2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента



Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента


Управление - функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима функционирования и реализацию цели деятельности.

БСЭ, т.27, с.33


Существование любой организации предполагает наличие трех тесно взаимосвязанных и неразрывных процессов: получение ресурсов из внешней среды, изготовление продукта или услуги и передача их во внешнее окружение. Ключевая роль в обеспечении функционирования и реализации цели деятельности организации принадлежит менеджменту.

Представления о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения в процессе развития общественных отношений и технического прогресса, а также эволюции бизнеса как такового. Рассматривая развитие систем управления в ретроспективе можно видеть изменение подходов к решению проблем управления связанные как с изменением объектов внимания исследователей, так и трансформацией общественных потребностей.

В зависимости от уровня развития средств производства можно выделить три типа управления: традиционное управление, управление на промышленном этапе - управление на постиндустриальной стадии [1].

Управление на начальном этапе развития промышленного производства, когда еще не получила широкого распространения машинная технология, строилось в зависимости от возможностей человека. На рубеже XIX-ХХ вв. в США появилась система управления работниками, основанная на инженерных расчетах, опытах и наблюдениях. Представители школы научного управления - Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, У. Кларк, Г. Эмерсон и др. при некоторых различиях во взглядах и подходах были едины в том, что производительность труда рабочего можно существенно повысить с помощью организационных и управленческих приемов и стимулировать адекватным вознаграждением. К. Адамецки распространил эти подходы на производственный участок с оборудованием и людьми, а А.Файоль в изданной в 1917 г. книге “Общее и промышленное управление” впервые сформулировал основные принципы рационального управления промышленной фирмой в целом как организацией. Ему принадлежит заслуга определения основных административных функций менеджера как плановика, организатора, координатора и контролера, что не утратило значения и в наши дни [2].

На промышленной стадии становления менеджмента организация производства и управление им преимущественно задаются техникой и технологией производства, а человек выступает в первую очередь как специалист по приведению в действие необходимых инструментов и технических средств для выполнения определенных операций. По мере развития научного менеджмента, идеи предложенные инженерами, постепенно перестали считаться универсальными и “единственно верными”, а наука управления стала приобретать междисциплинарный характер, в которую был введен социальный фактор. К решению управленческих задач после первой мировой войны подключились психологи и социологи.

Перенос центра тяжести в управлении с рационализации производственно-технологических операций на человека привел к появлению в 20-30-е годы гуманистического направления в менеджменте, к числу основателей которого можно отнести М. Фоллет и Ч. Барнарда. В рамках этого направления разрабатывались движение человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер), концепция человеческих ресурсов (А. Маслоу, Д. МакГрегор) и научный бихевиоризм (В.Д.Скотт). Один из важнейших провозглашенных ими постулатов - идентификация движущих мотивов поведения, учет индивидуальных запросов и потребностей работников в процессе управления. Теории мотивации, выдвинутые крупнейшими американскими психологами Ф.Герцбергом, Б.Скиннером и другими учеными, позволили составить более сложную картину гармоничных межличностных отношений в организациях и имели конечной целью повышение использования кадрового потенциала предприятий.

Наряду с гуманитарными проблемами управления разрабатывались и вопросы оптимального организационного построения (М. Вебер). Начиная с 50-х годов практика менеджмента накопила значительный опыт приспособления организационной структуры к конкретным и изменяющимся задачам компаний. Крупный вклад в обобщение опыта и научный анализ внесли британские исследователи (в частности Дж. Вудворд), показавшие связь организационного построения с размерами фирмы, выполняемыми задачами, численностью занятых и рядом других факторов.

В процессе развития менеджмента в течение первой половины ХХ века все яснее проявлялась ущербность одномерного подхода к управлению, когда во главу угла ставилась только проблема повышения эффективности рабочих или администраторов. В результате воздействия научно-технического прогресса технология производства все менее требовала непосредственного участия человека в изготовлении продукции. В тоже время возрастала роль других факторов производства и внешней среды, в следствие чего начал развиваться системный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное целое цели, ресурсы и процессы протекающие в организации и вне ее.

Одним из наиболее ярких представителей этого направления менеджмента является П.Друкер. В отличие от существующих ранее положений, согласно которым основное внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на функции администрирования, он сформулировал концепцию управления по целям, что в корне перевернуло логику управления. Последователи системного подхода к управлению Т.Питерс, Р.Утерман, Р.Паскаль и Э.Атос в своих исследованиях пришли к выводу, что организации могут эффективно функционировать и развиваться только если в них гармонично сочетаются намеченная стратегия и сложившаяся структура, существующие бизнес-процессы и наличный персонал, квалификация имеющихся работников и принятый стиль руководства.

* * *

Параллельно с развитием концепций менеджмента направленных на решение внутренних проблем организации, происходило изменение подходов к управлению, связанное с меняющейся внешней обстановкой, в которой приходилось существовать предприятию.

