2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Бизнес-планирование как форма экономического управления



Бизнес-планирование как форма экономического управления


Корректировка показателей деятельности фирмы в условиях финансовой нестабильности

Анализ финансовой деятельности даже в условиях развитой рыночной экономики обязательно производится с учетом поправок на инфляцию. В условиях же переходной экономики без этого не обойтись вовсе, так как «финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной информации» [1]. Инфляцию определяют как процесс, характеризующийся общим повышением уровня цен, чаще проявляющийся вследствие чрезмерного выпуска денежной массы.

В относительно стабильной рыночной экономике может наблюдаться колебания цен в ту или иную сторону на некоторые группы товаров, что не обязательно должно расцениваться как проявление инфляции. О существовании последней речь может идти лишь в том случае, если «происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т.е. снижается покупательская способность денежной единицы» [2].

«Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия», при этом существенное негативное влияние на размеры дохода оказывают также неплатежи; высокая же инфляция «затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия» [3]. «Объективно оценить финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия без коррекции на инфляцию данных отчетности невозможно» [4].

Помимо обычной инфляции в экономической сфере существует такое понятие, как гиперинфляция, которое может определяться по различным критериям, но в большинстве случаев говорят о ее существовании, если годовой рост цен составляет 100%. Гиперинфляция характерна для стран с неразвитой производственной сферой, с переходной экономикой, и присуща современной российской ситуации.

Для этих условий разработаны специальные международные стандарты составления отчетности; «Финансовая отчетность в гиперинфляционной среде» (стандарт № 29), позволяющий осуществлять экономическую деятельность и ее контролировать. Основными моментами при проведении расчетов могут считаться: ориентация на установление цен в так называемой твердой валюте; с относительно стабильным курсом, и пересчет всех финансовых операций осуществляется с соответствующей индексацией.

Понимая под индексом цен показатель, характеризующий их изменение, в этих условиях может быть более эффективным использование «агрегатного» индекса цен, выраженного через товарообороты:

Ц0; фактическая цена товара в базисном периоде;

Ц1; цена в отчетном периоде (или прогнозируемая);

V1; объем реализованной продукции в натуральном выражении.

Данная формула позволяет проанализировать влияние цен на изменение товарооборота. Определенным недостатком этого способа расчета может считаться тот факт, что товарооборот, указанный в числителе, выражается в ценах отчетного (или прогнозируемого) периода, а в знаменателе; в ценах базисного. И вместе с тем, таким образом становится возможным вычислять величину инфляционного влияния как положительную разность между числителем и знаменателем. Сопоставимый же товарооборот (Тс) может определяться делением фактического товарооборота (Тф) за отчетный период на индекс цен:


Тс = Тф / Iц . (22)


Инфляция по-разному влияет на так называемые монетарные и немонетарные активы предприятия, причем первые могут обесцениваться. Поэтому сторонниками концепции финансовой природы капитала предложена методика расчетов баланса с использованием динамики общего индекса цен. Общую оценку активов в сопоставимых ценах предлагается рассчитывать следующим образом:

Цобщ; оценка всех объектов в денежных единицах одинаковой покупательской способности;

Ц i; цена объекта, приобретенного в i-том году;

Iцт; индекс цен текущего года;

Iц i; общий индекс цен i-того года.


Содержание данной методики состоит в количественном выражении общего прироста авансированного капитала, складывающегося под влиянием инфляции, в общем индексе цен.

Планирование в условиях инфляции - задача сложная, и в современной экономической литературе можно отыскать множество методик проведения финансовых расчетов в зависимости от специфики деятельности конкретного предприятия. Однако в качестве основополагающих принципов, применимых для каждого предпринимателя, может быть рекомендовано руководствоваться следующими:

- отдавать предпочтение краткосрочным проектам;

- применять так называемый модифицированный коэффициент дисконтирования, в котором должна содержаться поправка на прогнозируемый уровень инфляции.

Метод дисконтирования денежных поступлений используется для расчетов рентабельности инвестиционных вложений, где учитывается фактор времени, принимается в расчет изменение стоимости денег во времени. Говоря о дисконтировании денежных потоков, имеют в виду «метод оценки программ капиталовложений», который предусматривает оплату основных средств в начале программы и «позволяет определить, будут ли данные программы давать удовлетворительный доход» [5].

Коэффициент дисконтирования используется в процедуре расчета сложных процентов и позволяет определить стоимость инвестиций через некоторое количество лет:


S = P ( 1 + r ); где (24)

P - начальная сумма инвестиции;

S - стоимость инвестиций через n лет;

r - ставка процента, указанная в виде десятичной дроби.


Снизить воздействие инфляции на результаты финансовой деятельности позволит также контроль над уровнем рентабельности, закладываемой в расчетную цену продукции. Ее величина (р) рассчитывается как результат деления получаемой прибыли (П) на произведенные затраты (З), и для выражения ее в процентах следует результат умножить на 100%:


р = П х 100% / З (25)


При вычислении рентабельности в условиях изменения экономических факторов (цены, удельных затрат, объема реализации) может анализироваться «чувствительность» планов, что также необходимо и актуально для переходной экономики.

