2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период



Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период


Основные направления формирования вертикально-интегрированных комплексов в переходный период

В данном разделе определяются подходы к трансформации управленческой вертикали в нефтяных компаниях и увязывания ее с общегосударственными интересами – с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также переходной экономики.

Анализ процессов реформирования нефтяной отрасли позволил выявить многочисленные проблемы, которые оказались связанными с вопросами управления и внешнего регулирования деятельности, с просчетами в области государственной политики. Следует отметить, что перемены в ней начались первыми и смогли стать наиболее глубокими: они состояли в демонополизации и акционировании собственности с широким привлечением частного и банковского капитал; здесь были отработаны и апробированы новые модели организации и управления. В результате приватизации государство перестает быть основным владельцем контрольного пакета акций и теряет правовую основу для прямого участия в финансовых и производственных операциях, в его ведении остается лишь трубопроводный транспорт, и одновременно создаются предпосылки для развития конкуренции в области нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения.

Сложности переходного периода и несовершенство правовой базы, в том числе в области недропользования, подводят к необходимости создания более крупных хозяйствующих субъектов – вертикально-интегрированных нефтяных компаний, имеющих форму «мягкого холдинга», в рамках которых осуществляется объединение производственных циклов в единой управляющей системе и одновременно становится возможным осуществлять контроль над деятельностью всей отрасли.

Но впоследствии те же самые причины подвигают ВИНК к расширению своих внешнеэкономических связей, к приобретению большого сходства их деятельности с ТНК. Процесс же государственного регулирования, как было установлено ранее, оказался далеко не эффективным, тем более, что при создании ВИНК государство стремилось удовлетворять свои интересы, в том числе, рассчитывало с их помощью пополнять государственную казну, что уже могло вступать в противоречие с интересами нефтяных компаний.

Но расширение финансовых операций за рубежом, прежде всего, должно было означать уменьшение возможностей использования средств на нужды собственного общественного развития. ВИНК также начинают выходить из-под контроля государства и даже оказываются способными влиять на проведение государственной политики. Помимо того, негативные изменения замечаются в организационном построении и управлении деятельностью самих ВИНК – последнее приобретает «традиционный стиль» советского управления, с той лишь разницей, что роль государства здесь выполняют сами ВИНК.

В результате проявляется настоятельная потребность в усовершенствовании системы управления и регулирования их деятельности, в увязывании корпоративных и общегосударственных интересов, где следует учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт, особенности переходной экономики. Необходимой становится и тщательная проработка государственной политики.

Управление деятельностью нефтяных компаний предложено осуществлять с помощью разработки стратегии ее развития, причем основной ее целью в условиях нестабильной рыночной среды следует признать достижение устойчивого развития. Цель предполагает согласование сроков ее реализации: в зависимости от этого могут быть задействованы различные ресурсы, и разными оказаться результаты. Характер же текущей деятельности могут определять задачи, которые формулируются в раскрытие цели.

Из опыта экономически развитых стран – проведения антимонопольной политики, прежде всего, должен быть заимствован подход к осуществлению более жесткого контроля в отношении согласования стратегической цели с общегосударственными интересами.

В рамках государственного регулирования, со ссылкой на зарубежный опыт, вместо «потолка цен» предлагается использовать «стандарт обслуживания», как более действенный и в то же время рыночный механизм защиты прав граждан. Представляется целесообразным также осуществлять контроль и над самой управленческой деятельностью – для устранения возможности естественных монополий увеличивать собственные издержки.

Именно для наилучшего увязывания деятельности компаний с общегосударственными интересами может потребоваться усовершенствование действующего законодательства, проводимой политики, прежде всего в области налогообложения, так как она становится основным тормозом к развитию ВИНК и влияет на их переориентацию в сторону мирового рынка. Мировой опыт свидетельствует, более успешной она может быть не только при большей прозрачности и гибкости, но и при ее ориентации на прибыль, а не на доходы, и если при этом учитывается необходимость поддержания высокого уровня инвестиционной и деловой активности.

Государство должно отказаться от жесткой регламентации всех аспектов экономической и социальной жизни общества, от использования прежних методов диктата как в отношении производителей, так и рядовых граждан, перейти к иным формам регулирования и контроля, при которых, в частности, интересы и потребности ВИНК не только не ущемлялись бы, но и могли обеспечивать эффективное и согласованное развитие их самих и общества в целом. Последнее актуализируется большой значимостью ее продукции для российской экономики. Необходимость использования административных мер при этом ни в коей мере не отрицается, но они должны направляться на развитие рыночных отношений и дополняться использованием рыночных механизмов. Российская система регулирования деятельности естественных монополий наконец-то должна перестать быть «закрытой на развитие».

Потребуется также обращать более пристальное внимание и на совершенствование внешнеэкономической и инновационной политики, что диктуется происходящими изменениями на мировом рынке. При этом, для повышения эффективности государственной политики в целом, она должна строиться согласованной по всем ее направлениям.

Заключение

Ввиду сохраняющейся важности нефтяной отрасли для экономического и социального развития российского общества проблема усовершенствования организационного построения ВИНК и отыскания новых форм вертикальных связей, как внутренних, так и внешних по отношению к компаниям приобретает особую значимость. Учитывая же некоторое «опережение» процессов проведения реформ в данной отрасли, эта проблема становится значимой и для российского общества в целом. Именно поэтому, как мы считаем требуется дальнейшее исследование представленных в работе вопросов с привлечением разнообразных специалистов и методов исследования. В данной работе мы только наметили эти вопросы, обозначили основные тенденции при образовании новых промышленных образований.


Мерзляков С. В. Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период. М., МГАПИ, 2000г. 17 стр.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Начальная подготовка предпринимателей
Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли
Концепция прогноз-стратегия-план как основа процесса реформирования системы планирования
Корпоративное управление в России - тенденции и закономерности развития
Некоторые аспекты совершенствования управления экономическими системами
Вернуться к списку публикаций