2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Бизнес-планирование как форма экономического управления



Бизнес-планирование как форма экономического управления


При осуществлении планирования и управления в целом предпринимателю или фирме приходится осуществлять поиск и выбор некоторых типовых для данной парадигмы решений. Нетиповые решения возникают, когда ситуация выходит за рамки действующей парадигмы. И наибольшие сложности у сегодняшних лидирующих предпринимателей обычно возникают при необходимости деловых контактов с носителями устаревшей парадигмы. Им приходится не только выступать в качестве движителя рыночной экономики, но еще и преодолевать инерцию партнеров по бизнесу.

В этих условиях неопределенность в принятии решений, а равно и риск предпринимательской деятельности неизмеримо возрастают. Риск является неизменным спутником предпринимательства, рыночной экономики. Именно риск фактически отсутствовал в условиях планового ведения хозяйства, или, иначе говоря, функцию защиты от риска брало на себя государство, соответственно отказывая и в самой возможности рисковать - в свободе предпринимательства. Взамен оно давало разрешение на труд; в тех рамках объема и его оплаты, которые государством же и регламентировались. Но отсутствие риска, в сущности, означает и невозможность оценивания эффективности деятельности.

Управление риском достаточно развито в условиях рыночной экономики, где для этого созданы специальные институты защиты от риска: осуществляется страхование предпринимательского риска и даже имеются широкие возможности рисковать несобственными средствами. Помимо этого, развитая рыночная экономика в целом характеризуется высокой степенью организации и управления, которое в действительности оказывается более жестким, чем в условиях плановой экономики.

Планирование деятельности компании осуществляется посредством строгого распределения обязанностей между исполнителями и недопущения возможностей «внутренних отклонений». В сущности, несрабатывание плана может происходить исключительно по не зависящим от самой компании причинам, на этой основе и строится концепция риска. При этом специалисты компании обладают необходимой степенью свободы в принятии решений в соответствии с собственной компетентностью. Интересы сотрудников и самой компании взаимоувязываются таким образом, что успешность ее работы отражается на доходах каждого, последние могут определяться уровнем вложенного труда, его влияния на общий успех.

Несмотря на то, что предпринимательство без риска немыслимо, именно необходимость его принятия оказывалась существенным тормозом на пути вхождения нашей страны в рыночную экономику. В условиях переходной экономики риск возрастает значительно как в силу общей экономической нестабильности, так и внутренних причин - несрабатываемости новых механизмов управления, приверженности работников прежним методам управления. В результате западные бизнесмены нередко отказываются от весьма выгодных сделок из-за их колоссальной рисковости.

Отличительной особенностью так называемого капиталистического производства может считаться и включение в него качественных показателей, которым в нашей стране ранее не уделялось должного внимание. Именно качественные характеристики продукта и товара оказываются одним из важнейших показателей, определяющих успешность функционирования и развития фирмы.

Несмотря на постигающие экономически развитые страны с некоторой периодичностью кризисы, на что в советский период у нас стремились обращать главное внимание, экономику этих стран характеризует необходимая степень стабильности как следствие их высокой организованности. Последняя отнюдь не является результатом государственного вмешательства, а прежде всего обусловлена длительностью протекания процессов самоорганизации. Экономическая стабильность способствует более эффективному взаимодействию бизнесменов, успешной деятельности фирм, так как позволяет «обуздать» риск, управлять его степенью.

Организованность рынка «не отменяет» неопределенности, с которой связано его развитие, но дает возможность прогнозировать действия других субъектов, согласно общей логике развития, и в соответствии с этим строить собственные планы. В этих условиях легче реализовывать свои интересы и взаимоувязывать их с потенциальными партнерами. Рынок может быть уподоблен живому организму, где все органы, выполняя собственные функции, действуют согласно общим правилам.

С точки зрения экономического управления отличий в производстве бумаги, хлеба, автомобиля практически не существует. Рыночная экономика подходит к этому однозначно, анализируя потребности населения в тех или иных товарах и услугах, изучая рынок для приобретения сырья, конкурентную среду, собственные ресурсы и их резервы, организовывая само производство и рынок сбыта.

В условиях плановой экономики также определялись потребности населения, разрабатывался общегосударственный план и «спускался» до непосредственных производителей, которые зачастую могли выполнить этот план исключительно с помощью «талантливых» снабженцев. Организация же рынка сбыта передавалась уже другому субъекту, деятельность которого не была увязана с получаемой прибылью.

