2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период



Проблемы управления вертикально-интегрированными комплексами в переходный период


Настоящая работа посвящена основным теоретико-методологическим вопросам реформирования вертикальных связей в отечественной промышленности, исследуются экономические и административные регуляторы рыночной экономики в индустриально развитых странах, анализируются основные направления формирования вертикально-интегрированных комплексов в переходный период

Введение

Процесс реформирования отечественной промышленности, ее отраслевых комплексов обусловил разрушение многих социально-экономических связей, вертикали управления и активизировал поиск новых форм организации и управления производством с учетом неустойчивости формирующейся рыночной среды.

Эти проблемы наиболее остро проявились в нефтяной промышленности, где рыночные преобразования начались одними из первых и сумели достичь определенных успехов. В ходе реструктуризации данной отрасли, которая может быть отнесена к имеющим важное стратегическое значение для экономического и общественного развития нашей страны, произошло формирование вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих комплекс предприятий по добыче, переработке и нефтепродуктообеспечению.

Эти компании имели форму «мягкого холдинга», позволяющую, с одной стороны, обеспечивать устойчивость их функционирования и развития в условиях переходной экономики, при которых объективно существовали большие сложности. А с другой – по целому ряду причин здесь начали проявляться иные проблемы, в результате чего не только снижается эффективность их деятельности, но и образуется явное рассогласование между интересами компаний и общегосударственными интересами.

К таким причинам, помимо самого переходного периода, следует отнести непроработанность новых механизмов управления производством, а также принципов государственного регулирования деятельности предприятий, относимых к естественным монополиям, непродуманность проводимой государственной политики.

В итоге становится возможным наблюдать переход ВИНК от «мягких» к более жестким формам управления деятельностью, когда дочерние компании лишаются самостоятельности даже в области ведения своей хозяйственной деятельности. И тогда вертикаль корпоративного управления начинает приобретать «традиционную» форму государственного управления, свойственную «советскому» периоду, с той лишь разницей, что роль государства начинают выполнять сами ВИНК.

Одновременно вследствие несовершенства экономико-правовой среды, в том числе налогового законодательства, таможенного режима и ФЗ «О естественных монополиях», на основании которого, в частности, осуществляется государственное регулирование деятельности нефтяных компаний, создаются предпосылки для расширения ими своих финансовых операций за рубежом, а их деятельность все больше приобретает характер транснациональных компаний.

С одной стороны, создание ВИНК происходило при содействии государства, которое при этом стремилось к удовлетворению стратегически важных интересов, в том числе, крупные компании топливно-энергетического комплекса могли служить главным источником поступления финансовых ресурсов в государственную казну; на них планировалось переложить и большую часть налогового бремени, которое в условиях переходного периода имеет тенденцию к росту. Образование же ТНК было способно обеспечить для страны более активную роль в мировом сообществе.

А с другой стороны, таким образом уменьшались возможности использования средств на нужды отечественного развития, на улучшение технико-технологического обеспечения как данной отрасли, так и всей экономики в целом; к тому же это снижало эффективность проведения реформ. Помимо того, государственные интересы начинали вступать в противоречие с интересами компаний, и ВИНК под влиянием острых проблем переходного периода и несовершенного законодательства начинают обретать все большую независимость от регулирования и контроля их деятельности – в интересах всей страны.

Несмотря на ее обоснованную актуальность, на современном этапе проведения реформ, данная проблема относится к малоизучаемым. Тем не менее, в некоторых публикациях может быть найдено освещение отдельных ее аспектов [1].

При проведении данного исследования, в соответствии со ставящимися задачами, потребовалось провести анализ общих проблем реформирования отраслей промышленного производства. Наибольшую помощь при написании работы оказали следующие: [2]

Особое внимание было уделено проблемам государственного регулирования деятельности естественных монополий, что, по мнению автора, могло послужить основным тормозом при проведении реформ и в процессе оздоровления национальной экономики. Первостепенный интерес здесь представляли работы [3], которые помогли отыскать решения на поставленные исследовательские задачи.

Анализ государственного регулирования деятельности естественных монополий, осуществляемого с помощью соответствующего федерального закона, позволил прийти к выводу о необходимости как о сохранении прежних принципов управления, присущих эпохе тоталитаризма, так и заимствования зарубежного опыта, который не получил должной адаптации в сложных условиях переходного периода.

