2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента



Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента


Этот переход сопровождается рядом качественных изменений в экономической среде. Ускорение НТП обусловливает появление все новых отраслей и производств и сокращение жизненного цикла товаров и услуг - производство все больше ориентируется на индивидуальные запросы потребителей и избранные сегменты рынка - резко возрастают требования к качеству продукции со стороны производителей и конечных потребителей. Все это приводит к невозможности детального прогнозирования будущих событий и вызывает необходимость повышения гибкости организаций, развития их способности к адаптации.

* * *

Важнейшим фактором развития бизнеса в ближайшем будущем будет являться глобализация. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Продолжающийся рост мировой экономики; экспансия новейших технологий; развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур; новые возможности для формирования глобальных логистических цепей; реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков являются основными движущими силами современной глобализации.

Народные хозяйства отдельных стран все более раскрываются по отношению к внешнему миру. Они не только связаны с сетью глобализации, они сами являются узлами этой сети. Каждый из таких узлов, прямо или опосредованно, находится в контакте со всем миром [1]. Тенденция образования мирового рынка оказывает большое воздействие на осуществление производственных функций предприятий. Они больше не организуют производство и не управляют им на региональном и национальном уровнях, а производят продукцию для мирового рынка и управляют мировыми системами производства и распределения, предполагающими оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков в мировом масштабе. Проявлением этих процессов стало все большее расширение и углубление международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса.

За последние годы многие компании осознали, что организация и управление материальными потоками в глобальном масштабе требует особого понимания и специальной подготовки. Актуальным является повышение эффективности менеджмента в глобальных цепях создания новой стоимости транснациональных корпораций, обеспечивающего дальнейшее снижение затрат за счет рационального размещения производственных подразделений в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции, организации полноценного сервиса. Растущая глобализация рынков и усиливающаяся конкуренция ведут к повышенному спросу на услуги международных логистических провайдеров, позволяющие снизить негативное влияние на обеспечение производственного процесса и конъюнктуру сбыта таких процессов, как многократные перегрузочные операции, продолжительные задержки грузов и транспортных средств на пограничных станциях, нарушение сроков поставки и др.

Успех ныне может быть достигнут только за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максимальное сокращение всех временных стадий жизненного цикла продукции, а именно: сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, времени поставок сырья и материалов, длительности производственного цикла, сроков обработки заказов, доставки и реализации продукции. Сокращение длительности этих стадий не возможно без узкой специализации функций на каждой из них.

* * *

В настоящее время фирмами широко используется частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам и организациям, которые получили название партнерской сети. Кроме того, для хозяйствующих субъектов промышленно развитых стран все большее значение приобретают всевозможные внешние услуги (консультативные, посреднические, юридические, страховые, рекламные, маркетинговые). Очень многие компании возвращаются к своему основному, если можно так сказать “коренному бизнесу”, освобождаются от вспомогательных и дополнительных производств. При этом производство, предельно рассредоточенное по внешним соисполнителям и интегрированное на основе Internet-технологии, становится гораздо более дешевым и гибким, чем прежнее, и позволяет производителям приспосабливаться к требованиям рынка и получать наибольшую прибыль.

Глубина специализации в обществе достигла такой степени, при которой появление конечного продукта или услуги возможно только при условии, что в нем оказываются заинтересованными все участники стоимостной цепочки. Если на ранних стадиях развития индустриального производства стоимостная цепочка по сути была двухзвенной, поставщик и производитель, причем готовая к реализации на рынке стоимость появлялась уже у производителя, то в современном мире число таких звеньев гораздо больше и при этом практически невозможно из них выделить главное.

Широкое развитие аутсорсинг [2] получил по ряду причин:

- во-первых, из-за роста конкурентной борьбы во всех секторах рынка и связанной с ним необходимости достижения наивысшей эффективности всех операций компании, стремящейся к завоеванию стабильного и долговременного преимущества над конкурентами;

- во-вторых, из-за стремления компаний к глобализации своей деятельности, при которой, однако, излишними являются собственная служба доставки, сбытовая сеть, обеспечение распределительно-складских функций, особенно на начальном этапе при переходе от рынка одной страны к другой;

- и в-третьих, аутсорсинг дает возможность практически любой компании, без необходимости пропорционального роста персонала и затрат, существенно наращивать основной бизнес (привлекая другие предприятия, способные добавить ценность товару или услуге) и сохранять при этом контроль над выполнением поставленных задач в рамках выбранной стратегии.

Необходимость гибкого реагирования на постоянно меняющиеся запросы потребителей, стремление обеспечивать сервис на самом высоком уровне все чаще приводят к необходимости интеграции фирменного менеджмента с многочисленными логистическими посредниками. Результатом подобного развития стало то, что содержание внешних снабженческих складов, транспортно-экспедиционная работа, другие операции, связанные с управлением движением материальных ценностей все чаще передаются специальному предприятию, предоставляющему эти услуги.

Привлекательность данной концепции обусловлена тем, что компании по осуществлению функций логистики располагают таким опытом работы, который отсутствует в собственной организации клиента. Помимо этого, выполнение логистических функций по контракту исключает необходимость значительных вложений в основные средства предприятия: транспорт, складские помещения, а также в современные технологии, например, в программное обеспечение по управлению запасами.

