2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений



Мотивационные условия успешной реализации управленческих решений


Актуальность исследования. На переходном этапе развития Российского государства при создании новой экономической, правовой и юридической базы неуклонно возрастает значение проблемы профессионализма кадров государственной службы, их психологической готовности к успешной реализации управленческих решений. Профессионализм госслужащих, являясь комплексным образованием, привлекает специалистов разных наук и активно разрабатывается в психологии и акмеологии.

Эффективная деятельность человека в любой сфере предполагает прежде всего достаточно высокую степень мотивации. Именно поэтому мотивационная сфера становится одним из главных объектов изучения современной психологической науки. Исследование закономерностей развития мотивации делает возможным прогнозы по поведению личности в той или иной ситуации, в том числе и при принятии решения по успешной реализации определенной управленческой задачи.

Реализация управленческих решений, конкретные управленческие действия, отдача приказов и т.п. - это результаты огромной внутренней работы. При этом многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя, сами результаты этой деятельности нельзя предугадать, часто они неопределенны, жестко не фиксируемы. Характер социально значимой деятельности требует гарантий успешной реализации управленческой функции. Очень часто правильные и своевременно принятые решения реализуются из рук вон плохо или не реализуются вовсе. Изучение причин этого процесса имеет свой психологический, а точнее мотивационный аспект, исследование которого и стало темой данной работы.

И если первой причиной актуальности исследования является важность проблемы успешной реализации управленческих решений, то второй, не менее важной - недостаточность исследований в этой области. Анализ научной литературы и практической деятельности государственной службы позволил сделать вывод о необходимости проведения исследования мотивационных аспектов и условий успешной реализации управленческих решений.

Популяризация и распространение в сферу Госслужбы достижений психологической науки могут существенно оптимизировать процессы принятия и реализации управленческих решений.

Состояние проблемы исследования. Проведенный теоретический и историко-научный анализ проблемы основан на положениях, разрабатываемых в российской психологической науке о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник, А.К. Маркова, В.Э. Чудновский и др.). Эти положения обобщены в работах В.Г. Асеева как принцип единства содержательной и динамической сторон мотивации личности, описаны механизмы расхождений и гармонизации содержательной стороны, отражающей желаемые и необходимые для личности результативные характеристики деятельности, и динамической стороны, отражающей функциональные, временные, материальные возможности и трудности соответствующей деятельности. Оригинальная теория мотивационной регуляции призвана объяснить, каким образом человек строит свое поведение, регулирует свою деятельность в социальном и психологическом аспектах, оценивая и приводя к единому знаменателю влияние на него бесконечного множества самых различных факторов социальной и физической среды, внутренних условий биологического, функционально-психологического, смыслового характера.

Цель исследования - изучение мотивационных условий успешной реализации управленческих решений.

Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя в условиях принятия решения по реализации конкретной задачи.

Предметом исследования являются мотивационные механизмы актуализации и блокирования успешной реализации управленческого решения.

Гипотеза исследования основана на том, что изучение процесса принятия и реализации решения предполагает исследование закономерностей поведения руководителя в конкретной проблемной ситуации, начиная от ее оценки, связанной с переживанием проблемной ситуации, и заканчивая этапом практического действия, реализацией принятого решения.

Было сделано предположение, что существует ряд важных составляющих, необходимых компонентов в мотивационной структуре регуляции поведения, оптимальное соотношение которых и лежит в основе той или иной степени действенности побуждений, а значит и реализации или нереализации принятого управленческого решения Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов приводит к блокированию всей структуры регуляции.

Анализ психологических условий успешной реализации управленческих решений делает насущной проблему рассмотрения полярных характеристик процесса, с одной стороны, решения, которые реализуются успешно, с другой стороны, решения, которые реализуются слабо или не реализуются вовсе. Большое значение имеет еще и складывающееся субъективное представление человека о реальности, практической возможности осуществления решения, о наличии у него способностей этого осуществления. Известно, что легкие задачи неинтересны, а слишком трудные - нежелательны в плане малой вероятности их решения и получения неуспеха.

