2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Научные парки и технопарки в трансформационной экономике



Научные парки и технопарки в трансформационной экономике


К концу XX века стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы развитых стран определяет границы между бедными и богатыми, создает основу устойчивого экономического роста. Технологический процесс не только изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим миром.

В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством достижения экономического лидерства, важным инструментом в конкурентной борьбе, приносит значительный коммерческий успех. В настоящее время мировой рынок наукоемкой продукции составляет 2 трлн долл. В год, при этом США по-средствам участия в нем получают 740 млрд долл. В год, а Россия только 1 млрд, т.е. наблюдается значительное недополучение потенциальной прибыли от активного участия в мировом технологическом обмене [7, с. 60]. По данным независимой комиссии ООН Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов. Но проблема заключается не только в потере возможного коммерческого успеха, но еще более важно, низкий технологический уровень национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок.

На сегодняшний день в Беларуси регулирование научно-технологического развития осуществляется в двух направлениях:

- первое - совершенствование традиционных методов регулирования: формирование научно-технической политики, разработка и реализация научно-технических программ, повышение мотивации научно-технической деятельности и т.п.;

- второе - использование новых подходов и методов регулирования научно-технологического развития, включающих таргетирование наукоемких отраслей, создание условий для трансферта высоких технологии и коммерциализации научно-технических разработок, формирование инновационной инфраструктуры, которая обеспечивает эффективную связь науки с производством, результат - выпуск инновационной продукции.

В настоящее время в Республике Беларусь имеются лишь отдельные элементы инновационной инфраструктуры: малые и средние научно-инновационные предприятия, два научно-технологических парка (в г. Минске и г. Могилеве), 9 инкубаторов и 57 центров поддержки предпринимательства в системе Министерства предпринимательства Беларуси, в целях развития инновационной инфраструктуры и рыночной экономики создан Минский инновационный фонд развития города (МИФОР), являющийся научно-производственной организацией.

Именно такие образования, по мнению зарубежных специалистов, являются «точками роста» современного технологического прогресса. На мой взгляд, рассмотрение и изучение проблемы технопарков в РБ актуально и важно, т. к. в бизнес-инкубатор приходит новатор, начинающий бизнесмен с любой идей, и с этого события начинается процесс ее материализации.

В современном мире бизнес - инкубатор определяют как инновационную структуру, имеющую своей целью поддержку образования и развития новых предприятий путем предоставления им площадей для аренды, первоначального капитала, консультаций и т.п. Объединение успешно работающих бизнес - инкубаторов называют технопарк, хотя технопарками часто считают и бизнес - инкубаторы, продвигающие к успеху высокотехнологические идеи посредст-вам развития малых и средних форм предпринимательства. С этой точки зрения бизнес - инкубатор просто ранняя стадия, уменьшенная версия научного парка, т.е. имеет смысл рассматривать их «единым блоком». Они сходны по характеру потенциального технического взаимодействия с университетами и другими организациями, по использованию средств обслуживания и удобному месторасположению (обычно при университете).

За рубежом термин бизнес - инкубатор появился в конце 50-х годов, а в Беларуси только в 1993-1994 гг., в России в нач. 90-х годов, т.е. на 40 лет позже. Сравним для наглядности условия, в которых развиваются бизнес-инкубаторы в США и Беларуси [6, с. 32].

Оценивая возможности выживания в таких условиях бизнес - инкубаторов, технопарков и других инновационных структур, следует согласиться с организаторами технопарка при Белгосуниверситете, утверждающим, что технопарки в Беларуси должны создаваться по принципу «шаг за шагом» в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий, логически завершая цепочку инновационного процесса.

Мировой опыт свидетельствует, что малый инновационный бизнес не может развиваться без соответствующей поддержки. Так, научно-технологический парк при БГУ все годы своей деятельности пользовался материальной и интеллектуальной базой университета.

Наше государство пока не оказывает существенной помощи развитию частного сектора экономики. Белорусские бизнес-инкубаторы и технопарки вынуждены ориентироваться на доходность. Хотя при более внимательном подходе со стороны властей они помогли бы не только увеличить сумму налоговых отчислений в бюджет, но и оказать незаменимую помощь в адаптации населения к рыночным условиям.

Таким образом, не следует упрощать процесс создания бизнес-инкубаторов, т. к. это сложное, дорогостоящее и долговременное дело. Однако оно очень перспективно, ибо ориентировано в технологии XXI в. От них нельзя ожидать сиюминутной отдачи:

- необходим соответствующий инновационный механизм, разработанный государством и его поддержка им, который создаст благоприятный инновационный климат, способствующий трансформации научных идей, открытий, технологических решений в новые продукты и технологии;

- следует разработать концепцию создания бизнес-инкубаторов и технопарков согласно национальным особенностям научно-инновационной деятельности, исходя из опыта других стран.



1. Дадалко С.В., Кадинова Е.Р. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент. 2000. 88 с.

2. Иванова Н. Инновационная сфера // Мэ и МО. № 8. 1999. С. 43-48.

3. Краснов А.Г. Основы инновационной экономики: Учеб. пособ. М.: Пресс-сервис. 1998. 508 с.

4. Мовсесян А.Г. Инновационная сфера // Экономика XXI в. № 12. 2000. С. 4-10.

5. Нехорошева Л.Н. Научно-технологическое развитие и рынок. Мн.: БГЭУ. 1996. 212 с.

6. Состояние и перспективы развития науки Беларуси: Сб. научных трудов. Мн. 1999.136с.

7. Шкиндерова Н.В. Налогообложение инновационной сферы. Белорусский экономический журнал. № 3. 2000. С. 60-65.

8. Шумилин А.Г. Организационно-экономические основы формирования инновационных структур в Республике Беларусь. Мн., 1997.

9. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. 456 с.

10. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика. 1988. 335 с.







Интересное:


Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Стиль руководства в условиях рынка на малых предприятиях
Бизнес-планирование как форма экономического управления
Лидерство и менеджмент в процессе социального управления
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Вернуться к списку публикаций