2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента



Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента


По оценке специалистов, первым шагом к оптимизации современного менеджмента, повышению эффективности деятельности предприятия должна стать автоматизация планирования и управления материальным и информационным потоками. Это становится все более очевидным с широким использованием интеграционных свойств коммуникационных систем, применением Internet и Web-технологий. Все более насущной становится проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует оперативному внесению изменений как в построение, так и в реализацию хода производственных процессов и товародвижения. Возрастает значение полноты и своевременности информации о результатах деятельности смежных производственно-сбытовых систем для нормального функционирования каждого предприятия, объединенного общим потоком материальных и финансовых ресурсов.

Широкий доступ для всех сотрудников и внешних партнеров к имеющейся релевантной информации должен обеспечить устойчивую связь процессов снабжения, учет потребностей производства, удовлетворение имеющихся заказов на готовую продукцию. В этих условиях разрыв информации или ее неоперативное поступление могут привести к нарушению снабжения предприятия определенного вида ресурсами, сбоям в производственном процессе, снижению качества обслуживания потребителей. Сегодня преуспевают те компании, которые в состоянии быстрее всех собрать и обработать достоверную информацию (о состоянии финансов и складов, о движении материалов, о ценах у конкурентов и т.д.) и, проанализировав ее, принять то или иное решение, чтобы не отстать и сыграть на опережение.

Пример западных компаний показывает, что современные информационные технологии управления дают три серьезных преимущества. Это (1) снижение издержек за счет оптимизации бизнес-процессов, в том числе «сжатия» их во времени, (2) гарантированное выполнение заказов в нужном объеме и в нужные сроки, (3) обеспечение качества продукции через качество производственных и управленческих технологий.

В ближайшем будущем решающее влияние на экономические процессы будут оказывать компьютерные информационные технологии, создающие новое пространство для бизнеса (eBusiness). Автоматизация, всеобъемлющее программное обеспечение, глобальные информационные сети кардинально меняют все звенья цепи от производства к потреблению. Производители получают новые эффективные рычаги управления, позволяющие значительно снизить издержки, а потребители приобретают неограниченный доступ к информации, что способствует реализации их интересов.

Подчеркивая самостоятельное значение для эффективного функционирования предприятия управления информационными потоками и ресурсами, многие специалисты выделяют особую, информационную логистику.

Задача информационной логистики - связывание воедино всех информационных потоков, входящих в организацию и исходящих из нее, обеспечение детальной информации для оптимизированного текущего и перспективного планирования, информационная поддержка стратегического управления производством.

Современной экономике свойственна высокая степень неопределенности конъюнктуры, перманентности продуктивных, технологических и организационных инноваций. Конкурентоспособность корпораций стала все большей степени зависеть от их способности генерировать и воспринимать новые идеи и воплощать их в форме новых продуктов, технологий, управленческих решений.

Значительно возрастает связь и взаимодействие всех элементов и блоков экономических систем, деятельность которых требует пространственно-временного согласования множества воспроизводственных процессов (производства, сбыта, материально-технического обеспечения, транспортно-экспедиционного, коммуникационного и информационного обслуживания, материальных, товарных и денежных потоков). Наступает новый этап исторического развития, когда системный подход и синергия начинают преобладать над индивидуальными и групповыми интересами и становятся определяющими при решении всех проблем функционирования и развития экономических систем разного уровня [1].

* * *

Технический прогресс (создание новых технических средств, новых технологических способов производства, расширение взаимозаменяемости ресурсов) увеличивает количество возможных управленческих решений нацеленных на увеличение производственно-экономических результатов. Однако нахождение оптимального варианта, особенно в условиях сокращения времени на поиск решения при ускорении темпов изменения структуры производства и конъюнктуры рынка, возможно только если оно базируется на серьезной методической и методологической базе. Это определило появление нового направления в менеджменте; сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всего воспроизводственного производственно-коммерческого цикла [2], которая получила название логистического управления.

Логистический менеджмент в фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей организации [3]. Такие функции бизнеса, как снабжение, производство и сбыт, получают новый импульс за счет совершенствования управления цепями поставок (supply chain management), что позволяет минимизировать складские запасы и транспортные расходы; бригадные методы производства стимулируют передачу значительной части ответственности и принятия решений непосредственным исполнителям (lean production); управление всеми аспектами качества (total quality management) означает распространение ответственности за качество на все звенья и этапы процесса производства товаров и услуг и доведения их до потребителя.