Решающим фактором является психологическая готовность человека к реализации, а также функциональная и материальная стоимость и значение принимаемого решения, оценка ситуации. Эти ситуации могут быть двух типов: эпизодически маловероятные и систематические, к которым человек готовится заранее. При этом подготовка может быть дороже, чем само событие (маловероятное) Необходимо разрешение вопроса о соотношении затрат и результата при реализации решения.

Построение системы значимостных характеристик и показателей - один из возможных путей создания адекватных и эффективных методов выявления психологических условий успешной реализации управленческих решений.

Психологический анализ процесса решения и реализации управленческих задач затруднен, поскольку он возможен только в условиях модельной ситуации, где сама постановка задач допускает значительные упрощения. Сложность анализа управленческой деятельности заключается и в том, что она не является четко структурированной, поскольку составляющие этой деятельности невозможно разложить на отдельно взятые элементы, которые можно было бы конкретно обозначить и измерить.

Задачи исследования:

Анализ разработки проблемы в современной психологической науке.

Выявление мотивационных условий, способствующих успешной реализации.

Выявление психологических механизмов блокирования реализации управленческих решений.

Разработка методического инструментария эмпирического исследования

Разработка практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процессов реализации управленческих решений.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют научные принципы изучения объектов, основанные на богатейшем теоретическом и эмпирическом материале, полученном отечественными и зарубежными учеными в области проблем детерминации психики в плане развития и функционирования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.В. Шорохова), в области системного подхода (Т.Ф. Базмлевич, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев). Были использованы также методологические основы акмеологического подхода в области развития профессионализма, введенные и развиваемые Б.Г. Ананьевым, С.А. Анисимовым, В.Г. Асеевым, А.А. Бодалевым, А.С. Гусевой, А.А. Деркачем, В.Г. Зазыкиным, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Е.А. Яблоковой и др., и конкретных механизмов эмоционально-мотивационной, волевой, общеличностной регуляции поведения и деятельности, раскрывающей самые различные, взаимодополняющие друг друга аспекты структуры и процессов регуляции (И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, М.А. Котик, А.К. Маркова, В.А. Розанова, В.В. Столин, В.А. Петровский, В.Н. Дружинин, В.Э. Чудновский).

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные анкетирования с использованием 5 оригинальных методик, специальной анкеты, разработанной автором с дополнительными вопросами, данные опроса об основных причинах успеха и неуспеха реализации управленческих решений.

На пилотажном этапе исследования были проведены интервью и анкетирование 17 руководителей среднего и высшего звена научно-исследовательских институтов биологического профиля. В экспериментальных исследованиях участвовало 107 респондентов из федеральных, региональных и муниципальных госслужащих. На завершающем этапе были проведены сравнительные исследования двух групп управленцев госслужбы (54 респондента) и двух групп управленцев частного предпринимательства (55 респондентов).

Методы исследования. В представленной работе были использованы общенаучные методы анализа и обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований, опросные методы, оригинальные методики "Мотивация к успеху", "Мотивация к избеганию неудач", "Готовность к риску", "Мотивация успеха и боязнь неудачи", "Направленность личности", формирующий эксперимент.

Достоверность исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими принципами, адекватным использованием средств и приемов исследования, а также репрезентативностью выборки и апробацией результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Выявлено, что ведущим мотивационным механизмом успешной реализации или блокирования управленческого решения является механизм, отражающий, с одной стороны, значимость положительных последствий реализации и отрицательных последствий нереализации решения, а с другой стороны - значимостную характеристику необходимых затрат.

Наилучшим образом реализуются управленческие решения, характеризующиеся высокой значимостью ожидаемых положительных или отрицательных последствий и умеренным или низким уровнем затрат организационного, функционального, временного характера и материального характера. Безусловным приоритетом пользуются так называемые сверхзначимые решения, которые, по мнению управленцев, должны реализоваться независимо от уровня затрат.

