2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия



Методические рекомендации исследования конъюнктуры рынка виноделия


Специфика экономических отношений между виноградарством и виноделием региона требует то субъектов взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование виноградарского сырья в перерабатывающей промышленности с целью качественного удовлетворения потребительских требований к винодельческой продукции. Чтобы принять оптимальное управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятиям виноделия необходимо располагать огромными объемами коммерческой информации. Использование информации для определения стратегии поведения на рынке винопродукции, с целью получения наибольшей прибыли, требует разработки соответствующей методики рыночного исследования.

Исследование любого агропродовольственного рынка включает: анализ и прогноз конъюнктуры рынка и анализ особенностей деятельности отдельных его субъектов.

Для начала необходимо определиться с самим понятием “конъюнктура рынка”. Понимание конъюнктура рынка как совокупности складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товара, по нашему мнению, наиболее подходит к оценке рынка винопродукции. Чем точнее знание конъюнктуры рынка, тем меньше хозяйственный риск его участников.

Исследование конъюнктуры рынка состоит из двух основных блоков: изучение общественной конъюнктуры - с отслеживанием и рассмотрением процессов, изменений, происходящих в народном хозяйстве страны, экономического сообщества или мирового хозяйства в целом, анализ основных макроэкономических пропорций и тенденций, всей совокупности отраслей, представленных в рамках выбранного объекта исследований и изучение конъюнктуры отдельного товарного рынка. Исследование конъюнктуры рынка винопродукции включает анализ и прогноз состояния рынка вина на основе системы показателей индикаторов развития рынка.

Мировая практика исследования какого-либо объекта использует систему индикаторов. В экономике индикатор – это экономический показатель, характеризующих изменение состояния исследуемого объекта, отклонение от нормального состояния путем сопоставления его с эталоном или в динамике. Система индикаторов, применяющихся в исследовании конъюнктуры на отдельном предприятии или отрасли, позволяет дать более точное определение состояния объекта исследования.

Для анализа конъюнктуры рынка нами используется система показателей, предложенных в своих трудах экономистами Герчиковой И.Н. и Беляченко И.Н, и сделана попытка, применить ее для исследования регионального рынка продукции виноделия.


Таблица

Система индикаторов конъюнктуры регионального рынка продукции виноделия


Основные направления исследования

Индикаторы, используемые для анализа

Объективные условия функционирования регионального рынка винопродукции

Климатические условия

Экологические условия

Социально-демографические

Общехозяйственная конъюнктура

Индикаторы сельскохозяйственного производства (виноградарства):

- индекс производства винограда;

- объем производства;

- размер площадей, занятых под виноградники;

- урожайность;

- соотношение цен на продукцию, технику, удобрения и т. д.;

- показатели использования техники;

- капитальные вложение.

Индикаторы промышленного производства (виноделия):

- полнота и замкнутость производственного цикла;

- соотношение вторичного и первичного виноделия;

- индекс производства винопродукции;

- динами объема выпуска продукции;

- темпы обновления продукции;

- капитальные вложения;

- производительность;

- рентабельность.

Индикаторы внутреннего и внешнего товарооборота:

- оборот оптовой и розничной торговли;

- индексы стоимости жизни;

- потребительские расходы;

- информация о движении продукции, запасов;

- объем внешней торговли;

- географическое распределение;

- сальдо торгового баланса;

- доля на рынке; Индикаторы динамики и уровня цен:

- индексы оптовой и розничной торговли;

- агрегированный индекс себестоимости.

Индикаторы инфраструктуры рынка

Изучение конъюнктуры рынка виноделия

Индикаторы исследования спроса:

– объем потребления;

– анализ потребительских предпочтений;

– оценка покупательной способности.

Индикаторы исследования предложения:

– оценка конкурирующей продукции;

– доля производителя на рынке;

– структура предложения;

– ценовое предложение;

– инновации.

Тенденции развития рынка:

– динамика и уровень цен;

– производство;

– потребление;

– определение перспектив емкости рынка


Рынок винопродукции является сложной социально-экономической системой, состоящей из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Отсутствие или неразвитость какого-либо элемента (инфраструктура, система регулирования, паритет цен, оптовая торговля и т.д.) приводит к серьезным нарушениям в функционировании экономики.

Формирование такой системы требует соблюдение принципов целенаправленности, комплексности, систематичности.

Целенаправленность означает, что исследуемая конъюнктура рынка и тенденций его развития должны быть тесно увязаны с планируемыми задачами хозяйствующих субъектов системы.

Комплексный подход означает необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка; обязательность его изучения во взаимодействии с общеэкономическими явлениями и рынками сопутствующей продукции; охват всей основной группы факторов внутреннего по отношению к данному рынку характера, оказывающих на него воздействие.

Систематичность наблюдения и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке.