Анализ чувствительности обычно применяется, если с помощью расчетов, проводимых другими элементарными или интегральными методами, получается результат, свидетельствующий о неэффективности плана, и требуется отыскать некоторое оптимальное решение, изменяя показатели экономической деятельности в допустимых пределах. Осуществление же этого анализа возможно на базе данных финансовой отчетности и с использованием компьютерной техники, специально разработанных программ.

В результате проведенного здесь анализа предложено использовать формы и методы финансового планирования, повышающие устойчивость деятельности предприятий в условиях высокой инфляции и общей экономической нестабильности. Предлагаемые методы и расчетные показатели классифицированы в соответствии с тремя основными документами финансового плана: баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Даны рекомендации по корректировке финансовой деятельности в условиях гиперинфляции и практические советы ориентироваться на вложение в новое дело собственных средств.


В качестве примера предлагаем структуру бизнес-плана ООО «Технология» - частного предприятия, специализирующегося на выращивании монокристаллического кремния для нужд электронной промышленности и солнечной энергии.

Раздел 1. Цели и задачи предпринимательской сделки

Раздел 2. Обобщенное резюме. Основные параметры и показатели

2.1. Цель проекта

2.2. Анализ рынка

2.3. Предлагаемый продукт

2.4. Маркетинг и сбыт

2.5. Финансовые данные

Раздел 3. Характеристика товаров и услуг, предоставляемых потребителю

З.1. Описание продукта

3.2. Цена реализации продукта

3.3. Рынки сбыта

3.4. Стратегия продвижения товара на рынок и реклама.

Раздел 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж

4.1. Описание и обзор отрасли

4.2. Рынки сбыта. Их размер

4.3. Результаты тестирования рынка

4.4. Сроки поставок

4.5. Конкурентоспособность

4.6. Слабости позиции и трудности выхода на рынок

Раздел 5. План действий и организационные меры

5.1. Производственные мощности. Поставщики сырья

5.2. Место производства. Схема производственных потоков

5.3. Контроль качества и упаковка

5.4. Утилизация отходов

5.5. Новый персонал для производства пластин

5.6. Потребность в сырье и материалах на производство одной пластины

5.7. Сведения об основных фондах

5.8. Организационно-правовая форма

5.9. Структура органов управления и кадровая политика

5.10. Характер бизнеса, Расположение предприятия

5.11. Персонал

Раздел 6. Ресурсное обеспечение сделки

6.1. Расчет потребности в оборотных средствах

6.2. Привлечение средств в виде ссуды

6.3. Учет фактора времени. Начисление сложных процентов

6.4. Расчет себестоимости производства единицы продукции

6.5. Прогноз объемов реализации и производства продукции

6.6. План доходов и расходов

6.7. Расчет выплат налогов из прибыли

6.8. Баланс денежных поступлений и выплат

6.9. План по источникам и использованию средств

6.10. Плановый баланс активов и пассивов на 1998 г.

6.11. Анализ безубыточности

Раздел 7. Эффективность проекта

7.1. Основные показатели за первый год работы

7.2. Оценка рисков проекта


Бизнес-план инвестиционного проекта, предложенного той же фирмой, оформлен так:

Раздел 1. Краткое резюме

Раздел 2. Описание проекта

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Обеспечение производства

2.3. Стоимость проекта

Раздел 3. Характеристика заемщика

Раздел 4. Анализ рынка

Раздел 5. Финансовый анализ

5.1. Проект (структура его себестоимости и расчет внутренней нормы доходности инвестиций)

5.2. Заемщик (анализ финансового состояния предприятия, планируемые денежные потоки, отчеты о прибылях и убытках, прогнозные балансовые отчеты и финансовые показатели предприятия)

Раздел 6. Финансовый план

6.1. Проект (капитальные затраты)

6.2. Заемщик (затраты)

Раздел 7. Процедуры закупок оборудования (производитель оборудования, система заказа)

Раздел 8. Управление проектом (обеспеченность квалифицированными кадрами, налаживание контактов с фирмой-производителем оборудования)

Раздел 9. Экологические аспекты

Раздел 10. Рекомендации по кредитованию

Заключение

Таким образом, первый проект предназначен для внутрифирменного использования, второй - для внешнего инвестирования. Как видно из приведенных примеров, каждый из представленных бизнес-планов имеет свою специфику.[53]



[1] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. С. 37.

[2]Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. С. 419.

[3] Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия. М.: Юни-Глоб, 1992. С. 37.

[4] Там же. С. 38.

[5] Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Методы инвестирования капитала. С. 69.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516




Интересное:


Стиль руководства в условиях рынка на малых предприятиях
Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления
Анализ состояния кооперативной торговли строительными материалами и использование маркетинговых принципов в ее организации.
Логистическая постановка проблем оптимизации менеджмента
Маркетинговая деятельность: некоторые правовые аспекты
Вернуться к списку публикаций