2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями



Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями


Очень часто можно встретить утверждение, что важнейшим мотивом предпринимательства является получение максимальной прибыли. Однако на практике все выглядит несколько иначе. Конечно, без прибыли не обойтись, но она не является главным, единственным побудительным мотивом инновационной предпринимательской деятельности. К основным мотивам следует отнести: заинтересованный творческий подход; стремление к самореализации; ориентация на собственное развитие через осуществление прогрессивных изменений в обществе; ответственность за благополучие семьи, общества и природы; стремление к завоеванию прочных конкурентоспособных позиций на рынке. При этом все эти мотивы основаны на определенной иерархии потребностей. Если отталкиваться от иерархии потребностей американского психолога А. Маслоу [1], то успех инновационной деятельности тем значителен, чем более доминирует в структуре иерархии потребностей самовыражение, после потребности в признании. При доминировании только физиологических потребностей предприниматель, как правило, вообще не занимается инновационной деятельностью, а при доминировании потребности в безопасности и защищенности, он, в лучшем случае, только начинает осознавать необходимость нововведений, рассматривая их как средство защиты от опасностей, и делает первые попытки нововведения.

При этом предприниматель может быть подлинным новатором даже тогда, когда более высокий уровень иерархии потребностей влияет на его поведение и доминирует в системе мотиваций (потребность в признании или самоактуализации) при не полном удовлетворении потребностей более низкого уровня (физиологических потребностей и потребности в безопасности, защищенности). Так как высшие потребности, как правило, направляют поведение предпринимателя-новатора в большей мере, чем низшие потребности, несмотря на их неполное удовлетворение. Но последнее свойственно только новаторам, а в отношении большинства обычных предпринимателей работает закон Маслоу, в соответствии с которым высшие потребности могут направлять поведение бизнесмена лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности.

Если предприниматели в процессе своей деятельности стремятся только к получению прибыли или сохранение устойчивости начатого дела, то они в лучшем случае следуют за новаторами-пионерами, имитируя готовое новшество ради сохранения своей конкурентоспособности. И то это происходит, если эти новшества угрожают устойчивости и снижают прибыльность ранее начатого дела.

В конечном счете, развивая идеи В.А. Ядова, [2] можно выделить четыре группы предпринимателей, исходя из деления новаторов по типам мотивации:

Одну образуют подлинные энтузиасты, пионеры-новаторы, которые из ученых классического типа стали предпринимателями, для которых сам инновационный процесс представляет самоценность, а прибыль лишь средство его поддержания. При этом они могут осуществлять низкорентабельную или бесприбыльную (на уровне окупаемости или даже убыточности) инновационную деятельность.

Вторая, наиболее распространенная группа – это вполне профессиональные и компетентные в науке предприниматели, которые трезво смотрят на жизнь и организацию науки для нововведений. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с прибыльностью предпринимательской деятельности. Для них ценна инновация как инструмент высокой прибыли.

Третья группа инновационного предпринимательства образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных бизнесменов, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре за счет успешного нововведения.

Четвертую группу образуют предприниматели, которые случайно и не по своей воле единственный раз стали осуществлять нововведение для защиты безопасности и устойчивости своего в общем-то традиционного бизнеса. Это новатор-имитатор по принуждению, в противном случае новшества и конкуренция вокруг их реализации делают его бизнес невозможным, а он может перестать заниматься предпринимательством, превратившись в простого наемного работника.

Поведение предпринимателя в инновационной сфере деятельности определяются не только рассмотренными выше потребностями, но и восприятием ситуации предпринимательского климата и ожиданиями, связанными с возможными последствиями выбранного типа нововведения. Это стало основой процессуальных концепций мотивации, отраженных в работах В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера, Р. Гендерсона и др. [3] Именно современные процессуальные концепции в большей степени соответствуют специфике предпринимательства в инновационной сфере и используют мотивационные механизмы, стимулирующие достижение целей и получение удовлетворяющего вознаграждения от успешных нововведений.