Только при комплексном подходе к анализу можно правильно оценить состояние и основные тенденции развития конъюнктуры. Последняя формируется в условиях взаимного влияния сил, нередко противоположно направленных, и является результатом проявления всех конъюнктурообразующих факторов. Рассмотрение всех факторов в их взаимодействии как единого целого определяет общий результат воздействия и выявляет место и роль каждого из анализируемых факторов в формировании конъюнктуры. Рынок является подвижной системой, но рассмотрение динамических показателей должно дополняться рассмотрением постоянно действующих факторов, которые нередко являются решающими для формирования конъюнктуры. К их числе относятся: государственное регулирование, кредитно-денежная политика, структурные сдвиги в экономике.

Анализ конъюнктуры рынка необходим для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать ее изменения. Применив значение “прогноз”, данное экономистом Пешковой Е.П., к рынку продуктов виноделия можно дать следующее определение: прогноз рынка продукта виноделия есть объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик рынка и их альтернативных вариантах, при условии выполнения сформулированных гипотез, с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения субъекта на рынке.

От прогноза рынка продукции виноделия требуется:

- надежность, научная обоснованность, системность с учетом факторов, которые могут оказать влияние в перспективе;

- воспроизводимость и доказательность, т.е. получение того же результата при повторной обработке данных, в том числе на базе других методов, исключая субъективность;

- альтернативный характер прогноза с четкой формулировкой всех гипотез и предпосылок, положенных в его основу;

- верифицируемость прогноза, т.е. наличие надежной методики оценки достоверности и точности прогноза для возможной его корректировки;

- плановый характер прогноза: прогноз должен быть своевременным и служить целям управления.

Прогноз конъюнктуры рынка товара предполагает возможные изменения в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара. Такое сопоставление позволяет выявить изменения в соотношении между спросом и предложением, определить вероятный объем продаж.

Своевременное и правильное использование прогноза позволяет: во-первых, продавать товар по наиболее приемлемым ценам; во-вторых, маневрировать ресурсами, использовать их в наиболее выгодных направлениях; в-третьих, принимать оперативные меры по расширению (сокращению) производства в случае ожидаемого значительного улучшения (ухудшения) конъюнктуры.

Для краткосрочного конъюнктурного прогноза необходимо учитывать все факторы - от временных и случайных до циклических и нециклических. При этом основное внимание уделяется трем важнейшими элементам рыночного механизма: спросу, предложению и цене, что позволяет проанализировать рынок товара комплексно.

К основной задаче комплексного изучения рынка виноделия, позволяющей определить его общие характеристики, относится анализ и оценка намеченных к производству продукции с точки зрения параметров ее спроса. Это один из наиболее важных и ответственных этапов анализа рынка. Недостаточный или неточный анализ спроса может привести, с одной стороны, к созданию лишних мощностей и их нерациональному использованию, с другой - к созданию мощности предприятия, недостаточной для удовлетворения потребности рынка или не позволяющей оптимизировать масштабы производства.

Анализ рынка продукции виноделия предполагает необходимость определения перспективной потребности в винопродукции в нескольких вариантах, которые различаются между собой прежде всего целью их претворения в жизнь.

Цель желательного (оптимистического) прогноза состоит в определении уровня спроса, который должен быть не меньше максимально доступного в анализируемом периоде. Поскольку в мире не существует каких-либо медицинских или иных рациональных научно обоснованных норм потребления алкогольных напитков, которые могли бы условно определять спрос, за норму спроса принимается максимально достигнутых уровень реализации вина, шампанского и коньяка на душу населения. На дальнейший период спрос прогнозируется с использованием нормативного метода, то есть принятую норму величины спроса на вино, шампанское и коньяк в расчете на одного человека умножают на прогнозируемую численность населения региона.

Цель пессимистического прогноза – выявить возможные результаты развития отрасли при продолжении существующих негативных тенденций, характеризующихся снижением спроса на винодельческую продукцию. Для этого используют трендовую модель прогнозирования на основании базовых данных ряда лет.

Цель возможно достижимого (математического) прогноза – определение уровня спроса в случае, если он будет формироваться на основе положительных тенденций в условиях поступательного развития спроса.

Проводя исследование важно оценить структуру ожидаемой продажи винопродукции в отдельные годовые отрезки времени, так как реализация винопродукции носят сезонный характер. Кроме нормативного метода, используемого при прогнозировании емкости рынка, можно использовать и экстраполяционные методы. К наиболее точным экстраполяционным методам относятся модели временных рядов Дженкинса-Бокса.

Очевидно, что представленный перечень далеко не исчерпывает все виды и разнообразие методов, используемых в процессе исследований. Среди методов, применимых для прогнозирования конъюнктуры рынка винопродукции, наиболее эффективными являются: экстраполяция, экспертные оценки, корреляционно-регрессионный анализ, балансовый метод. Весьма широкое распространение при прогнозировании конъюнктуры рынка получил метод экспертных оценок "Дельфи".







Интересное:


Подготовка менеджеров во Франции
Бизнес-планирование как форма экономического управления
Процесс подготовки менеджеров во Франции
Конфликт как существенная характеристика социальных взаимодействий в условиях инноваций
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Вернуться к списку публикаций