2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков



Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков


Целью современных методик анализа товарных рынков территорий является измерение важнейших параметров и показателей состояния конкурентной среды и уровней их монополизации. С 1993г. ГКАП РФ и его территориальные управления ведут разработку и апробацию различных вариантов таких методик. В процессе разработок программ для демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках начала постепенно выстраиваться и методика анализа конкурентной среды.

Прежде чем дать описание этой методики, поясним термин контурный анализ. Контурный анализ - это термин, который используется для исследования конкурентной среды и товарных рынков, т.к. он наиболее подходит в качестве метода изучения их современного состояния по следующим причинам:

а) конкурентная среда имеет очертания, определяемые географическими контурами;

б) конкурентная среда - это иерархия контуров отраслей, подотраслей, входящих в них предприятий, элементов рыночной и социальной инфраструктуры;

в) конкурентная среда в настоящее время в общепринятых мировых методиках измеряется при помощи своеобразных “контурных” показателей (степень концентрации рынка - высокая, умеренная, низкая; уровень развития конкурентной среды - развита, не развита);

г) конкурентная среда по своим параметрам столь многоаспектная, что степень ее развития в теории, и в практике различных стран измеряется при помощи отбора и расчета важнейших показателей, фактически характеризующих только ее контуры.

Контурность количественных и качественных оценок состояния конкурентной среды в России и ее регионах связана и с недостатком развития информационно-статистичсской базы. Эго находит выражение в ряде моментов. Во-первых, отсутствует полная информация о внутренних и внешних хозяйствующих субъектах, действующих на товарных рынках. Во-вторых, используемые формы статотчетности нуждаются в модернизации с учетом усложнения рыночных зависимостей. В-третьих, изучение среднесрочных и долгосрочных тенденций совокупного спроса и совокупного предложения в регионах осложнено тем, что прошло не слишком много времени с начала рыночных преобразований. Сказывается и неравномерность протекания этих сложных процессов на различных территориях.

Современные товарные рынки территорий по-прежнему базируются на воспроизводственной структуре экономики, сложившейся в годы советской власти и ранее. Реструктуризация региональных народнохозяйственных комплексов находится на начальной стадии. Всем этим объясняется сохраняющийся высокий уровень монополизма и недостаточное развитие конкурентной среды.

Исходя из сказанного, можно сформулировать цель методики контурного анализа товарных рынков территорий. Данная цель заключается в разработке определенных контуров самой методики в виде системы блоков, представляющих собой алгоритм конкретных действии Эти последовательные действия предполагают решение следующих задач структурного характера:

1) составить перечень прежних и новых предприятий, номенклатуры и объемов их продукции для уточнения отраслевой и подотраслевой структур региона;

2) представить перечень основных групп товаров производимых на предприятиях, дать количественную характеристику каждой товарной группы и количество конкретных товарных рынков региона;

3) изучить структуру каждого товарного рынка по систематизированному перечню показателей, применяемых в мировой и отечественной практике для определения уровня монополизации;

4) осуществить количественную и качественную оценку состояния конкурентной среды на конкретных товарных рынках региона;

5) дать интегральную характеристику конкурентной среды региона на основе системы уровневых показателей.

Последовательность решения названных задач и их взаимосвязь адекватна составленному нами следующему алгоритму: уточнение отраслевой структуры региона – определение важнейших товарных групп и товарных рынков региона – изучение уровня монополизации каждого товарного рынка – оценка параметров конкурентной среды товарных рынков – интегральная характеристика регионального рынка.

Представленный алгоритм позволяет:

-кратко выразить взаимосвязь решаемых задач;

-визуально представить очередность действий и их временную последовательность.

Наряду с последовательностью блоков данный алгоритм может носить и интерактивный характер, т.е. каждый этап обуславливает последующий, а их завершение или не завершение предполагает возобновление нового цикла действий в процессе мониторинговых исследований.

В целом контурный анализ конкурентной среды - это система, состоящая из пяти этапов анализа, характеризующих уровень развития конкурентной среды на товарных рынках. Каждый этап, как отмечалось выше, решает определенную задачу и включает в себя группу показателей, обусловленных определенными критериями. В результате расчета каждого отдельного показателя решается конкретная промежуточная задача.

Перед тем как дать подробную характеристику содержания контурного анализа отметим, что невозможность построения абсолютно точной модели исследования товарных рынков отмечалась не раз в существующих методиках, но последовательного изложения этапов анализа (шаг за шагом) еще не предлагалось.

Охарактеризуем этапы анализа состояния товарных рынков более подробно.

Первый этап -исходный анализ. Суть данного этапа определить:

а) количество предприятий, действующих на региональном рынке;

б) какую продукцию, и в каких количествах производит каждое из предприятий;

в) место расположения данных предприятий, а также вид собственности, к которому они относятся.

Эти показатели важны для определения географических границ и структуры товарных рынков. Необходимая информация на данном этапе собирается из статистических сборников Комитета государственной статистики.

В результате исследований первого этапа методикой уточняется отраслевая и подотраслевая структуры регионального рынка, которые могут быть представлены как в виде таблиц, так и в виде круговых диаграмм. Далее проводится дифференциация отраслей и подотраслей региона по критериям экономической и социальной значимости, а также по их доле в структуре экономики.

Таким образом, на первом этапе, учитывая требования данной методики, анализируются в основном сводные показатели, которые дают общее представление о региональном рынке и определяют дальнейший ход исследования.

Второй этап методики контурного анализа - базовый. На данном этапе выделяются товарные группы и рассчитываются основные показатели, определяющие структуру конкретных товарных рынков. В дальнейшем именно на их основе определяются последующие показатели. Поэтому, на наш взгляд, данный этап является базовым.

Первоначально на этом этапе составляются перечни товарных групп, включающие в себя однородные или близкие по потребительским свойствам товары и их субституты. Такая группировка товаров определяет товарные границы конкретных товарных рынков. Определение товарных групп производится в соответствии и с номенклатурными нормами, а также с методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков Товарных рынков в регионе может быть столько, сколько выделено товарных групп. При большом количестве товарных рынков задача их анализа становится практически невыполнимой. На сегодняшний день зачастую на изучение товарных рынков тратится так много сил и времени, что в конечном итоге, оказываются ненужными многие исходные данные. Поэтому для экономии трудовых, временных и финансовых затрат целесообразно выделить приоритетные группы рынков. Ранжирование групп проводится соответственно существующим методическим рекомендациям. По нашему мнению его можно провести используя следующие критерии:

- социальная значимость товаров, работ и услуг для производства или населения;

- дефицитность товаров, работ и услуг;

- конкурентоспособность (в т. ч. потенциальная) товаров, работ и услуг на внутреннем и мировом рынках;

- принадлежность товарной группы к приоритетам структурной политики государства и регионов.


Как критерий при ранжировании товарных групп можно использовать и показатель количества основных производителей в каждой группе. Но в данной методике с помощью данного показателя определяется еще и характер конкурентной среды. Так, если на одном товарном рынке действуют два или менее основных хозяйствующих субъекта, то это свидетельствует о наличии монополии или олигополии.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Как осуществить стратегию
Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли
Выбор стратегии изменения
К вопросу построения успешно управляемых организаций
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Вернуться к списку публикаций