Поэтому успехи развития рыночной экономики во многом зависят от того, как быстро российские предприниматели смогут понять логику ее развития и перейти на новые формы хозяйствования, научатся управлять по - рыночному.

Особенность переходного периода к рыночной экономике в России охарактеризуется тем, что она проходит все этапы развития капитализма, но в более сжатом виде и с наименьшими издержками. России даже удалось избежать возможного отката назад, что произошло в некоторых странах бывшего «социалистического лагеря».

Однако чтобы эффективнее управлять, необходимо лучше понимать сущность законов экономики, общественного развития. К сожалению, инерция мировоззрения присуща не только руководителям бывших государственных предприятий, но и политикам, общественным деятелям. Если внимательно посмотреть на процесс принятия нового законодательства, деятельность сегодняшних госучреждений, то увидеть «отголоски» прежней системы несложно. В отсутствие налогового законодательства вся деятельность налоговой инспекции и полиции, в сущности, строилась на противоправных действиях. Но и подходы к разработке нового законодательства ориентированы на фискальную политику, которая вряд ли пойдет на пользу нашей экономике.

Так или иначе, экономические проблемы перехлестывают другие сферы общественной жизни, и решать их придется одновременно. Именно взаимообусловленность социально-экономической и общественной сфер жизни не позволяет надеяться на возможность сокращения переходного периода к рыночной экономике.

Планирование в условиях развивающихся рыночных отношений всегда направлено на удовлетворение, в первую очередь собственных потребностей физических и юридических лиц. Последнее же становится возможным через систему взаимодействия с другими субъектами, взаимоувязывания интересов.

Чем крупнее бизнес, тем, соответственно, больше у него и возможностей для удовлетворения своих интересов, но тем очевиднее для него становится необходимость стабилизации общества, учета общественных интересов. Обольщаться возможностью общественного саморегулирования здесь не предлагается, равно как и не отрицается роль государства в социально-экономических преобразованиях.

В экономически развитых странах государство проводит антимонопольную политику, способствует развитию малого и среднего бизнеса, процессу самозанятости населения и обеспечению социальной защищенности населения от жесткого воздействия рынка. Но определить сегодня его функции в условиях переходной экономики весьма сложно.

С одной стороны, требовать от государства того, чтобы оно действовало строго в парадигме рыночной экономики, видимо, неразумно. Но сегодня оно постоянно сбивается «на проторенный путь», предпринимая попытки использовать прежние методы регулирования, которые, если даже и преследуют цели содействия общественной стабилизации, могут оказать тормозящее влияние на развитие общества.

На данном этапе общественного развития представляется актуальным необходимость установления более тесных контактов государства с предпринимательскими структурами, с тем, чтобы совместными усилиями вырабатывать способы стабилизации социально-экономического развития.

В становлении подлинно рыночных отношений в России важнейшими функциями государства представляются отработка отвечающего рыночной системе законодательства и обеспечение условий для его неукоснительного соблюдения, а также содействие формированию рыночных инструментов. Велика роль государства в создании конкурентной среды, без чего невозможно нормальное функционирование рынка. И здесь особое значение приобретает политика по становлению и подъему малого бизнеса. Чрезвычайно актуальной задачей государства является также искоренение сплошь и рядом используемых властями методов управления экономикой, не совместимых с природой рыночной системы.

В переходной экономике России весьма примечательным явлением стало рождение холдинговых компаний, с помощью которых становится возможным не только решение проблем инвестиционного дефицита, но и существенного прорыва в развитии рыночных отношений, инновационной сферы.

«Новизна» производимого товара является важным фактором экономического развития, и действенным инструментом в конкурентной борьбе. Нацеленность на инновационную деятельность, динамичное освоение современных, новейших технологий и услуг определяют позиционирование на рынке.

К началу экономических реформ наша страна подошла с огромным научно-техническим и технологическим потенциалом, который, в сущности, по сей день не задействован в экономической сфере, хотя объективных оснований для этого достаточно. Но именно в условиях холдингов становится наконец-то возможным реализовать накопленный потенциал и организовать научную деятельность в новой экономической среде.

Венчурный бизнес относится к категории рискового предпринимательства. Он способен оказать решающее влияние на достижение экономических успехов и представляет собой «направление предпринимательской деятельности, связанной с риском капитальных вложений в развитие науки, техники, производства», позволяет «стимулировать создание и внедрение технологических разработок в производство» [1].