Специфически "предпринимательский" характер хозяйствующему субъекту придают особые условия инновационной деятельности. Так, авторитет имеет здесь особое значение, поскольку предпринимателю-новатору нередко приходится преодолевать определенное сопротивление общества, с боем заводить "связи" и выдерживать испытание на прочность. При этом некоторые экономисты, например Й.Шумпетер [4], считают, что когда новатор увлекает за собой своих коллег по работе, то это вовсе не помогает ему лично добиться успеха, а нередко как раз наоборот – затрудняет эту задачу и поэтому это нежелательно для предпринимателя, более того, формирование авторитета и не требует от него никаких усилий. С этим нельзя согласиться, так как в одиночку предприниматель не реализует никаких нововведений, особенно крупных, ему необходимо иметь очень весомый авторитет для формирования своей команды сотрудников как помощников и последователей для достижения успеха нововведения. Более того, формирование такого авторитета требует больших усилий от него лично, т.к. именно собственным авторитетом и своей управленческой командой он должен преодолеть существенное сопротивление общества и выдержать испытание на прочность. Его авторитет и команда – это своеобразный "таран" в отношении сдерживающего консерватизма, косности и инерционности традиционной хозяйственной деятельности большинства людей.

Только в отношении самых мелких и частичных нововведений новатор может обходиться без авторитета и необходимой группы поддержки, т.к. он может достаточно скрыто и незаметно произвести маленькое нововведение, которое ничего принципиально не меняет, чтобы быть замеченным и испытать существенное сопротивление. Тогда его успех будет полностью индивидуально принадлежать только ему и не надо будет делить успех со своими последователями.

Особое значение предпринимательской способности как человеческого ресурса раскрывают американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю, указывая на "четыре взаимосвязанные функции предпринимателя:

1) Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2) Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, т.е. те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

3) Предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4) Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченное им или ею время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов – банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров" [5]. Именно две последних функции и выражают особую суть инновационного предпринимательства.

По мнению С. Жизнина, [6] наиболее важными качествами для человека, готовящегося стать предпринимателем, являются: инициатива, искренность, честность, дружелюбное отношение к другим людям, способность руководить людьми, чувство ответственности, хорошие организаторские способности, решительность, целеустремленность, упорство и настойчивость, творческое начало, готовность идти на оправданный риск, работоспособность, финансовый склад ума. При этом все эти качества должны быть свойственны и предпринимателю-новатору, за исключением финансового склада ума, что компенсируется партнерством с венчурным инвестором. Именно венчурный инвестор своим финансовым складом ума дополняет новатора в процессе финансирования реализации нововведения.

В ходе осуществления инновационной деятельности предприниматель выполняет разнообразные функции, основными из которых являются: определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой; рациональное размещение капитала и средств фирмы; эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов; создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов; контроль за использованием вложенных средств; преодоление косности и рутины во внешней среде предпринимательства; творческое решение нестандартных ситуаций; организация рекламы; формирование имиджа фирмы; контроль за осуществлением сделок и др.

Все перечисленные и другие разнообразные предпринимательские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирование; организация дела; стимулирование персонала; упреждающий контроль и корректировка действий персонала.

Если анализировать деятельность успешно функционирующих в европейских странах предпринимателей, то можно прийти к выводу, что все они придерживаются в своей инновационной деятельности следующих принципов:

- предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный риск;

- "чутье" на потребности рынка;

- железная дисциплина; что касается их самих – они работают больше, чем их сотрудники;

- детальное знание своего дела. Они превосходные технические специалисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;

- умение привлекать хороших сотрудников и предоставлять им достаточно широкие полномочия;

- хорошая мотивация всех сотрудников и поэтому хорошая зарплата. Обычно на таких предприятиях заработная плата сотрудников выше, чем на других предприятиях, а зарплата высокопоставленных сотрудников всегда зависит от успеха работы предприятия. Если сотрудники не в состоянии справиться со своей работой, они немедленно увольняются;

- строгий контроль за соотношением между расходами и прибылью, готовность закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;

- стремление всегда быть лучше своих конкурентов. [7]

Можно с уверенностью говорить о том, что перечисленные принципы раскрывают общую систему предпринимательского поведения и основные черты инновационного предпринимательства.

На основе вышесказанного можно определить инновационное предпринимательство как творческую деятельность деловых людей, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предприниматель-новатор выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории инновационного предпринимателя, так как инновационное предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновационных моментов – будь то производство нового для рынка товара или технологии, смена профиля деятельности или основание нового предприятия, новая организация управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.



[1] См.: Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y. 1954,p.43.

[2] См.: Социальные проблемы и факторы интенсификации научной деятельности / Под ред. В.А. Ядова и Д.Д. Райковой. М., 1992. С.4-5.

[3] См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., 1994.

[4] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С.186.

[5] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М., 1993. С.37-38.

[6] Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как стать бизнесменом. Минск:, 1990. С.7.

[7] Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1991. С.71.







Интересное:


Маркетинговая модель мотивации персонала
Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Концепция предпринимательского управления
Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом в строительстве
Как осуществить стратегию
Вернуться к списку публикаций