Понимание того, что во взаимосвязанной цепочке «снабжение-производство-сбыт» отдельные части этого целого (их целевые установки) находятся в противоречии друг к другу, дает еще одно основание для существования логистики. Закупка сырья и материалов предназначена для полноценного обеспечения основного производства, однако целью является максимальное сокращение запасов и расходов на их приобретение и хранение. Производственные подразделения заинтересованы в наращивании мощностей и полной загрузке оборудования, при этом возникает необходимость увеличения складских площадей под запасы сырья и полуфабрикатов, выпуска продукции крупными партиями с соответствующими складскими запасами готовых изделий, но в этом случае производство ориентировано не на клиента, который в обязательном порядке требует учета его разнообразных и динамично меняющихся интересов. Как следствие, менеджмент, основанный на логистических принципах, на каждом этапе цепи «снабжение-производство-сбыт» реагирует преимущественно на цели других (смежных) сфер, определяя свою роль как нахождение некоего компромисса между противоречивыми целями агентов в комплексной цепи материалодвижения.

Профессор Джеймс Р.Сток предостерегает от опасности замыкания в рамках традиционных представлений, когда предмет логистики ограничивается только движением и хранением продуктов с момента их изготовления до момента их потребления, с одной стороны, а также изучением приемов и методов, с помощью которых деятельность в сфере логистики (т.е. перевозки, хранения и снабжения) могла бы осуществляться более эффективно и квалифицированно в своих собственных рамках, безотносительно (или очень малоотносительно) к применению полезных методов в других функциональных сферах деятельности фирмы и всего общества, в котором она оперирует

Многие работники сферы логистики заняты проведением в жизнь политики в области обработки заказов, планирования схем поставок, контроля над запасами и складирования с целью минимизации издержек на логистические операции (т.е. перевозку и хранение) и максимизации уровня обслуживания клиента (т.е. уменьшение времени обработки заказа и накладных на погрузку-разгрузку и перевозку товара). Разумеется, в таком подходе нет ничего неправильного, однако в этом случае логистическая деятельность не рассматривается как средство достижения конечного результата. Такая точка зрения и такой ракурс рассмотрения ограничены традиционным пониманием того, что следует изучать средства ведения логистической деятельности более квалифицированно и эффективно, и совершенно выпускается из виду такой аспект, как возможность влияния логистики на стратегию корпорации, на создание новых конкурентных преимуществ для фирм на рынке, или на улучшение общих экономических и социальных условий общества в целом [4].

Работники, занимающиеся новой логистикой, переключились на деятельность по расширению сферы логистики, включая в нее нетрадиционные элементы, дальнейшую интеграцию с другими функциональными структурами фирмы и принятие управленческой философии, которая рассматривает в единой целостности стратегическое планирование, корпоративную и маркетинговую стратегию.

Новый логистик формирует пространство деятельности своей фирмы, планирует комплексные операции и «подключает» к внешним источникам управляющих воздействий максимальное число подразделений компании. Критерий успешной работы логистика - минимизация усилий менеджмента компании при управлении стандартными производственными ситуациями, и оказание квалифицированной помощи для оперативного вмешательства высшего менеджмента в ситуациях нестандартных.

Новый подход отдает логистическому менеджменту функции анализа и оптимизации всех процессов, идущих через предприятие к потребителю. Современное понимание логистики рассматривает ее в качестве важной составной части разработки стратегии и управления непосредственной деятельностью, что не только создает возможности снижения затрат и повышения эффективности, но и позволяет упрочить позиции организации, повысить устойчивость и получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке.


Леншин И.А.



[1] Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т., Глушковская А.А. Логистика и маркетинг в пост-реформенной экономике России // Маркетинг в России и за рубежом, №5-6, 1999.

[2] Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997. 349 с.

[3] Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: Инфра-М, 2001. 608 с.

[4] Сток Джеймс Р. Теория и практика логистики: перспективы развития // http://www.madi.ru/logistics/liter/1/.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Современные концепции маркетинга
Пути совершенствования организации товародвижения строительных материалов в кооперативной торговле на базе маркетинга
Обучающаяся организация в системе менеджмента знаний
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Методические основы анализа резервов повышения качества продукции
Вернуться к списку публикаций