Возможность простого наращивания производственных мощностей на базе отработанных технологических процессов и быстрого роста объемов продаж просуществовала до того момента, пока потребитель, по мере удовлетворения первичного спроса, не начал перехватывать инициативу влияния на рынке.

После этого эпоха массового производства (по определению И. Ансоффа) начинает сменяться эпохой массового сбыта, которая вызвала к жизни сначала политику «товарной дифференциации», а затем потребовала тратить все больше сил и средств на исследования запросов потребителей, так как главным источником благополучия фирмы становилась реакция потребителя на производимый товар. В дополнение к ценовому конкурентному фактору возникла необходимость учета вкусов различных групп потребителей и постоянного обновления морально устаревающей продукции. Все это потребовало внесения изменений и в существующую парадигму управления.

В конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого века основным объектом внимания менеджмента становится быстро меняющаяся внешняя среда, ключевым звеном которой является потребитель. Так как главной задачей фирмы делается приспособление к факторам рыночной среды, то, как следствие, появляется острая потребность в специальных инструментах управления, обеспечивающих наилучшее решение этой задачи. В качестве одного из таких инструментов стал применяться маркетинг, который наряду с инструментами по исследованию быстро меняющейся, но практически не поддающейся влиянию фирмы внешней среды, в максимальной степени использует и управляемые со стороны фирмы переменные маркетинга, направленные на оптимальное использование ресурсных возможностей предприятия.

Вторая мировая война послужила катализатором применения в принятии управленческих решений математических и статистических методов и других количественных дисциплин. Отработанные во время войны приемы быстрого и эффективного перемещения больших объемов материалов и людей были весьма актуальны и для крупных коммерческих организаций. На новом витке развития менеджмента внимание вновь было сосредоточено на процессах и технологиях производства, а с появлением новых методов (в частности, с началом применения исследования операций не только для решения военных задач) и инструментальных средств (первые поколения ЭВМ) пришли к идее оптимизации производства. В это время начали широко использоваться прогнозирование, управление запасами, сетевое планирование, построение графиков производства, теория массового обслуживания, анализ безубыточности.

Таким образом, в процессе развития менеджмента “внимание к самой фирме” сменилось “рыночной концепцией управления предприятием”, а та в свою очередь была вытеснена парадигмой, в которой большее значение, чем рыночные возможности предприятия, играют внутренние ресурсы и компетенции фирмы [3]. По мнению швейцарского ученого Т. Йеннера, эти концепции не противоречат, но дополняют друг друга, так как «стратегический потенциал успеха предприятия складывается из специфического внутрифирменного и рыночного потенциалов, при этом в краткосрочном плане задача состоит в превращении существующих ресурсов в рыночные конкурентные преимущества, а долгосрочная конкурентоспособность предприятия зависит от его умения своевременно распознавать релевантные перемены в конкурентной среде и развивать свои ресурсы так, чтобы адекватно отвечать на эти изменения» [4].

Современный подход к менеджменту сильно отличается от традиционных представлений о процессе управления, предполагающем эволюционное развитие и непрерывные пошаговые изменения, жесткий контроль сверху до низу, разделение труда и специализацию, управление на основе объективных показателей и тщательного анализа. Новые условия требуют нестандартных управленческих решений и нелинейных инноваций взамен следования жестким графикам и устоявшимся правилам, отношения к переменам как к естественному состоянию внешней среды, увеличения объемов производства при сокращении используемых ресурсов, более полного использования внутреннего потенциала организации для повышения конкурентных преимуществ и непосредственного взаимодействия с партнерами для реализации философии взаимного выигрыша. Руководители могут сделать свои компании более конкурентоспособными путем создания коалиций с теми, кто разделяет общие интересы, с рабочими, управляющими, поставщиками, покупателями и даже с ожесточенными соперниками [5].

Гибкость, информированность, предприимчивость, сближение с клиентом - отличительные черты менеджмента начала XXI в. Из набора стандартных управленческих приемов менеджмент постепенно превращается в гибкий механизм управления, ориентированный на быстро изменяющееся внешнее окружение бизнеса, максимальное удовлетворение клиентов, применение информационных технологий, инициативу и интеллект сотрудников, умение работать в разнообразной культурной среде.

Последние полтора-два десятилетия стали периодом особенно значительных изменений во внутрифирменном механизме управления, что связано с переходом промышленно развитых стран к новой постиндустриальной цивилизации.



[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 528с.

[2] Шпотов Б. Корпоративное управление в ХХ веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления. № 1. 2000.

[3] Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления // Проблемы теории и практики управления. № 3. 2001.

[4] Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. № 2. 1999.

[5] Ефремов B.C. Новый мир менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 1998.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Методика контурного анализа развития конкурентной среды и уровня монополизации товарных рынков
Теория человеческой мотивации
Аттестация государственного (муниципального) служащего
Менеджмент в условиях глобализации
Научные предпосылки универсальной теории управления
Вернуться к списку публикаций