которых напрямую зависит от умения каждого работника искать и находить клиентов, понять и удовлетворить их потребности. Сведения об основных аспектах предпринимательской деятельности необходимы также работникам структур поддержки предпринимательства. Таким образом, курс начального обучения основам предпринимательской деятельности должен стать необходимым компонентом многих учебных программ.

Руководствуясь таким подходом, в Институте предпринимательства и инвестиций был разработан курс «Введение в предпринимательство».

Специфика курса обусловлена его позиционированием в системе координат:

В нашем случае контингент - это, как правило, взрослые люди с разными уровнями и направлениями базового образования, многие из которых работают; не исключается также учащаяся молодежь. Все эти группы объединяет один общий признак - отсутствие базовых знаний и практических навыков в области предпринимательства. К этому можно добавить и недостаток денежных средств для оплаты обучения. Поэтому затраты на организацию начального обучения данного контингента полностью или частично должны покрываться за счет средств, выделяемых в рамках различных проектов и программ развития предпринимательства.

На выборе содержания программ обучения начинающих предпринимателей сказывается отсутствие соответствующих профессиональных и образовательных стандартов. В этих условиях образовательные учреждения часто включают в такие программы материал, усвоение которого требует значительных затрат времени и высокого уровня мотивации обучающихся. Поскольку на начальном этапе обучения доля лиц, действительно имеющих способности и склонность к предпринимательской деятельности, сравнительно невелика, такой подход оказывается неэффективным. Поэтому программа начального обучения должна включать лишь самый необходимый минимум теоретических знаний и практических навыков, которые, однако, позволят обучающимся не только выбрать сферу будущей деятельности, но и сделать первые шаги к созданию своего бизнеса.

Формы и методы обучения должны соответствовать потребностям и возможностям целевого контингента. Прежде всего, следует учитывать, что работающим гражданам весьма затруднительно посещать учебные занятия, проводимые по жесткому расписанию. Кроме того, в одной учебной группе часто оказываются граждане разных возрастов и с разным уровнем базового образования, которым соответственно требуется разное время на усвоение одного и того же материала. В этих условиях наиболее приемлемой формой является так называемое «открытое обучение» с применением специально разработанных учебных материалов и активных методов обучения.

Для обеспечения "тиражируемости" курса разработан учебно-методический комплект (УМК), который включает оригинальное учебное пособие для обучающихся и подробные методические рекомендации для организаторов обучения со всеми необходимыми бланками, формами, экзаменационными билетами и проч. Это позволяет организовать обучение там, где это необходимо, силами учебных центров или иных объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. При этом надлежащее качество усвоения материала обеспечивается текущим и итоговым контролем полученных знаний и практических навыков.

При разработке комплекта был использован опыт Открытого университета Великобритании и его российского партнера - Международного института менеджмента Л ИНК, а также рекомендации Международной организации труда (МОТ).

В отличие от большинства учебных программ, ориентированных на традиционные технологии обучения с большим количеством аудиторных занятий, этот курс предназначен для самостоятельного изучения обучаемыми; УМК включает учебные материалы, практические задания, билеты для итогового контроля, методические рекомендации для организаторов обучения и преподавателей-консультантов.

При определении содержания учебной программы учтен ряд требований британского Национального профессионального стандарта (NVQ) «Владелец-менеджер» (Owner manager), который, в первую очередь, определяет, что делает начинающий предприниматель. Стандарт представлен в виде нескольких модулей, каждый из которых разбит на элементы, например:

Модуль А 1

Разрабатывает деловое предложение

Элемент

АИ

Определяет свои личные цели, потребности и способности, которые будут влиять на реализацию делового предложения

А12

Объясняет бизнес-идею и подход к ее реализации

А13

Определяет тенденции рынка и деловой активности, которые будут влиять на реализацию делового предложения

Модуль А2

Определяет правовую основу и финансовые потребности для создания своего предприятия

А21

Определяет организационно-правовую форму предприятия


Учебный материал, входящий в состав УМК, представлен в виде восьми учебных элементов (УЭ) - иллюстрированных брошюр объемом от 10 до 15 страниц, каждая из которых посвящена отдельной теме учебного курса:

УЭ 1 - «Предпринимательство как вид деятельности»;

УЭ 2 - «Постановка целей, оценка исходного состояния, стратегия»;

УЭ 3 - «Формирование бизнес-идеи»;

УЭ 4 - «Основы маркетинга»;

УЭ 5 - «Финансы в предпринимательской деятельности»;

УЭ 6 - «Организационно-правовые формы малого предпринимательства»;

УЭ 7 - «Назначение и структура бизнес-плана»;

УЭ 8 - «Формы поддержки малого предпринимательства».