Как считают зарубежные специалисты, он может быть наиболее активен именно в производственной сфере, в отраслях с технологически развитой инфраструктурой, а его рентабельность в несколько раз превышает прибыли от вложений капитала в любые другие сферы.

Ренессанс рискового бизнеса в экономически развитых странах начался примерно в конце 70-х годов, и благодаря ему были достигнуты значительные успехи. В нем заложен огромный потенциал, и не случайно такие государства, как США и Япония, вкладывают в научную сферу огромные, в том числе государственные средства.

В большинстве этих стран венчурный бизнес реализуется посредством создания специализированных инвестиционных компаний относительно небольшого размера, либо структурных единиц крупных корпораций. Говоря о развитости рыночной экономики, обычно отмечают и тот факт, что развитой является не только инвестиционная, но и инновационная сфера, в которой действуют банки и другие финансовые учреждения; для инвестиций в сферу научных исследований.

Проведение научных исследований не обязательно требует больших коллективов, и, как правило, осуществляется в рамках малых фирм, позволяющих реализовывать независимость творчества. Но собственных средств чаще всего бывает недостаточно, а сам риск такого предпринимательства весьма велик, и без соответствующей инфраструктуры нововведений выжить ему весьма трудно.

В отечественных условиях многочисленные малые предприятия, образовавшиеся на заре перестройки и ориентированные на оказание научно-исследовательских услуг, в своем большинстве не смогли противостоять рыночной конкуренции именно в силу рисковости данного предпринимательства. Венчурный бизнес был вынужден уступить место торгово-посреднической деятельности.

Но в настоящий момент актуальность его развития, равно как и производственной сферы, становится очевидной, так как без этого стране предстоит довольствоваться ролью «сырьевого придатка» мировой экономики.

При всех экономических сложностях возможность для становления венчурного бизнеса в российских условиях уже имеется и может реализовываться в рамках холдинговых структур. Последние выступают как объединения предприятий среднего и малого бизнеса, вне зависимости от формы их образования (слияния или дробления крупного предприятия и последующего слияния его единиц). Они заинтересованы в развитии венчурного предпринимательства, которое при грамотных расчетах и удачном стечении обстоятельств может принести значительную прибыль.

Сама холдинговая структура строится с целью обеспечения наибольшей стабильности, что не исключает возможности проведения рисковых операций, «гасящихся» организацией и управлением деятельностью. Механизм стратегического управления научно-инновационным развитием приведен на рисунке 1. [2]

Система построения и управления холдингом позволяет осуществлять в ее структурных подразделениях относительно свободный научный поиск оригинального решения технических и технологических проблем, касающихся общей деятельности, хотя и не предусматривает долгосрочных и ориентированных на перспективу разработок. Таким образом, становится возможным не только проводить научные разработки (преимущественно прикладного характера), но и добиваться ощутимого экономического роста, способствуя, в целом экономическим преобразованиям общества.

Рис. 1. Механизм стратегического управления научно-инновационным развитием.

Выход на мировую арену отечественной экономики будет зависеть не только от того, как скоро могут быть преодолены негативные моменты переходного периода, но и от уровня развития научно-технической сферы, ее включенности в область производства. Для дальнейшего развития представляется необходимым формирование целостной экономической инфраструктуры, что отчасти может решаться и самой сферой предпринимательства.

Таким образом, в результате проведенного здесь анализа выявлены особенности управления в условиях переходной экономики как действующие на стыке двух парадигм. Сформулировано сущностное различие рыночной, плановой экономики и обоснована недопустимость соединения принципов управления, базирующихся на разных парадигмах. Приводятся аргументированные доводы в пользу применения новых форм управления, присущих рыночной экономике, от чего зависят успехи ее развития в нашей стране.



[1] Черняк В.З. Оценка бизнеса.; М.: Финансы и статистика, 1996.; С.62.

[2] Вельков А.В. Механизм корпоративных стратегий управления инновационной деятельностью. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финансов, 1997. С. 10.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516




Интересное:


О подготовке предпринимателей для инновационной деятельности
Инновационный банковский менеджмент - насущная задача для российский коммерческих банков
Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
Начальная подготовка предпринимателей
Маркетинговые технологии в управлении организацией
Вернуться к списку публикаций