Это актуализировало более внимательное изучение зарубежного опыта, в том числе позволило найти особенности соотношения административных и экономических методов регулирования в индустриально развитых странах, их динамику и направленность, соответствующую требованиям общемирового развития, что автору показалось важным использовать в проведении реформ в отечественной практике. [4]

В своей работе мы поставили себе целью исследовать вопросы совершенствования управленческой вертикали в нефтяных компаниях в условиях переходной экономики и нахождение путей повышения эффективности государственного регулирующего воздействия на их деятельность. В развитии этой цели были поставлены ряд важных задач и прежде всего: выявить основные проблемы, возникающие в процессе реформирования отечественной промышленности и при построении новой системы вертикальных связей в условиях неустойчивой рыночной среды; проанализировать специфику административного управления отраслями в дореформенный период и возможности его проявления в период рыночных реформ; изучить особенности соотношения экономических и административных методов регулирования деятельности естественных монополий и всего общественно-экономического развития в зарубежной практике; определить подходы к трансформации управленческой деятельности в сложных условиях переходной экономики, с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Теоретической и методической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных авторов в области управления экономической сферой, в том числе на этапе формирования рыночных отношений и их воздействия на общественное развитие. Автор придерживался той точки зрения, активно разрабатываемой в научной литературе, что только при сочетании особого рода государственного управления и сохранения рыночных отношений можно успешно решать проблемы развития рыночной экономики.

Исследование опиралось на материалы из официальных источников и научных публикаций, анализ действующих законодательных актов, экспертные заключения, а также личные наблюдения автора и длительный опыт работы в нефтяной отрасли, в одной из вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

Необходимо отметить, что в ходе исследования были получены ряд интересных материалов и выводов. В частности, определены объективные предпосылки образования вертикально-интегрированных компаний в условиях реформирования отечественной экономики. Обосновано несовершенство современной отечественной государственной политики в области регулирования деятельности естественных монополий, показано, что государство по прежнему сохраняет за собой функции представителя интересов и производителей и потребителей. Кроме того было углублено содержание и уточнены функции государственных органов, а также принципы государственного управления экономикой в условиях становления рыночных отношений в связи с образованием новых форм промышленных объединений. В работе был разработан и более четко определен подход к совершенствованию управленческой структуры вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) в нестабильной рыночной среде, обоснованы методические подходы к ценообразованию: предложено вместо «потолка цен» использовать «стандарт обслуживания» как более действенный рыночный механизм защиты, позволяющий осуществлять защиту прав потребителей и обеспечивать более эффективную экономическую политику.

Мы полагаем, что результаты данной работы заключается в том, что разработанные в диссертации подходы к управлению и регулированию деятельности могут быть использованы в рамках самих вертикально-интегрированных компаний, в других отраслевых комплексах, в области государственного регулирования социально-экономического развития российского общества.



[1] Мухин В. Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании: проблемы управления. // Вопросы экономики. 1998. № 1. С. 148-159; Ефимов А.В. Налогообложение в нефтяной отрасли / Фин. акад. при Правительстве РФ Каф. «Налоги и налогообложение». М., 1999. 118; Шафраник Ю.К., Крюков В.А. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. О формировании комплексной системы недропользования при вовлечении в оборот ресурсов углеводородного сырья в условиях переходного периода. М.: ОАО Изд-во «Недра», 1997. 265; Шаронов А.В. Этапы, особенности и основные параметры приватизации в отраслях топливно-энергетического комплекса России. М.: Диалог МГУ, 1999. 15.

[2] Горькова Т.Ю. От монополизма к рынку. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1993. 137; Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности. // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 99-119; Лайко М.Ю. Организационно-экономический механизм управления производственными комплексами в современных условиях / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. М., 1999. 194; Кураков Л.П. Основа стабильности – гармонизация социально-экономических отношений // Регионология. Саранск, 1994. № 1. С. 38-48.

[3] Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 137-146; Окрепилова И.Г. Монополии и антимонопольное регулирование в России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 228; Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: Науч.-практ. пособие. Б.м., 1999. 208; Проблема монополии в переходной экономике / Экономические и социальные проблемы России: Сб. труд. Ин-та науч. информ. по обществ. наукам РАН / Отв. ред. И.Г. Минервин. М., 1999. 170; Крейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике // Вопросы экономики. 1999. № 8. С. 64-80.

[4] Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 28-39; Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах: Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1992. 38; Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении // Пер. с англ. М.: СП «Бук Интернейшнл», 1994. 377; Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М.: Наука, 1997. 271.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятия и сущность механизма товародвижения в условиях рыночных отношений
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
О специфике российского маркетинга
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Особенности ассортимента строительных материалов и их влияние на организацию кооперативной торговли
Вернуться к списку публикаций