* * *

Под влиянием тенденций развития мировой экономики и ее технико-технологической базы меняются функции, методы управления, управленческая структура в корпорациях.

В будущем важное значение будут иметь такие управленческие и организационные структуры, которые могут быстро меняться, перестраиваться и, в частности, переходить на выпуск новой продукции. Как следствие, возрастает значение гибкости структур и подходов, а также скорости принятия решений. Поэтому сейчас часто говорят о “плавающих коалициях”, пользе методик “хаотичного движения” в противовес жестким организационным схемам, твердым инструкциям и иерархии.

Старые иерархически-бюрократические формы с ростом интеракционной плотности связей между клиентом и поставщиком, переходом от индустриального к “сервисному” обществу не выдерживают императивов новой экономики. Многие их качества сориентированы на стабильность отношений и препятствуют изменениям, развитию индивидуальной и коллективной квалификации, быстрому созданию новых, оригинальных ключевых компетенций [3].

Предприниматели должны иметь возможность приспосабливать свои формальные структуры к различным требованиям клиентов, партнеров и поставщиков. Необходимо также адаптироваться к внешним условиям и в плане распределения полномочий при принятии решений. Признаками передовой современной компании и компании ближайшего будущего являются развитие горизонтальных связей; создание сетевых коммуникаций; ориентация на работу в командах, проектных и целевых группах вместо прежних постоянных отделов; организация и автономизация разнообразных деловых центров взамен традиционных структур.

Иерархически выстроенные управленческие и административные пирамиды постепенно заменяются гораздо меньшими и более плоскими сетевыми образованиями. Это происходит главным образом потому, что в силу технологической реорганизации производственного процесса в 70-80-х годах рабочая сила сократилась до минимума. Компаниям пришлось обратить внимание на издержки содержания менеджмента и бюрократии, а также проблему эффективности своей внепроизводственной деятельности, включая сбытовую сеть и поставщиков. В большинстве случаев это обернулось сокращением прослойки средних менеджеров и упразднением рутинных административных функций, а влияние менеджера стало измеряться не количеством подчиненных, а числом стратегических решений, на принятие которых он оказывает непосредственное влияние.

Современная сетевая или модульная структура дает множество преимуществ [4]. В первую очередь - это возможность сконцентрировать усилия персонала на решении нескольких основных задач, заказывая выполнение других функций, таких как доставка сырья и материалов, распределение готовой продукции, отдельные производственные операции, специалистам вне компании. Модульная корпорация представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью наилучших поставщиков необходимых услуг, которые как модули в конструкторе могут быть задействованы или исключены по мере необходимости.

Сетевая структура сохраняет различия между отдельными партнерами (и тем самым разнообразие их ресурсов) при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.

Новыми явлениями в организации управления стали “виртуальные офисы” [5], которые в корне изменили методы координации и контроля, принятия и согласования тех или иных решений, повысившие самостоятельность работников и расширившие участки прямой работы с клиентами [6].

Виртуальное предприятие с достаточной степенью точности можно было бы назвать “предприятием конкретного потребителя”. Потребитель - единственный реальный элемент бизнес-системы виртуального предприятия. Конкретная потребность является исходным и конечным пунктом всех процессов, образующих бизнес-систему. Получается так, что товар, предназначенный для удовлетворения конкретной потребности, оказывается реализованным еще до того, как он произведен. Иными словами, он реализуется в форме “виртуального товара”, так как только конкретный потребитель представляет себе его в полной мере.

* * *

Возможность пересмотра организационных структур компаний связана с повсеместным проникновением информационно-коммуникационных технологий.

Информационные системы могут заменить сложившуюся иерархию для решения информационных проблем, а рост доверия между партнерами помогает решению организационно-интеграционных вопросов. Такой подход обладает тем преимуществом, что ситуативно в единое целое могут быть сведены компетенции для достижения рыночной цели без создания интегрированного предприятия, которое слишком медленно реагировало бы на изменения внешней среды [7]. Происходит появление нового стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.



[1] Бертольд Н., Хильперт Й. Экономическая политика для интегрированных мировых рынков // Internationale Politik. 1998. № 5.

[2] Оutsourcing - предоставление услуг с использованием ресурсов сторонней компании. В современной русскоязычной литературе нет четкого термина, аналогичного английскому outsourcing, поэтому встречаются следующие наименования данного явления: кооперирование, контрактирование, найм подрядчика и другие. Сторона, которая передает часть своих функций другой фирме, называется заказчиком, а исполнитель услуг - подрядчиком, контрактором, провайдером.

[3] Рюэгг-Штюрм Й., Ахтенхаген Л. Сетевые управленческо-организационные формы - мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. № 6. 2000.

[4] Под сетевой организацией понимается тип свободно связанной сети принципиально равноправных и независимых партнеров. Сетевая организация включает в себя элементы специализации функциональной формы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной организации. Сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов.

[5] Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.

[6] Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 2000.

[7] Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. № 3. 2000.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Маркетинговая модель мотивации персонала
Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента
Теория и практика управления развитием миллионого города - конкурентные преимущества
Маркетинговые технологии в управлении организацией
Взгляд на современный менеджмент
Вернуться к списку публикаций