2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Лидерство и менеджмент в процессе социального управления



Лидерство и менеджмент в процессе социального управления


Современная система банковского, промышленного или бизнес-менеджмента настроена на денежный стандарт. Расчет, контроль и успех как таковой определяются, оцениваются и сравниваются в стандартной единице - деньгах. Все же другие ценности определяются как эфемерные, неуместные. Контроль над деньгами делает менеджеров всесильными. Переводя действия в деньги (цифры), мы можем сравнивать, контролировать и предписывать все, что угодно. Любой вид деятельности может быть подвергнут технологическому процессу, просчитан, компьютеризирован, короче, стать ощутимым и управляемым. Менеджер знает цену всего. Можно смело сказать, что денежная цена - одна из главных ценностей менеджмента.

Лидерство в противоположность менеджменту, делает акцент на таких ценностях, как творчество, интеллект, рассудительность и т.д. Иными словами в практике лидерства представлены философские ценности. Они становятся важными для существования современных организаций и составляют сущность взаимоотношений, в которые мы вовлечены на производстве.

Поскольку лидерство имеет личностную природу, постольку мы сталкиваемся с двумя важными проблемами в попытках рассмотреть его в современном организационном контексте. Во-первых, определить черты или характеристики лидера очень трудно. Внешние же его характеристики, такие как харизма, особенности личного правления и другие, тоже до конца не исследованы современной наукой, их трудно интегрировать в комплексную организацию. Во-вторых, лидерство как явление трудно контролировать, прогнозировать и предписывать. Современные же большие, хорошо структурированные организации нуждаются именно в контроле за индивидуальным и групповым поведением, необходимым для достижения желаемого результата и для обеспечения нормального функционирования организации. Деятельность по контролю, учету и управлению в рамках определенных правил должна быть объективной, бесстрастной, внеличностной.

Менеджмент как новое явление появился и развивался с целью помочь лидерству в обеспечении этого необходимого контроля. Современные социальные институты одобряют и принимают контрольный механизм, делающий возможным определение и предписание поведения работающей системы, ресурсов и людей. Вот почему они развивают различные формы управления (менеджмента) внутригрупповыми процессами и избегают лидерства.

В чем же состоят основные отличия лидерства и классического менеджмента?

Многие исследователи в нашем столетии рассматривали лидерство как составную часть менеджмента. В лучшем случае они определяли его как «хороший менеджмент». В худшем, как высший уровень, на котором менеджер демонстрирует свою компетентность. Проводя параллель между лидерством и менеджментом, можно легко и просто свести их к следующему утверждению, что хороший менеджмент и лидерство - это синонимы или две стороны одной монеты. Отсюда логично предположить, что успех в менеджменте одновременно означает и успех в лидерстве. Многие учебные пособия подчеркивают тесные взаимоотношения между лидерством и менеджментом. Они рассматривают лидерство как процесс влияния, который ведет членов группы к согласию с желательными для организации целями и методами. Лидерство, согласно этой концепции, становится еще одним (наряду с менеджментом) работающим инструментом в общем процессе управления обществом, его социальными институтами и организациями.

В последнее десятилетие некоторые авторы работают над изменением этой концепции. Все меньше теоретиков и практиков сегодня доказывают, что лидерство и менеджмент- это одно и тоже. Основные аргументы направлены на доказательство того, что лидерство и менеджмент имеют различные цели, задачи, теоретические основания и находятся на разных уровнях организационного процесса. Эти авторы считают лидерство более личностным, чем менеджмент в его ориентациях относительно членов группы или организации. Лидеры являются сосредоточением группового контекста, ценностей и ожиданий членов группы. Они структурируют группу и объединяют последователей с целью их активизации, минуя авторитарные механизмы. Классические менеджеры отвечают за результаты работы организации и осуществляют контроль за ее исполнением с помощью авторитарных механизмов. Что особенно важно, эти авторы подчеркивают, что лидеры являются носителями других нежели менеджеры ценностей.

