2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков



Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков


При определении структуры товарного рынка необходимо учесть не только количество фирм, действующих на данном рынке, но и их сбалансированность но размеру, объему производства товарной продукции, масштабу производственных площадей, числу занятых работников. Считается, что рынок, на котором присутствует небольшое количество равномерно сбалансированных фирм наиболее благоприятен для развития устойчивой конкурентной среды.

Расчет базовых показателей общего объема производства (поставок) и общего объема реализации в основном осуществляется в натуральной форме за отчетный период по каждому виду товара за вычетом излишков готовой продукции, оставшейся на складе. Но для взаимозаменяемой продукции часто отсутствует единый натуральный показатель. В этом случае используется стоимостное выражение показателя.

Расчет объема (емкости) товарного рынка имеет в статистике и науке многовариантный характер. Во-первых, данный показатель определяется с помощью многофакторной модели спроса и может быть выражен формулой

Е= (Si r Эх)+Р-(Н-Иф-Им)-А-С,

где Е - емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);

Si - численность i-группы потребителей;

r - уровень потребления в базисном периоде ;

Эх - коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;

Р - объем нормального страхового резерва товаров;

Н - насыщенность рынка ( объем товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве населения);

Иф - физический износ товаров;

Им - моральный износ товаров;

А - альтернативные рынку фирмы удовлетворения потребностей (натуральное хозяйство, черный рынок и т.д.);

С - доля конкурентов на рынке.

Данный вариант расчета достаточно трудоемкий и используется в основном в общегосударственной статистике и маркетинговых разработках фирм.

Во-вторых, объем (емкость) рынка определяется в разрезе предложения товаров на локальных рынках. В этом случае количественной характеристикой объема товарного рынка (V рынка) является общий объем реализации товара или оказанных услуг всеми поставщиками на конкретном рынке в стоимостных или натуральных показателях


объем (емкость) рынка определяется в разрезе предложения товаров на локальных рынках

где Vi - объем реализации товара или оказания услуг конкретным поставщиком ;

n - количество поставщиков товара на конкретный товарный рынок.

Третий этап "дифференцированный" анализ. На данном этапе исследования, используются дифференцированно различные показатели по отношению к каждому конкретному товарному рынку по мере необходимости. Каждый из них дополняет характеристику общей ситуации на товарном рынке: конкурентоспособности, финансовой устойчивости предприятий, степени доминирования хозяйствующих субъектов на рынке, применения монопольных цен и т.д. Допустим, если на товарном рынке действует олигополия, то кроме основных показателей концентрации (GR, НH1) рассчитываются дополнительные (индекс Линда и доля крупнейших хозяйствующих субъектов по численности занятых и по стоимости основных производственных фондов), определяющих границы олигополии и степень неравенства между доминирующими предприятиями. Таким образом, на основании показателей третьего этапа делаются выводы о характере монополии, действующей на товарном рынке, а значит и о типе конкурентной среды.

Наиболее важными для исследования рыночной ситуации являются показатели доли на рынке доминирующих предприятий и концентрации рынка (коэффициент концентрации GR и индекс Герфиндаля - Гиршмана НН!). Доля хозяйствующего субъекта на конкретном товарном рынке (DI) определяется как отношение объема поставленной (реализованной) им на рынок товарной продукции к объему рынка, определенному на втором этапе:

Di = Vi / Урынка,

где Di - доля рынка конкретного хозяйствующего субъекта ;

Vi - объем реализованной продукции или оказанных услуг на рынке одним хозяйствующим субъектом.

Таким образом, в результате дифференцированного анализа каждого из товарных рынков, проведенного на третьем этапе выстраивается структура товарного рынка в целом и делается вывод о его характере (конкурентный или монополизированный). Но, на наш взгляд, вывода о том является рынок конкурентным или монополизированным недостаточно для применения мер по его демонополизации.

Необходима еще качественная оценка состояния товарного рынка. Эта задача решается на следующем четвертом этапе контурного анализа.

Четвертый этап - качественный анализ. На данном этапе дается качественная характеристика рынка, которая заключается в определении степени монополизации, а также возможности развития конкуренции и устранения входных барьеров на рынок. Здесь предлагается три показателя: наличие конкурирующих хозяйствующих субъектов на рынке, степень открытости товарного рынка и стадия развития рынка. Данные показатели являются аналитическими, т.к. основаны на расчете многих других показателей предыдущих этапов. Поэтому они гораздо объемнее по своему содержанию. Качественные показатели дополняют количественные и тем самым дают более полное представление о структуре товарных рынков. Так, показатель наличия способных конкурировать друг с другом предприятий (отечественных и зарубежных) на одном рынке определяет состояние развития конкурентной среды на данном товарном рынке в целом.

Показатель степени открытости рынка, т.е. доступности для потенциальных конкурентов достаточно емкий по своему содержанию. Он включает и выявление входных барьеров для новых фирм. Под барьерами входа на рынок в экономической литературе понимаются любые факторы и обстоятельства правового, экономического, организационного, технологического и финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок. Классификация входных барьеров в существующих методических пособиях представлена по-разному.

Для качественной характеристики важен и такой показатель, как определение стадии развития рынка. Данный показатель обусловлен уровнем состояния жизненного цикла товара, определяемым темпом роста (снижения) его продаж. В современной экономической литературе выделяется четыре этапа развития жизненного цикла товара или товарной группы: 1) этап выведения на рынок (зарождения); 2) этап роста; 3) этап зрелости; 4) этап упадка. Каждому из них может соответствовать определенная стадия развития товарного рынка.

Таким образом, четвертый этап дополняет характеристику товарных рынков новыми качественными аспектами и подводит весь предшествующий анализ к завершающему этапу исследования качества конкурентной среды.

Пятый этап – интегральный анализ. На данном этапе интегрируются все предшествующие показатели и выводятся уровневые величины, завершающие в целом характеристику товарных рынков. На пятом этапе анализ отличается использованием экспертных и альтернативных оценок, обзоров описательного характера, применением ориентировочных характеристик и косвенных расчетов, логических выводов. Именно на этом этапе делаются выводы о прогнозе развития рыночной ситуации и о методах ее регулирования- Фактически это можно представить в виде сводной таблицы. Таким образом, контурный анализ охватывает практически все основные количественные и качественные показатели, характеризующие уровень монополизации товарных рынков и тем самым дает возможность представить структуру рынка в целом. Заключительный этап делает возможным и построение различных компьютерных моделей для более наглядного представления о структуре товарных рынков.

Сделаем общие выводы:

- во-первых, и методология, и методики определения структуры товарных рынков в России и на ее территориях находятся в стадии становления;

- во-вторых, специальная информационная база для адекватных расчетов пока отсутствует, поэтому сегодня применим лишь метод контурного анализа;

- в-третьих, исходные методологические посылки для анализа товарных рынков можно частично заимствовав из прошлого России и зарубежного опыта.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Влияние организационно-экономических и технологических факторов на организацию товародвижения строительных материалов
Требования к психологическим качествам современного лидера
Руководство организацией в период перемен
О специфике российского маркетинга
Вернуться к списку публикаций