Лаконичность и доступность изложения, наличие иллюстраций способствуют хорошему усвоению материала.

Каждый учебный элемент завершается тестом и практическим заданием, что позволяет осуществлять текущий контроль усвоения материала. Кроме того, в процессе обучения каждый учащийся разрабатывает и анализирует собственную бизнес-идею, что позволяет ему не только закрепить полученные знания, но и применить их для решения одной из ключевых предпринимательских задач.

Технология обучения включает самостоятельную работу обучающихся с учебным пособием, текущий контроль усвоения материала, выполнение практических заданий, оформление бизнес-идеи и итоговый контроль знаний в форме экзамена. Для более глубокой проработки изучаемого материала предусмотрено проведение трех семинаров-консультаций (тьюториалов) и индивидуальных консультаций по вопросам разработки и оформления бизнес-идеи.

Полный цикл обучения составляет около 2 недель (72 академических часа), при этом общая продолжительность аудиторных занятий, требующих участия квалифицированных преподавателей-консультантов, составляет около 20 академических часов (включая экзамен).

В целом, УМК «Введение в предпринимательство» представляет собой автономный модуль, который можно включать в различные программы профессиональной подготовки и, в первую очередь, - в программы подготовки по характерным для малого бизнеса видам профессиональной деятельности (например, парикмахер, швея, повар, автослесарь и т.д.).

С помощью УМК «Введение в предпринимательство» можно также организовать дистанционное обучение граждан, проживающих в отдаленных или труднодоступных районах, а также в так называемых «депрессивных» регионах Российской Федерации - там, где отсутствуют учебные центры и иные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, способные организовать начальное обучение граждан предпринимательской деятельности.

Опыт применения УМ К для обучения граждан различного возраста, принадлежащих к разным социальным группами, с разными уровнями базового образования (от полного среднего до высшего образования, наличия ученой степени и ученого звания), показал его высокую эффективность. Большинство обученных положительно восприняло предложенную им технологию открытого обучения и высоко оценило качество учебных материалов. Практика показывает, что применение УМК позволяет:

- существенно сократить количество часов аудиторных занятий, требующих участия квалифицированных преподавателей-консультантов;

- организовать обучение граждан с различным уровнем базового образования;

- осуществлять эффективный контроль усвоения учебного материала на всех стадиях обучения;

- выявлять и отбирать граждан, обладающих предпринимательскими способностями, мотивацией, перспективными и реалистичными бизнес-идеями, для оказания им поддержки других форм в реализации их предпринимательских инициатив (например, через бизнес-инкубирование, предоставление субсидии на создание собственного бизнеса и т.д.).

Следует, однако, заметить, что эффективность применения УМК в значительной степени зависит от квалификации преподавателей, которые проводят предусмотренные программой курса семинары-консультации. К сожалению, далеко не все преподаватели владеют активными методами обучения, требующими от них не только свободного владения материалом, но и навыков организации работы в малых группах с предоставлением каждому учащемуся возможности продемонстрировать свое понимание обсуждаемых вопросов, предложить и убедительно обосновать свое решение предлагаемых задач. Именно такая работа на семинарах позволяет обеспечить глубокую проработку изучаемого материала, тесно связав его с собственным опытом каждого учащегося. Для оказания практической помощи учебным центрам, желающим использовать УМК «Введение в предпринимательство» в учебном процессе, Институт предпринимательства и инвестиций проводит специальные семинары, помогающие преподавателям освоить активные методы обучения начинающих предпринимателей.







Интересное:


Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Маркетинговая модель мотивации персонала
Подготовка менеджеров во Франции
Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений
Руководство организацией в период перемен
Вернуться к списку публикаций