Следует заметить, что современные исследования возникли не на пустом месте, они основываются на более ранних, тоже утверждавших, что лидерские задачи отличаются от менеджерских. Еще в 50-х годах Ф.Селзник разделил задачи тех, кто управляет организацией в целом, то есть лидеров-администраторов от задач обычных менеджеров, работающих в разных подразделениях внутри данной организации. Он определил лидерскую роль как ценностно-формирующую и институционно-изменчивую. Эта роль принимается им как зрелая. Согласно Селзнику, в зрелом организационном процессе переход от менеджмента к лидерству состоит в переходе от управленческого контроля к определению и усилению институциональных ценностей, которые проясняют и устанавливают тождество между организацией и обществом, частью которого она является [1].

А.Залежник [2] отмечал, что менеджмент и лидерство различаются по своим функциям, мотивам, характеристикам действующих лиц и по своей логике. Менеджеры имеют склонность к неличностным подходам и пассивности. Они предпочитают быть защищенными, идут только на хорошо просчитанный риск; строят свои отношения с людьми в зависимости от роли, которую те выполняют и сосредотачивают усилия на контроле, расчете и предсказуемости. Лидеры же демонстрируют противоположные характеристики. В использовании власти они пристрастны, не боятся идти на риск, предпочитают созидательную роль, изменяют устаревшие структуры и активно вовлекают в свою деятельность других людей. Работа Залежника помогла уяснить основные различия между лидерством и классическим менеджментом. Многие современные исследования опираются на его анализ.

Так У.Беннис, подтверждая идеи Залежника, дополняет характеристики, свидетельствующие о различиях лидерства и менеджмента. Он называет лидеров институциональными или структурными революционерами, поскольку те (в отличие от менеджеров) обладают талантом или способностью ясно видеть перспективу развития своей организации и стимулировать деятельность по ее достижению. Значение работы У.Бенниса состоит в том, что он одним из первых обратил внимание на факт, что современные сложные организации нуждаются в людях, представляющих два разных, уровня организационной деятельности, то есть и в лидерах, и в классических менеджерах [3].

Г.Фейрхольм, проанализировав основные работы, написанные разными авторами в 80-е годы ХХ века, вывел следующие характеристики лидеров , отличающие его от менеджеров:

- лидеры делают правильные вещи, а не просто правильно их делают;

- лидеры обладают масштабным мышлением;

- лидеры используют интуицию и индивидуальный подход в работе с другими людьми;

- лидеры поощряют, а не надзирают, вселяют энтузиазм, а не судят или ограничивают;

- лидеры смотрят выше и видят дальше каждого из всех членов организации;

- лидеры оказывают влияние на всех, работающих в организации и добиваются лояльности с их стороны ;

- лидеры достигают влияния на последователей вне зависимости от их прямой юрисдикции;

- лидеры уделяют особое внимание непостижимым для других перспективам, ценностям и мотивам;

- лидеры обладают политическим мастерством справляться с конфликтами разных потребностей своих последователей;

- лидеры мыслят в терминах обновления. [4]

Итак , лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности. Мы отходим от определения лидерства как деятельности по координации и подходим к его определению как структурно-ограниченного типа взаимоотношений, имеющего свою собственную систему. Короче, лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.

Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование. В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.

Итак, лидерство отличается от классического менеджмента. Менеджмент - одно. Лидерство - совершенно другое. Основные различия между ними приведены в таблице 1:


Менеджеры

Лидеры

размышляют в категориях сегодняшнего и вчерашнего дня, решают сегодняшние проблемы

должны думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне

отвечают за стабильность организации, ее работу в рамках установленных правил

отвечают за развитие, определяют ценности, философию и политику организации

представляют процесс

представляют направление истории, перспективу развития организации

ориентированы на средства

ориентированы на конечный результат

поддерживают баланс действий, операций

создают новые подходы и представляют новую арену для исследований

предсказуемы, так как придерживаются протокола

непредсказуемы, потому что изменчивы

в чистом виде - технологи

в чистом виде - философы


Таким образом, лидеры интегрируют цели и ценности отдельных людей с целями и ценностями организации, определяют цели организации, планируют ее деятельность, приспосабливая ее к намеченным результатам.