В наихудших психологических условиях находятся управленческие решения, характеризующиеся относительно низкой значимостью ожидаемых как позитивных, так и негативных последствий при относительно высоком уровне затрат на их реализацию.

Определено, что одним из важных факторов успешной реализации управленческих решений является систематический характер контроля за выполнением и наличие соответствующих эффективных санкций.

Доказательно представлено, что мотивационные механизмы блокирования реализации управленческих решений связаны, с одной стороны, с более или менее адекватным отражением в субъективной значимости объективных трудностей реализации, а с другой- с низкой субъективной оценкой значимости положительных последствий реализации и отрицательных последствий нереализации.

Доказано, что стратегия реализации или блокирования осуществления управленческих решений существенно зависит от типа профессиональной деятельности. В военных и близких к ним организациях стратегия реализации управленческих решений характеризуется большей однозначностью, обязательностью реализации, более жестким алгоритмом, систематическим контролем за выполнением и относительно более эффективными санкциями в связи с невыполнением решений

Практическая значимость результатов исследования. Проведенные исследования позволяют совершенствовать диагностику и изучение мотивационной сферы личности, определяют оптимальный подход к организации тестирования и отбора руководителей всех звеньев управленческой системы, непосредственно связанных с реализацией решений. Результаты этих исследований также применимы для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса принятия и реализации руководителями управленческих решений, подготовки и переподготовки управленческих кадров, профессионального развития и самосовершенствования, в педагогической практике при чтении курсов по общей и управленческой психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на проблемных группах, заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, 6-ой конференции молодых ученых "Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века"(19-20 мая 1998года). Материалы исследования использовались в учебном процессе РАГС при Президенте РФ.

Положения,выносимые на защиту: система реализации управленческих решений включает мотивационные механизмы блокирования успешной реализации управленческих решений. С одной стороны, это динамические механизмы блокирования, связанные с реальными объективными трудностями, а также психологическими трудностями (отсутствием волевых качеств, упорства, интеллектуальных возможностей, недостатком профессионализма). При этом рассматривается вопрос превышения требуемых затрат над функциональными возможностями. С другой стороны, складывается содержательно-смысловой механизм блокирования, связанный с недооценкой положительных и недооценкой отрицательных последствий реализации и нереализации принятых решений (отказ сознательный и неосознанный).

Определяется роль и характер контроля за выполнением решения и учитывается наличие и эффективность соответствующих санкций.

Мотивационные механизмы блокирования зависят от более или менее адекватного отражения в субъективной значимости объективных трудностей реализации управленческого решения, а также со значимостью последствий реализации и нереализации.

Стратегии реализации управленческого решения связаны с определенным типом профессиональной деятельности.

При принятии решения по реализации складываются два типа ситуации. Первый тип включает две симметричные ситуации с высокозначимым положительным и отрицательным результатом, когда выполнение решения ведет к высокому позитивному результату и. соответственно, невыполнение решения - к серьезным негативным последствиям, отрицательному результату. Вторая ситуация характеризуется сверхнизкой значимостью результата: выполнение решения ведет к малозначимым последствиям, невыполнение решения - к слабым отрицательным последствиям.

Второй тип включает две несимметричные ситуации. Первый вариант: выполнение решения лает высокозначимый позитивный результат, а невыполнение решения- не имеет серьезных последствий. В другом случае реализация решения не ведет к получению особой выгоды (низкозначимый положительный результат), а нереализация решения приводит к высокозначимым негативным последствиям.

Содержательные характеристики процесса определяются общими последствиями всех типов ситуаций по их результатам. Динамические характеристики процесса определяются на основании затратных характеристик: функциональных (нервно-психической энергии), материальных, временных. При этом значимость ожидаемого результата сопоставляется с затратами. Там, где есть превышение позитивного результата над затратами создаются психологические условия для успешной реализации управленческого решения.

