2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяМенеджмент и маркетинг — Бизнес-планирование как форма экономического управления



Бизнес-планирование как форма экономического управления


Если для экономически развитых стран вероятность риска максимально равна 0,3, то для российских условий ее значение составляет 0,9, хотя в реальности показатель может быть меньшим. В некоторых случаях в качестве характеристики риска используют средневзвешенную величину вероятности риска, но и при этом картина риска мало меняется.

Осуществление анализа рисков и проведение мероприятий по их предотвращению в условиях развитого рынка возлагается на менеджера по рискам; для этой цели дополнительно могут привлекаться эксперты. Их задача заключается в том, чтобы заранее спрогнозировать возможность появления рисков, типы рисков, причины и момент их возникновения, разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации ущерба, который они могут вызвать.

Схема управления движением денежных средств

Рис. 4. Схема управления движением денежных средств

Деятельность предприятия в условиях рыночной экономики так или иначе связана с риском, и задачей менеджмента предприятия является снижение уровня риска. Для этого используются диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение всей необходимой, достоверной информации о предстоящем выборе и результатах.

Диверсификация предполагает распределение инвестиционных средств между различным видами деятельности фирмы. Неся убытки по одному виду деятельности, она может получить прибыль, развивая другую деятельность. Такой подход представляет собой неплохую основу для обеспечения устойчивости предприятия к изменениям во внутренней и внешней среде фирмы.

Для снижения степени риска используются имущественное страхование (страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, грузов и т.п.), страхование от несчастных случаев (то есть страхование общей гражданской и профессиональной ответственности). Широко используется страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. Практикуется такой вид страхования, как хеджирование. По целям и технике проведения операции выделяют: хеджирование продажей, то есть заключение производителем или владельцем товара фьючерсного контракта в целях страхования от снижения цены при будущей продаже товара, либо уже производимого фирмой, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, то есть заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта для страхования от увеличения цены при покупке необходимого товара в будущем.

Лимитирование предполагает установление ограничений на сумму расходов, объемы продаж в кредит, на вложения капиталов и т.д.

Используя резервирование для снижения уровня риска, фирма создает своего рода фонд средств на покрытие непредвиденных расходов, связанных с устранением последствий наступления риска: финансирование дополнительных работ, компенсация непредвиденного повышения материальных, финансовых и трудовых затрат, возникающих в процессе функционирования предприятия.

Распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта.

Схема анализа источников риска

Рис. 5. Схема анализа источников риска

Мерами же по снижению рисков выступают экономические, к которым относят: диверсификацию производства, маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, использование аккредитивных форм оплаты за товар, корректировку цен с включением ее в условия договора, создание резервных фондов и др. Кроме того могут использоваться и меры юридического, психологического характера, обеспечения соблюдения коммерческих тайн.

При анализе степени риска необходимо учитывать и следующее обстоятельство. Управленческие решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности результатов и ограниченности информации. Значит, чем полнее и достовернее информация, тем больше возможностей подготовить хороший прогноз и снизить риск.

Как отмечалось ранее, в странах рыночной экономики весьма развита система страхования, и действует она чрезвычайно эффективно, что отчасти обуславливается высокой степенью организованности самой экономики. В отечественных условиях проблема рисков может считаться наиболее болезненной и уязвимой для предпринимательской деятельности, поэтому здесь вносится предложение о ее рассмотрении в качестве самостоятельного раздела бизнес-плана. Недостаточная разработанность данной проблематики требует ее дополнительного рассмотрения в следующей главе.

В Приложении обычно приводятся так называемые вспомогательные документы, способствующие обоснованию тех или иных частей бизнес-плана. На разных этапах развития предприятия (стадии становления, устойчивой деятельности, изменения ее направления) могут быть различными и документы, в том числе, определяться спецификой деятельности.

Каждая фирма данный вопрос решает самостоятельно, в зависимости от собственного усмотрения и целей планирования. Это могут быть договоры страхования, об аренде, о субподряде, о поставке материалов и оборудования, копии патентов, торговых марок на продукцию, макеты рекламы, тесты, определяющие качество товара, юридические документы, касающиеся образования и деятельности фирмы необходимы статистические данные.

Таким образом, здесь рассмотрена структура бизнес-плана, разработанная для переходной экономики на базе отечественных и зарубежных публикаций, даны рекомендации относительно содержания его основных разделов с учетом специфики российских условий, необходимости их согласованности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516




Интересное:


Некоторые психологические аспекты предпринимательского управления нововведениями
К вопросу об управлении трудом
Делегирование в системе управленческих действий
Лидерство и менеджмент в процессе социального управления
Выбор стратегии изменения
Вернуться к списку публикаций