Место и роль лидерства и менеджмента в едином процессе социального управления анализировали Л.Галик, Л. Эруик, Г.Литчфилд, Дж.Гетзел. Е.Гьюба, Х.Телен, В.Томпсон и др. Наиболее полно система эмпирического административного процесса, была предложена К.Ходжкинсоном и отличалась от прежних моделей тем, что: здесь особенно подчеркивалось различие между категориями «лидерство-администрирование» и «менеджмент»; признавалась внутренняя философская природа социального управления; выводились некоторые общие заключения о дифференциальной экспертизе в ходе административного процесса.

«В едином административном процессе лидерскую роль можно обозначить как философскую (под философией в данном контексте понимается обоснование ценностных основ бытия организации), а менеджерскую - как прикладную или техническую. Обе эти роли дополняют друг друга. Если лидер-администратор задает ценностную базу организации, определяет перспективы ее развития и программу осуществления этой перспективы, то есть осуществляет политику организации. А его роль можно определить как творческую. Менеджер, напротив, выполняет предписанные технические и технологические функции, поддерживающие жизнедеятельность коллектива, то есть занимается каждодневной рутинной работой. Разумеется, менеджерский уровень может усилить лидерский. Оба они необходимы для успеха организации» [5].

В ряде современных исследований (например, у Г.Фейрхольма, С. и Т. Кучмарских) для более полной характеристики процесса социального управления вводятся такие понятия как «лидер-менеджер» и «лидер-администратор». Эти понятия характеризуют одновременно и факт существования лидерства на всех уровнях управления обществом или организацией, и необходимость охвата процессом лидерства всех уровней управления от менеджмента до администрирования.

Под управлением в широком смысле слова мы понимаем функцию любой организованной социальной системы, направленную на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия с внешней средой и на ее развитие. Социальное управление (администрирование) - это основанное на принципе обратной связи стихийное или целенаправленное воздействие на подсистемы (элементы) целостной социальной системы, с тем, чтобы функционирование и развитие данной системы стало оптимальным. Администрирование есть высший уровень управления организацией в целом, структурно высшая ступень организационной иерархии, имеющая выход на внешние связи. Необходимыми составными частями процесса управления являются лидерство и менеджмент.

Лидерство можно определить как вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которых является добровольность, а главными характеристиками: наличие перспективы, инновации, оправданный риск, созидание, активное вовлечение последователей а деятельность организации.

Классический менеджмент – есть управление-принуждение внутри организации на основе протокола, правил, распорядка, основанное на формальных взаимоотношениях между людьми и направленное на сохранение существующего порядка.

Идеальным условием развития любой организации является, на наш взгляд, совпадение лидерства и администрирования, лидерства и менеджмента и появление соответственно лидеров-администраторов, лидеров-менеджеров, выполняющих формальные управленческие функции, но обладающих лидерскими чертами и признаваемые в качестве лидера со стороны последователей.



[1] См.: Selznick, P. Leadership in Administration. N.Y., 1957.

[2] См.: Zaleznik A. Managers and Leaders: Are They Different?//Harvard Business review. 1977. ? 67.

[3] См.: Bennis W. The Artform of Leadership //International Management. 1982., ? 21; Ibid. Where Have All the Leaders Gone? //Contemporary Issues in Leadership. Boulder, Colo. 1984. P. 42-60; Ibid. Why Leadrs Can't Lead. San Francisco, 1989; Bennis W., Nanus B. Leaders: The Strategies for Taking Charge. N.Y., 1985.

[4] Fairholm G. Ibid. P. 43.

[5] См. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Автореф. дис. … доктора филос. наук. М., 1996.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Теория и практика управления развитием миллионого города - конкурентные преимущества
Выбор стратегии изменения
Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента
Научные парки и технопарки в трансформационной экономике
Дизайн и цветовое решение интерьера
Вернуться к списку публикаций