Основное содержание диссертации

Во введении дана общая характеристика исследования, обоснована актуальность, определена научная и практическая значимость работы, сформулированы цели и задачи исследования, определены проблемы и гипотезы, положения, выносимые на защиту. Показана новизна результатов исследования.

В первой главе "Теоретико-методологические основы исследования" в процессе анализа идей и теоретических концепций обосновано и раскрыто содержание основных теоретических положений и понятий, которые используются в диссертационном исследовании.

Успешное решение управленческих задач требует от конкретного человека, управленца высокой продуктивности деятельности. При этом сама эффективная деятельность человека в любой сфере применения его сил предполагает прежде всего достаточно высокую степень мотивации. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и обилием точек зрения на их природу.

Представленная исследовательская работа опирается на оригинальную теорию мотивационной регуляции В.Г. Асеева, который определяет мотивацию как отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных состояний действительности, включая самого человека.

Мотивация в качестве движущей силы поведения человека занимает основное место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. То, что большинство психологов включают в характер (в частности различного рода волевые качества), составляет в основном динамическую сторону мотивационной характеристики личности (в отличие от содержательной стороны). Некоторые из качеств характера являются чисто динамическими характеристиками (устойчивость побуждений, способность переключаться, возможность волевого подавления импульсивных влечений), другие кроме динамической стороны выражают и некоторые содержательные характеристики (дисциплинированность, сознание ответственности, общительность).

Мотивация тесно связана с эмоциями. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру выражают значимые для него моменты и составляют обширную сферу, где разворачиваются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения просто невозможна вне пределов эмоциональной, мотивационно-ценностной сферы.

В данной работе использовались методы интервью, анкетирования для выяснения некоторых особенностей психологических механизмов деятельности.

Вторая глава исследования содержит описание и поэтапный анализ анкетирования и тестирования управленцев. Основными тестами, предложенными для управленцев, были следующие: тест "Мотивация к успеху ", тест "Мотивация к избеганию неудач ", тест "Готовность к риску", методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи", методика "Направленность личности", а также анкета, разработанная автором, содержащая четыре модельные ситуации.

Испытуемым было предложено перечислить основные причины успешной реализации решения и нереализации управленческого решения.

Наиболее часто встречающимися причинами успешной реализации управленческого решения явились следующие:

удовлетворение от самого процесса выполнения

возможность проявить особенности личного стиля в организации решения

моральное признание результатов труда

наличие материального поощрения

желание следовать инструкции

жесткий контроль за выполнением

стремление избежать конфликтов

высокозначимый результат для личной карьеры

нетрудно достичь результата

доказать другим и себе, что можешь сделать это

результат малозначимый, но ступень в карьере

развитие волевых качеств в процессе достижения

Основные причины неуспешной реализации и нереализации:

недостаточное владение профессиональными навыками

стремление избежать перегрузки

отсутствие регламентации и контроля

нехватка времени, общая загруженность

игнорирование требований

отсутствие объективных сопутствующих факторов

недооценка возможностей в контексте задачи

переоценка возможностей личных и коллектива

слишком отдаленные цели

слишком легкая, неинтересная задача

результат важен для других

достижение отнимает много сил и средств

последствия не предсказуемы для общества и исполнителя.

Для решения вопроса действенности мотивации и психологических причин того, почему человек реализует некоторые мотивы и не реализует другие, необходимо было не только зарегистрировать объективную картину того, что делает и чего не делает руководитель, но и сопоставить эту картину с субъективными характеристиками состояния, побуждений, мотивировок, объективных характеристик испытуемых, связанных с их опытом, функциональными возможностями, способностями и актуальными для них потребностями, интересами, социальными побуждениями.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Маркетинговая модель мотивации персонала
О специфике российского маркетинга
К вопросу построения успешно управляемых организаций
Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования
Американская модель профессиональной подготовки менеджеров
Вернуться к списку публикаций